четверг, 15 августа 2013 г.

Русская литература в лицах

Источник
Русские поэты и писатели: биографии, портреты, статьи о творчестве, анализ произведений.
ЛЕРМОНТОВ М.Ю.
 ПУШКИН А.С.
 АКСАКОВ С. Т.
ЧЕХОВ 
КУПРИН 
 ЕРШОВ 

Домашний репетитор 
 Лермонтов

                      А.П.Чехов. Анализ рассказа "Злой мальчик"

Рассказ «Злой Мальчик» написан в 1883 году и относится к раннему творчеству Антона Павловича Чехова. Впервые читатели познакомились с ним со страниц сборника «Пестрые рассказы» (1886г.). Характеризуя в своих воспоминаниях "Пестрые рассказы", Короленко пишет, что вся книга "проникнута еще какой-то юношеской беззаботностью и, пожалуй, несколько легким отношением к жизни и к литературе, сверкала юмором, весельем,
часто неподдельным остроумием и необыкновенной сжатостью и силой изображения". 
      Композиция данного эпического произведения традиционна: в экспозиции мы узнаем о том, что главные действующие лица – молодые люди, причем говорящая фамилия «Лапкин» определяет кроткий характер героя рассказа. Портрет девушки дан в одной детали – «вздёрнутый носик». Также в экспозиции определено место действия – «чудное местечко» на берегу водоёма. Завязка рассказа начинается с объяснения в любви, сентиментальная сцена постоянно прерывает репликами, связанными с рыбной ловлей. И здесь Чехову приходится смешать не только стили, но и художественные направления – сентиментализм и реализм. Возникновение конфликта с младшим братом девушки предшествует умышленный повтор – «нечаянно», который лишь подчеркивает, что действие происходит намеренно, а не случайно. Далее динамично развивающиеся в течение лета события приводят к развязке – Лапкин делает предложение девушке. И риторическое восклицание автора: «О, какой был счастливый день!» - казалось бы, должно было привести к воссоединению юных сердец и всепрощению. Но кульминация рассказа, как всегда у Чехова, парадоксальна: герои не целуются на радостях, что родители дали согласие на свадьбу, а устраивают экзекуцию их маленькому мучителю. «А Коля плакал и умолял их…»
       И в развязке мы видим, что наивысшим блаженством для влюбленных было отнюдь не то, что они нашли свою половинку, а месть злому мальчику. И вот наконец мы можем определить проблему рассказа – отсутствие нравственного стержня у людей, которых во времена Чехова называли обывателями.

   Название рассказа готовит читателя к абсурдному осмыслению слова «злой», в духе чеховской ироничности и подтекста. Абсурдно несоответствие начала рассказа и его окончания: сначала влюбленные тайно целовались, а в конце рассказа еще с большей страстью таскали за уши маленького шантажиста. Так определилась тема рассказа – нелепая и безрассудная жизнь маленьких людей. Контрастным и убогим видится тихий «мирок» обывателей и нешуточные страсти, кипящие в этом уютном, но очень ограниченном мире, в который не проникают глобальные проблемы. В сущности, автор рассказа сам всегда мечтал жить в небольшом поместье со своей семьей, выращивать цветы и крыжовник, ловить в пруду рыбу.
    Почему же Чехов решил посмеяться над своими героями?
   Наверное, потому, что, когда мы ограничиваем свой мир от сложных социальных проблем, мы перестаем развиваться, и простые житейские ситуации приводят нас в тупик. Так объяснение в любви получилось каким-то неуклюжим: главное (предложение руки и сердца) смешалось со второстепенным (ловлей рыбы). Абсурдным в рассказе также является то, что молодых людей автор называет по имени-отчеству. Смешным кажется унижение жениха перед злым мальчиком.
    Над ранними рассказами Чехова всегда смеялись, но если вдуматься, то понимаешь, что повествуют они о грустном. Недалекие люди, обыватели, смешно выходят из нелепых ситуаций. Герои ранних чеховских рассказов глупо живут, глупо любят, глупо шантажируют. Автор видит, как уходит время возвышенных чувств, красивых отношений, честных рукопожатий. Как «Вишневый сад» разделили на части, так и огромный мир распадается на маленькие «мирки», в которых идет беспрестанная «мышиная возня».
    Это горькое распадение мира на части ощущал и другой писатель – Н. В. Гоголь. В повести «Нос» мы видим, как нос майора Ковалёва начал жить собственной жизнью: ходить в мундире по городу и служить в департаменте.
   Чехов, сохраняющий традиции русской сатирической литературы, показал мельчание душ людей. И маленький юмористический рассказ приводит к серьезным размышлениям. Это главное достоинство чеховской прозы – просто рассказать о сложном, в малом раскрывать значительное, и мы видим, что этими приемами Чехов – прозаик овладел уже в ранних юмористических рассказах. «Смех сквозь слезы» - это главное достоинство сатирической прозы, заставляющее задуматься о своей жизни и задать себе вопросы: «А правильно ли мы живем? Не размениваемся ли мы на мелочи?  Не упускаем ли мы главного в жизни?». И Антон Павлович помогает нам понять, что жить надо во имя любви и милосердия, а не ради мести и ненависти. Это основная мысль рассказа.

1 комментарий: