вторник, 10 сентября 2019 г.

Итоговое сочинение. Структура


ТЕМЫ           Аргументы
  1. Историческое
  2. Биографическое
  3. Аналитическое
  4. Цитатное
  5. Личностное

Биографическое вступление

Вся жизнь великого русского мыслителя и писателя Л. Н. Толстого — это бесконечный поиск самого себя. Пройдя через соблазны большого света, через ужасы войны, став знаменитым на весь мир писателем, Лев Николаевич ни на минуту не останавливался в поиске своего предназначения. Не случайно для ответа на вопрос «Какую жизненную цель можно считать достойной?» мы обращаемся к роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир».

Аналитическое вступление

Согласно толковому словарю, верность — это неизменность и стойкость чувств по отношению к чему- либо или кому-либо, способность твѐрдо, непоколебимо выполнять свой долг, сдерживать обещания. Это противоположность коварству, предательству, измене, обману. Верность не ждѐт ничего взамен, о ней не договариваются заранее, она всегда с человеком в любых его начинаниях, будь то отношения с людьми или со своим внутренним миром, мыслями, суждениями, верой.

Цитатное вступление

«Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть». Мне кажется, эти слова Антона Павловича Чехова очень точно характеризуют равнодушных людей. Действительно, как иначе назвать состояние нравственной глухоты, безразличия, с которым всѐ чаще приходится сталкиваться в обществе?

Личностное вступление

Я не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…

Речевые клише — это готовые образцы словосочетаний. С их помощью итоговое сочинение легче структурировать, не теряя основную нить суждения.

Клише к итоговому сочинению:

 
 

Для вступления

  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, ... 
  • Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что... 
  • Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что …
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: ... 

Для перехода к основной части

  • В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
  • Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема...
  • Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к ...
  • Обратимся к произведениям художественной литературы
  • За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
  • Размышляя о ..., я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором...
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: ...(ответ на вопрос, заданный во вступлении)

Для тезисов

  • Сегодня мы понимаем, что...(основная мысль сочинения)
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, ...(основная мысль сочинения).
  • Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что... (основная мысль сочинения)
 

Для аргументов

Обращение к произведению
  • Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме… 
  • Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).
  • Тема (...) раскрывается в произведении… (автор, название).
  • Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и ...(имя писателя) в...(название произведения).
  • Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
  • Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
  • Вспомним героя повести… (автор, название).
  • Обратимся к роману… (автор, название).
  • Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.

Интерпретация произведения или его фрагмента:

  • Автор повествует о…
  • Автор описывает…
  • Поэт показывает…
  • Писатель размышляет о…
  • Писатель обращает наше внимание…
  • Писатель заостряет наше внимание на …
  • Он акцентирует внимание читателя на…
  • Этот поступок героя говорит о ...
  • Мы видим, что герой поступил так потому...
  • Автор показывает, к каким последствиям привело...
  • Этому герою/поступку автор противопоставляет...
  • Писатель осуждает…
  • Он ставит нам в пример…
  • Автор подчеркивает…
  • Автор утверждает…

Промежуточный вывод:

  • Писатель считает, что…
  • Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
  • Мы можем прийти к выводу...

    Для заключения

    • Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
    • Невольно напрашивается вывод…
    • Таким образом, мы приходим к выводу: …
    • Итак, можно сделать вывод, что…
    • В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о ...! Будем помнить о...!
    • Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
    • В заключение хочется выразить надежду на то, что…
    • Хочется верить, что…
    • Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
    • Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
    • Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что...
    • Заканчивая рассуждение на тему «...», нельзя не сказать, что люди должны…
    • (Цитата)«...,» - писал .... В этих словах выражена мысль о .... Автор текста тоже считает, что .…
    • К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «...»? Думаю, надо…

     

     Материалы для подготовки к итоговому сочинению в 11 классе:

    Рекомендации по вступлению в итоговом сочинении

    • Не стоит начинать сочинения с «атаки вопросами». (Пр. Что такое верность? Какую роль играет верность в отношениях? Что значит быть по-настоящему верным?) При таком подходе даются общие ответы обо всем и ни о чем. Дайте ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения, этого будет достаточно.
    • Во вступлении часто используются определения из словаря. Необходимо использовать их с умом. Они должны быть мотивированы темой.
    • Не увеличивайте объем вступления. Вступление должно составлять не более 15 % от всего сочинения.
    • Во вступлении должен быть обозначен проблемный вопрос  (это сама тема) и формулировка ключевого тезиса, который будете доказывать 
    Смотреть в PDF:
    Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.


    Источник: https://www.ctege.info/voprosyi-i-otvetyi-po-itogovomu-sochineniyu/vstuplenie-v-itogovom-sochinenii-vidyi.html




    Источник: https://www.ctege.info/voprosyi-i-otvetyi-po-itogovomu-sochineniyu/vstuplenie-v-itogovom-sochinenii-vidyi.html



     Презентация № 1
     Обзор тем ( практикум) презентация № 2

    Презентация № 3 . Л.Н. Толстой
     Структура сочинения



    Как писать итоговое сочинение?
    План сочинения.

    1. Вступление
    2. Тезис
    3. Связка
    4. Аргумент 1
    5. Микровывод
    6. Связка
    7. Аргумент 2
    8. Микровывод
    9. Заключение
    Вступление.
    Определяем направление будущих размышлений, подводим к тезису, обыгрываем ключевые слова темы, можно дать определение, поговорить о месте этих явлений в жизни человека и т.д.)

    Тезис.
    Тут все зависит от того, как сформулирована тема сочинения.

    - Если тема сочинения сформулирована в виде вопроса, то тезис – это ответ на вопрос.
    - Если тема сформулирована в виде метафорического высказывания, то тезис – это расшифровка высказывания.
    - Если тема сформулирована в виде цитаты, которую не нужно расшифровывать, то необходимо пересказать мысль своими словами, расширить ее, распространить.
    Связка.
    Теперь подробнее о связке. Связка - это переход от одной мысли к другой (от одной части сочинения к другой) Необходимо плавно переходить от тезиса к аргументации, а не просто ни с того ни с сего начать говорить о конкретном произведении.

    Микровывод. 
    После анализа произведения, следует подытожить свои мысли, это полезно еще и для того, чтобы ваши мысли не увели Вас в другую сторону.

    Аргументация в итоговом сочинении= анализ произведения, героя произведения или ситуации.
    Из каких частей может состоять этот анализ:

    План анализа персонажа:
    1. Название произведения, имя автора и героя, который будет подтверждать ваш тезис.
    2. Портрет героя, описание его внешности, речи, мнение окружающих о персонаже, его индивидуальные и типические черты ( маленький человек, лишний человек, новый человек, нигилист и т.д.), социальный статус, место в системе персонажей( главный герой, второстепенный герой, эпизодический, антагонист)
    3. Характер персонажа. Его нравственные характеристики.
    4. С какой ситуацией или выбором сталкивается персонаж, как себя проявляется в жизненных ситуациях, с кем или чем происходит конфликт.
    5. Подробный анализ ситуации, которая является доказательством вашего тезиса.
    6. Мнение автора произведения о герое, его поступках.

    Комментариев нет:

    Отправить комментарий