среда, 3 марта 2021 г.

Итоговое сочинение. Примеры

► Тематическое направление ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИИ27.09.2021
► Темы и критерии 2021/22 г. Логика и композиция сочинения20.09.2021
В рассказе «Чистый понедельник» немного другая ситуация. Героиня колеблется между решением уйти в монастырь и продолжить вести обычную жизнь. Она многосторонне обдумывает решение, сравнивает оба образа жизни, посещая капустники, рестораны и кладбища, церкви, службы. Но такое чувство, что она до последнего момента, до Чистого понедельника, не знает, где окажется завтра. На всякий случай она жаждет испытать все наслаждения свободной жизни. Однако выбор сделан, девушка покидает героя, привычную жизнь и становится монашкой. Мне кажется, что впоследствии она жалела, это показывает эпизод в конце: она интуитивно почувствовала присутствие главного героя в темноте, видимо, чувства остались. Переломный момент этой жизни — канун Чистого понедельника, вечер прощания со светскими удовольствиями.

Источник: https://www.kritika24.ru/page.php?id=120722


Забвению не подлежит

   Согласны ли вы с тем, что культура – это память человечества?








   Во все времена культура являлась важной частью жизни людей, отражая их быт, переживания, идеалы и ценности. Именно поэтому произведения культуры для нас – память о прошлом.

   Одно из произведений литературы, подтверждающих этот тезис, — роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Именно благодаря этому произведению у большинства из нас сформировалось представление о России времён наполеоновских войн. Лев Николаевич изобразил светские салоны и военную службу, дворян и крестьян, обычаи, нравы, реалии страны в эту эпоху. Толстой не только воссоздаёт исторические события и культурные особенности этого периода, но и показывает, чем тогда жили люди. Наряду с ужасами Бородинского сражения автор описывает философские размышления Андрея Болконского, вместе с вторжением Наполеона в Москву – волнение Наташи Ростовой перед первым в её жизни балом. Этот роман позволяет читателю из XXI века взглянуть на мир глазами дворянина из XIX века, по-настоящему проникнуться культурой этого времени. Благодаря этому «Война и мир» позволяет сохранить память о жизни России времён Александра I для многих поколений.

  Другое литературное произведение, запечатлевшее свою эпоху – «Слово о полку Игореве». Этот памятник древнерусской литературы повествует о походе князей на половцев в 1185 году. Неизвестный автор «Слова…» ярко описывает не только эти события, но и переживания героев. Читатель видит волнение Ярославны за судьбу своего мужа, возмущение Святослава поступком Игоря, его переживания за судьбу страны. Так, мы можем видеть, чем жили люди в XII веке, какими они могли быть и что их волновало. Также «Слово…» — один из основных источников информации о языке этого исторического периода. Учёным известно много летописей, современных этому произведению, но именно в «Слове…» древнерусский язык особенно богат и красочен. Поэтому благодаря «Слову о полку Игореве» в памяти многих поколений сохранился и язык наших предков.

   Таким образом, эти произведения показывают, что культура является памятью человечества. Ведь именно благодаря ним мы имеем представление об эпохах, которым они посвящены. Литературные произведения наряду с любыми другими произведениями искусства запечатлевают исторические реалии и духовную жизнь людей для будущих поколений. 

 Как связано забвение с утратой ценностей?

    Как связано забвение с утратой ценностей? Я считаю, что человеческие ценности можно назвать ценностями, которые по своей натуре «забвению не подлежат», поэтому забвение всегда будет взаимосвязано с утратой ценностей. Человеческие ценности очень важны, они не только отличают нас от остального живого мира, но и показывают наш внутренний духовный мир.  Ценности просто так у людей не возникают, они формируются целую жизнь. Все что ты видишь, слышишь, чувствуешь служит твоим примером, которому ты будешь пытаться соответствовать. Следовательно, чтобы ценности не терять, нужно их не забывать, то есть находится в подобающим тебе обществе. Чтобы доказать свою позицию, обращусь к произведениям художественной литературы.
      Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» является наиболее ярким примером о верности и измене родине, то есть утрате человеческих ценностей. Андрий - самый противоречивый персонаж повести. Он хоть и является талантливым бойцом, но у него нет цели, которая есть у его отца и брата Остапа. После воссоединения отца со своими детьми, они в скором времени отправляются воевать в Запорожскую Сечь. Победив несколько битв, казаки под командованием Тараса берут в осаду польскую крепость. В этой крепости находилась прекрасная полячка, в которую был по уши влюблен Андрий. Тайком ночью прокрадывается он к ней и говорит ей, что отказывается от своей родины, от верности своему народу, от отца и брата. «Кто сказал, что моя отчизна Украина? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя — ты!...И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!» Андрий влюбился в милую девушку и готов ей служить до последней капли крови.    Это качество могло бы быть достойно восхищения, но в данной ситуации любовь не может выглядеть благородной и возвышенной. Из-за любви казак предает свою отчизну. Он был влюблен в такой степени, что совсем забылся, потерял Андрий честь, достоинство, отчизну, отца, в общем, утратил ценности, которыми была полна его личность.
       В заключение хочется сказать, что забвение и утрата ценностей взаимосвязаны. Любое изменение в одной области, несет последствия для другой. Поэтому, чтобы оставаться человеком, нельзя ценности предавать забвению.

 Между прошлым и будущим: портрет моего поколения  

1.Может ли классическая литература дать ответы на вопросы, волнующие современного подростка? 

    Большинству моих сверстников классическая литература представляется скучным и устаревшим явлением. Но я считаю, что в этих книгах, если читать их вдумчиво и внимательно, можно найти ответы на многие вопросы. В силу разных причин мы не обо всём можем поговорить со взрослыми. А вот книги, как мудрые старшие товарищи, помогут нам разобраться в жизненных хитросплетениях, а зачастую, и в самом себе. Только книги тоже должны быть мудрыми. А такая характеристика, в первую очередь, относится к классической литературе.

    Каждый молодой человек и девушка
мечтает о настоящей любви, о счастливой семье. А как разобраться, настоящее это чувство или иллюзия? Как построить гармоничные семейные взаимоотношения? Ответы на эти вопросы я нашла на страницах романа Л.Н.Толстого “Война и мир”. Наташа Ростова в первых главах этого произведения практически моя сверстница. Мне очень понятны её чувства: желание любить и быть любимой, волнение перед выходом в свет, трепет от первого поцелуя. Конечно, в наше время молодые люди ведут себя более раскрепощённо, но переживания юной Наташи я с лёгкостью переношу на себя. Мне казалось, что стиль нашей жизни достаточно жёсткий и меркантильный. Но судьба юной Наташи тоже не была безоблачной. В то далёкое, и как мне казалось, романтичное время так же находилось место подлости, предательству и жестокости. Коварство Анатоля и Элен Курагиных, рассчётливость князя Андрея, жестокость его отца и другие события разбивали нежное сердце “графинюшки”. Но Наташа выдержала, сквозь слёзы приняла и усвоила эти жизненные уроки. История превращения наивной девушки в практичную, домовитую женщину научила меня мудрости и рассудительности. В конце романа меня, конечно, разочаровало представление героини о любви и семье. Но потом я поняла, что только в юности эти понятия для нас возвышенны, отрезаны от реальности и быта. А в зрелые годы они воспринимаются как жизненный стержень, который позволяет сохранить свои чувства не в красивой мечтательной оболочке, а в реальной жизни, полной обычных бытовых проблем. И не случайно автор делает мужем мечтательной и восторженной Наташи не благородного Андрея Болконского, а неуклюжего Пьера Безухова, который любит не Наташу-мечту, идеал, а реальную женщину, со всеми её ошибками и недостатками. Эта история помогла мне осознать, что идеальных людей нет, у каждого есть изъяны. Поэтому нужно любить человека таким, какой он есть, уметь понимать и прощать. В этом, я думаю, и заключается секрет семейного счастья.

   Практически в каждом классическом произведении есть страницы или строки, которые помогают что-то понять или переосмыслить. Кроме судьбы героини Л.Н.Толстого большое впечатление на меня произвела история любви Мастера и Маргариты. Герои М.А.Булгакова тоже лишены романтического ореола. Они уже не молодые люди, знакомятся на улице и живут в подвале. Мастер пишет свой роман, а Маргарита ему помогает, оберегает его. Эти герои тоже готовы принять и простить друг другу слабости, ошибки, и неудачи. Они не требуют материальных выгод и удобств, им просто достаточно быть вместе. Вот именно так, без каких-то красивых излишеств, способен любить не каждый. Но именно это - быть вместе с любимым человеком - и составляет настоящее счастье. Именно это придаёт силы героям, чтобы преодолеть все испытания, вставшие на их пути, и снова обрести друг друга.

   Может ли классическая литература дать ответы на вопросы, волнующие современного подростка? Мне кажется, что я уже дала полный и развёрнутый ответ на этот вопрос. Классическая литература даёт нам ответы на многие жизненные вопросы, делает нас мудрее, опытнее, культурнее. 

2.Как формируются нравственные ориентиры современного человека?

    Я думаю, что нравственные ориентиры современного человека, как и человека других эпох, формируются под влиянием многих факторов. И в первую очередь, это, конечно, семья. Родители, даже если они не проводят воспитательные беседы, а просто живут обычной будничной жизнью, оказывают непосредственное влияние на своих детей. Дети всегда берут пример с мамы и папы, копируют их действия, поступки и внешность. То, о чём разговаривают и как ведут себя старшие, навсегда остаётся в памяти и сознании ребёнка. Я не раз замечала такую закономерность. Если, например, в семье слушают красивую музыку, не повышают голос при общении, не употребляют нецензурную лексику, то ребёнок, чаще всего, вырастет спокойным и культурным. И наоборот, там, где ребенка окружают ругань, неуважительное отношение к другим людям, он становится несдержанным, грубым или абсолютно закомплексованным человеком.

   Герои многих литературных произведений как раз и подтверждают моё мнение. Особенно это прослеживается в романе И.А.Гончарова “Обломов”. Два главных героя, два друга, Илья Ильич Обломов и Андрей Иванович Штольц, абсолютно противоположные личности. Автор подробно рассказывает об их детстве. В связи с этим становится понятно, почему они живут по таким разным принципам. Илья Ильич с младенчества впитал в себя дух Обломовки, где хозяева в основном спали и ели. Труд не был ценностью в семье Обломовых. Родители даже не принуждали сына к серьёзному обучению. Главное, по их мнению, - это здоровье и покой.   Такую установку их сын пронёс через всю жизнь. Лежание на диване и “ничегонеделание” стали жизненной философией этого героя.

В семье Штольцев правила жизни были совершенно иными. Отец был строг с Андреем, приучал его к труду с ранних лет, сам обучал точным наукам. Собственным примером Иван Богданович показал сыну, как надо серьёзно относиться к делу и к своему будущему. Именно труд и целеустремлённость помогли уже взрослому Андрею Ивановичу Штольцу добиться многого в жизни в отличие от своего ленивого товарища.

   Пример этих героев служит доказательством того, что в любые времена именно семья является для человека главным жизненным ориентиром. Но если бы родители были единственным примером, то люди вырастали бы точной их копией. А это не так. На человека оказывает влияние вся окружающая действительность. Когда ребёнок подрастает, он общается с друзьями, воспитателями, учителями и другими людьми, смотрит телевизор, слушает музыку, посещает массовые мероприятия. Всё это влияет на его характер, интересы, формирует мировоззрение, нравственные принципы. Нельзя не упомянуть ещё об одном факторе, оказывающем влияние на нравственные ориентиры современного человека. Это интернет. Беспрепятственный доступ во всемирную паутину может помочь укрепить нравственность, а может и окончательно разрушить её. И здесь я снова хочу вспомнить о роли семьи. Когда родители общаются со своими детьми, интересуются их жизнью, разделяют или поддерживают интересы ребёнка, интернет не станет паутиной, затягивающей подростка в пучину ненависти, безысходности и жестокости. Он будет для него источником знаний и возможностей, способом творить добро и нести в мир красоту.

Разговор с собой  

1. Как научиться понимать самого себя?

   Каждый из нас, наверное, хотя бы раз в жизни оказывался в ситуации, когда сам не понимаешь, чего хочешь. Из таких ситуаций очень трудно выбраться, потому что единственным выходом становится полное понимание своей сущности, своих желаний и целей, а также осознание себя как личности и принятие собственных недостатков. Мало кому удаётся добиться этого и следствием неудачи в понимании себя становятся самые разные жизненные проблемы. Люди, старающиеся добиться успеха в этом деле, как мне кажется, упускают из виду некоторые важные моменты. По моему мнению, человек, желающий себя понять, должен уметь задавать вопросы самому себе и отвечать на них, узнавать у родных и близких о себе, о том, каков он для них, а также не бояться и пробовать менять свою жизнь, если того требует твоё сердце.

    К сожалению, мало кто умеет задавать себе правильные вопросы и честно на них отвечать, а ведь без этого невозможно найти себя. Правильная постановка вопроса и честный ответ на него помогают докопаться до самых глубоких недр души человека, раскрыв всю сущность его характера сейчас и позволяя заглянуть на возможное его развитие в будущем.  Среди литературных героев существует много и тех, кто практиковал такой "разговор с собой", и тех, кто ни разу не задавал себе даже единого вопроса, считая, что и так уже всё о себе знает. Отличным примером человека, который без таких вопросов никогда бы не обрёл смысл в своей жизни, является Гай Монтэг из романа Рэя Брэдбери "451 градус по Фаренгейту". Конечно, не только вопросы помогли ему добраться до истины, но и некоторые люди, которые, неожиданно, появились в его жизни, но без вопросов он бы никогда не смог найти тот самый смысл и цель, которые нашёл в конце. Он долго мучился, отвечая на эти вопросы, но поборов свои предрассудки и заложенные обществом стандарты мышления, получил заслуженные награды в виде смысла своего существования и понимания своего истинного "я".

   Также немаловажным аспектом является взгляд со стороны. Лучше всего, когда это взгляд близкого человека, который хорошо тебя знает и может честно рассказать о том, как видит тебя и твои поступки, так сказать, со своей колокольни. Всё-таки наше окружение, зачастую, знает о нас даже больше, чем мы сами. Именно этого не хватило Родиону Раскольникову из романа Фёдора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание". Он загорелся своей безумной идеей спасения сестры от брака путём убийства богатой старухи и совсем забыл спросить, хочет ли того сама его сестра. Также всё подкреплялось его желанием проверить свою теорию о "тварях дрожащих и право имеющих". Он сам не понимал сможет ли он это сделать, а если сможет, то как будет потом жить. Он уже был поглощён этой идеей и готов был узнать себя, лишь проверив на практике свою теорию. Возможно, обсудив свою идею с близкими и услышав, что те думают, он бы одумался и пришёл бы к правде как-нибудь по-другому, отказавшись от своей безумной теории. Но даже не попробовал им рассказать, считая, что они просто не смогут его понять, и в итоге пришёл к тому, что единственная правда теперь для него - это через страдание начинать свой поиск заново.

    Без проб и ошибок невозможно чего-то добиться, тем более в таком деле как понимание своей сущности. Мы никогда не узнаем, что какая-либо жизнь нам нравится или не нравится, не попробовав её на вкус и не ощутив все её тонкости. Отлично демонстрирует это Пьер Безухов из романа Льва Николаевича Толстого "Война и мир". Всю свою жизнь он находится в поисках себя. Он пытается понять, что правильно, а что ложно, как надо, а как не надо, чего он хочет, а чего нет. Эти все поиски никогда бы ни к чему не привели, если бы не постоянные жизненные испытания, которые Пьер сам для себя создавал. Все они были бесценным опытом для него и, не пройдя и не попробовав всё это, он бы никогда нашёл себя в спокойной семейной жизни со своей давней любовью Наташей Ростовой.

Все эти методы не гарантируют обретения своего истинного "я", ведь жизненные обстоятельства у каждого разные и способы также могут быть разными, но они являются основой, фундаментом успешного понимания своей сущности для большинства людей. Без них добиться своей цели возможно, но очень трудно, как показывает нам опыт предыдущих поколений. Методы у каждого могут быть разные и, на самом деле, это не особо важно. Тут более важным является результат и то, насколько им удовлетворён сам человек. 

3.Как узнать о сильных и слабых сторонах

собственной личности?

   Каждый человек время от времени задаёт себе вопросы: “Какой я? Что я из себя представляю?”. Оценить свою личность довольно трудно. Чаще мы слышим оценку окружающих, и зачастую с ней не соглашаемся. Как же можно узнать о сильных и слабых сторонах собственной личности? Ответ на этот вопрос я попыталась найти в произведениях классической литературы.

Самым ярким примером эксперимента над собственной личностью, на мой взгляд, является жизнь Родиона Раскольникова из романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”. Этот герой решил узнать, можно ли его считать сильной личностью. Способ, который он выбрал для этого, нельзя назвать удачным и разумным. Взяв для себя в пример Наполеона и других сильных мира сего, Раскольников решает совершить преступление. Ему кажется, что, переступив через собственную совесть, убив “вредную старушонку”, он лишь подтвердит собственную силу духа. Родион считает, что ради великого дела рациональность и холодный расчёт должны перевесить жалость и человечность. Однако, сильным, на мой взгляд, он остаётся лишь тогда, когда оставляет вдове Мармеладова деньги на похороны, защищает от похотливого франта опозоренную девушку, спасает детей во время пожара. До самых последних страниц романа герой пытается разобраться в собственном я, и, по сути, занимается этим всю свою жизнь.

На протяжении всей жизни изучает сильные и слабые стороны собственной личности герой романа Л.Н.Толстого “Война и мир” Пьер Безухов. Уже при первой встрече с этим персонажем, внешне неприглядным и нелепым юношей, приходишь к выводу о том, что он не безразличен к своему внутреннему миру и состоянию. Пьер всё время изучает себя, пытается гармонично влиться в окружающий мир. Он, как любой человек, ошибается, разочаровывается, страдает, но при этом постоянно совершенствует себя, поднимает до более высокого духовного уровня. Что бы он ни делал, попадал ли в нелепые ситуации, идя на поводу у таких, как Курагины, или вёл задушевные беседы с князем Андреем Болконским, везде заметна его внутренняя работа, “диалектика души”. Пьеру пришлось пройти через многие испытания: предательство, коварство окружающих, измену жены, войну и плен. Но из каждого такого жизненного урока он извлекал опыт и находил возможность подняться на более высокую духовную ступень и стать счастливым.

Так как же человек может узнать о сильных и слабых сторонах собственной личности? Исходя из этих примеров, я думаю, что люди познают себя через жизненный опыт, через трудности, которые надо научиться достойно преодолевать. Проходя определённую жизненную ступень, совершая какой-то поступок, пусть даже и не самый правильный, человек анализирует то, что с ним произошло, пытается разобраться, что он сделал не так. Такой внутренний анализ в совокупности с жизненным опытом и позволяет разобраться в своём внутреннем мире, воспитать в себе полноценную личность. 

2.Что значит быть самим собой?

1.

Неслучайно французский писатель Стендаль писал: "Стараться быть самим собой — единственное средство иметь успех". Ведь быть собой - значит обрести внутреннее равновесие, отказаться от всего, что навязано извне.

О том, что значит обрести себя, писал Лев Николаевич Толстой в романе "Война и мир". Перед сражениями 1805 года Андрей Болконский видит целью своей жизни добиться славы. Именно поэтому кумир героя - Наполеон. Во время битвы под Аустерлицем Болконский решает совершить подвиг: он берёт в руки знамя и ведёт отступающих в панике солдат в бой. Когда герой оказывается ранен, он переосмысляет свои ценности. Впоследствии он увидит Наполеона собственными глазами, но уже не будет чувствовать благоговения. Перед Бородинским сражением Андрей произнесёт следующие слова: "Война - не любезность, а самое гадкое дело в жизни". Участие в кровопролитной битве помогло герою отказаться от ложных идеалов и обрести душевную гармонию. Благодаря этим событиям Болконский стал самим собой.

К этой теме также обращался Александр Сергеевич Пушкин в произведении "Капитанская дочка". Уезжая на службу, семнадцатилетний Пётр Гринёв мечтает о веселье и кутеже. Желая показаться взрослым, он играет на деньги в бильярд и проигрывает огромную сумму. Позже герой ссорится с вырастившим его слугой Савельичем, который указал на глупость этого поступка. Затем Гринёв осознаёт, что быть взрослым - значит хранить честь и ценить близких людей. Осознав эти ценности, Пётр совершает несколько по-настоящему благородных поступков.

Встретившись лицом к лицу с Пугачёвым, герой отказывается признавать его государем, а во время оккупации Белогорской крепости он отправляется спасать свою возлюбленную Машу Миронову, несмотря на опасность. Так, Гринёв становится самим собой, обретя истинные ценности и доказав это своими поступками.

Итак, быть самим собой - значит обрести внутреннюю гармонию и настоящие ценности. Путь к обретению себя лежит через множество испытаний и ошибок.

2.

Что значит быть самим собой? На первый взгляд, это очень простой вопрос. Но когда пытаешься на него ответить, то понимаешь, что это не так. Наверное, неслучайно такой выдающийся писатель, как Станислав Лем, утверждал: “Нужно быть собой. Всегда собой, изо всех сил собой, и тем больше, чем трудней...”. Размышляя об этом, я решила обратиться к литературным произведениям.

Герой повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка” Пётр Гринёв в самых тяжёлых испытаниях остался собой, не изменил своим принципам и идеалам. Когда молодой офицер попал в руки бунтовщиков, он остался верен присяге и воинской чести. Пётр знал, что сейчас его повесят, но не дал клятву верности Пугачёву. Он откровенно сказал своим мучителям, что присяга даётся один раз, и отрекаются от неё только бесчестные люди. Такую искренность и благородство Гринёв проявляет во всём. Несмотря на различие сословий, он одаривает незнакомого путника, который помог найти дорогу к постоялому двору. Не верит в наговоры Швабрина про Машу Миронову. Возвращается в Белогорскую крепость, захваченную бунтовщиками, чтобы спасти свою невесту. Да и с самим Пугачёвым, который у всех вызывает страх, он разговаривает с откровенностью и достоинством. Петр на всю жизнь запомнил наставления отца: “Береги платье снову, а честь смолоду”, - и никогда не отступил от этого принципа.

Ещё одну героиню, которая до конца сумела сохранить себя в самых нечеловеческих условиях, можно встретить на страницах романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. Это Соня Мармеладова. Всю свою жизнь эта девушка испытывала только нужду, голод и унижение. Вечно пьяный отец, голодное существование всей семьи, упрёки и ругань мачехи заставили Соню вступить на путь разврата. Но и в этой обстановке, когда, кажется, совсем не остаётся места духовности, героиня поражает своей чистотой и гуманизмом. Она всегда готова сопереживать и помогать. Помогать всем, кому сможет. Даже жить “по жёлтому билету” она начала лишь для того, чтобы прокормить семью. Всеми униженная, она находит в себе силы стать поддержкой и настоящим духовным спасением для Раскольникова. Соня с детства впитала в себя христианские ценности, и никакая физическая и моральная грязь не сумела очерствить и запачкать её светлую душу.

Эти герои по-настоящему сильные люди. Их жизнь и поступки могут служить примером того, как в невероятных условиях можно сохранить в себе самого себя, такого, за которого не будет стыдно.

 Время перемен 

1.Перед каким выбором оказывается человек в эпоху перемен?

   Время перемен – черта, которая разделяет старое и новое, вчера и завтра. В такое нелёгкое время каждому человеку приходится выбирать между прошлым и будущим.

   Человека в эпоху стремительных перемен описал Антон Павлович Чехов в комедии «Вишнёвый сад». В начале ХХ века некогда процветавшие дворянские усадьбы приходили в упадок, а их хозяева не могли приспособиться к жизни без доходов от крепостного труда. Именно от этого явления пострадали герои комедии. Семья Раневских разорилась, а фамильное поместье вместе с принадлежавшим ему вишнёвым садом собирались продавать за долги. Любовь Раневская, как и другие члены семейства, привыкла к красивой и беззаботной жизни и не была готова принять такие перемены. Поэтому, когда Лопахин предлагает ей приспособить сад под дачи, чтобы расплатиться с долгами, она отказывается, а дом вместе с садом продают. Так, не желая прощаться с прошлым своей семьи, Раневская теряет всё имение. Оказавшись перед выбором между прошлым и будущим, героиня выбирает прошлое и в конце концов остаётся ни с чем.

   К этой теме также обращался Александр Сергеевич Грибоедов. В комедии «Горе от ума» изображён период социальных конфликтов – первая четверть XIX века. Часть российского дворянства считала унизительным наличие крепостного права в стране, победившей Наполеона. Дворяне, привыкшие к старым порядкам, наоборот противились переменам, желая и дальше извлекать выгоду из своего социального положения. Подобно персонажам «Вишнёвого сада», герои Грибоедова оказываются перед выбором между прошлым и будущим. Чацкий придерживается передовых взглядов: он осуждает чинопочитание и приспособленчество, глупость и необразованность московского высшего света. Фамусов, напротив, является типичным представителем консервативного дворянства. Для него главное в жизни – звание и достаток. Александр Сергеевич показывает, что сделать выбор в пользу будущего могут лишь достойные и благородные люди.

   Итак, в эпоху перемен люди оказываются перед невероятно сложным выбором, ведь прошлое уже не вернуть, а будущее не даёт никаких гарантий. Тем не менее, добиться развития можно только смотря вперёд.

  

2.Почему люди боятся перемен?

 В жизни каждого из нас рано или поздно наступает время перемен. Однако по разным причинам не все из нас к ним готовы.

Иногда люди боятся перемен из-за особенностей своего характера. Об этом писал Николай Васильевич Гоголь в повести "Шинель". Главный герой произведения Акакий Акакиевич Башмачкин боится даже перемен к лучшему. Он занимает низкую должность титулярного советника, его работа заключается в простом переписывании бумаг. Однако переписывать бумаги Башмачкин искренне любит: он занимается этим даже в свободное время. Поэтому когда герою предлагают повышение, он отказывается, хотя его работа монотонная и низкооплачиваемая. Такой поступок, как и любовь к переписыванию, говорит об ограниченности героя. Весь его мир - это маленькая квартирка и рабочее место, и в этом мире ему комфортно. Именно из-за  нерешительности, отсутствия амбиций и склонности к самоанализу герой боится любых изменений.

   Не только черты характера влияют на отношение человека к изменениям. Многие люди боятся перемен, потому что они часто связаны с неопределённостью или даже полным хаосом. Социальные потрясения, вызванные масштабными переменами, отражены в романе-эпопее Михаила Александровича Шолохова "Тихий Дон". Описанные в произведении события охватывают период с 1912 по 1922 год. В эти годы Россия пережила революцию, мировую и гражданскую войны. Главный герой произведения Григорий Мелехов готов к переменам, однако его история показывает, почему их боятся другие люди. Во время гражданской войны, начавшейся в результате смены власти, его брат погиб от руки товарища, а любимая женщина - от шальной пули. Неслучайно Шолохов описывает персонажа с такой трагичной судьбой, ведь в эти нелёгкие годы каждый житель нашей страны многое потерял. Помня об этих и многих других социальных потрясениях, многие люди до сих пор боятся любых перемен.

   Итак, люди боятся как масштабных, так и незначительных перемен по разным причинам. Кто-то считает, что они сулят хаос и разруху, а кто-то не готов к ним просто в силу своего характера.

3.

В чем причины изменений, происходящих в душе человека? 

На протяжении всей человеческой жизни происходят возрастные изменения. Жизненный опыт, столкновение с окружающей действительностью формируют характер человека, его мировоззрение, привычки. Это естественный процесс. Но рано или поздно случается событие, которое перевернёт всю душу человека, и оставит в ней неизгладимый след.

Главный герой рассказа В.Распутина “Уроки французского” получил сильнейшее впечатление и один из главных жизненных уроков после встречи со своей учительницей французского языка. Рассказ автобиографичен. Наверное, поэтому у главного героя нет имени. В нём автор описывает своё послевоенное голодное детство. Мальчик из деревни приезжает в город, чтобы учиться. Ему приходится жить у чужих людей и даже зарабатывать себе на еду. Герой постоянно недоедает, но тяга к знаниям так сильна, что он не уезжает домой, несмотря на все трудности. Иногда он играет с мальчишками в “чику” на деньги, часто выигрывает и сразу идёт покупать молоко. Но старшим ребятам не нравится, когда кто-то оказывается удачливее их, и они избивают своего соперника. Учительница заметила синяки на лице мальчика и выяснила причину драк. Когда Лидия Михайловна поняла, что её ученик голодает, она всеми силами старалась его накормить. Но гордость и стеснение не позволяют герою принять помощь учительницы. Тогда Лидия Михайловна решила применить хитрость. Она начинает играть со своим учеником в “пристенок” тоже на деньги. Понимая, что от выигранных денег ученик не откажется, женщина поддаётся ему и проигрывает. За этим занятием их и застаёт директор школы. Он возмущается поведением учительницы и прогоняет её. Этот случай стал настоящим уроком доброты для будущего писателя, и с тех пор, как он сам признаётся, он постоянно испытывает чувство вины перед учителями, относится к ним с благодарностью и уважением.

Ещё пример того, как одно событие может изменить мировоззрение человека, весь его внутренний мир, я нашла на страницах произведений Л.Н.Толстого. Князь Андрей Болконский, герой романа“Война и мир”, хочет посвятить свою жизнь служению Отечеству, пользе обществу. Он мечтает прославиться на военном поприще, совершить подвиг. Судьба предоставила ему такую возможность. В одном из боёв Андрей подхватывает знамя из рук раненого знаменосца и ведёт за собой солдат. Но сам князь тоже получает серьёзное ранение. Бой для него заканчивается. Когда Болконский открывает глаза, то видит перед собой лишь огромное, бесконечное небо. В этот момент герой понимает, что всё, происходившее с ним до этого, было лишь пустой суетой, а настоящая жизнь более значима и глубока. Даже его кумир Наполеон кажется ему мелким и ничтожным на фоне этого бездонного неба. После возвращения домой князь меняет свои взгляды и образ жизни.

Эти примеры показывают, что в формировании характера играют роль не только воспитание и среда, в которой человек обитает. Случайные события или встречи тоже могут существенно изменить душу человека и всю его дальнейшую жизнь. 

Я И ДРУГИЕ

1.В чем причины межличностных конфликтов?

      Межличностные конфликты возникают по разным причинам. Это может быть различие взглядов и интересов, негативная информация о человеке, материальная заинтересованность, а иногда - элементарная зависть. Чаще всего, на мой взгляд, в конфликты вовлекаются личности бескультурные и психически неуравновешенные. Но и образованные люди при столкновении различных идеологий готовы переступить порог нравственности и интеллигентности.

     Такую ситуацию описал в своём романе “Отцы и дети” И.С.Тургенев. Евгений Базаров, главный герой произведения, проповедует передовые для того времени взгляды. Они резко отличаются от жизненных представлений людей старшего поколения. Представители “отцов” и “детей” общаются друг с другом на различные темы, высказывают своё мнение, но эти рассуждения настолько противоположны, что оппоненты начинают испытывать взаимную неприязнь, а впоследствии даже ненависть. И если Николай Петрович Кирсанов только огорчается, что не находит понимания с собственным сыном и его товарищем, то его брат, Павел Петрович, выказывает откровенное недовольство присутствием Базарова в их доме. Оба противника сначала обмениваются колкостями, а затем атмосфера вокруг них настолько накаляется, что эти ссоры в конце концов заканчиваются дуэлью.

    Ещё один конфликт, переросший в дуэль, мы встречаем на страницах повести А.С.Пушкина “Капитанская дочка”. Пётр Гринёв и Алексей Швабрин любят одну девушку, Машу Миронову. Но дочь коменданта Белогорской крепости отдала предпочтение Петру. Швабрин давно добивался расположения девушки, надеялся на последующую женитьбу. Поэтому внезапно появившийся соперник стал для него объектом насмешек и издевательств. Крушение надежд и банальная человеческая зависть толкнули Алексея Ивановича на невероятные подлости. Он распространяет непристойные слухи, недостойно ведёт себя на дуэли, применяет насилие к осиротевшей Маше. Петр Гринёв, по натуре очень сдержанный и неагрессивный человек, становится невольным участником этого конфликта, ведь ему приходится защищать свою честь и честь невесты. Я думаю, что эта взаимная неприязнь двух офицеров стала одной из причин, которые привели Швабрина к предательству. Ведь зависть и ненависть разъедает не только разум, но и душу человека.

    Несмотря на разнообразие причин конфликтов, возникающих между людьми, итог, как правило, всегда одинаков. Неоправданная вражда оппонентов, неумение вовремя остановиться, отсутствие выдержки и благоразумия приводят зачастую к большим трагедиям. К сожалению, полностью избежать конфликтных ситуаций невозможно, как невозможно и искоренить их причины. Поэтому надо научиться мудрости и терпению, чтобы погасить эту накалённую ситуацию в самом начале.

2.

Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»?

   Зачастую ссоры и разногласия приводят к открытой вражде между людьми. В этом всегда виноваты оба участника конфликта.

   Подтверждение этой мысли можно найти в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». В основе сюжета лежит конфликт двух поколений, представителями которых являются Павел Петрович Кирсанов и Евгений Васильевич Базаров. Вражда между героями зарождается в первые же минуты их знакомства. Обратив внимание на небрежный внешний вид Базарова, Павел Петрович не подаёт ему руки. Такой жест по меркам XIXв. являлся самым настоящим оскорблением. Евгений также не пытается найти общий язык с Кирсановым. Так, во время одного из чаепитий, описанных в произведении, герой выражает своё презрение к дворянству, назвав соседа Кирсановых «дрянью» и «аристократишкой». Поведение Евгения в этой ситуации можно назвать сознательной провокацией. Разумеется, настолько разные люди, как Базаров и Кирсанов, вряд ли смогли бы быть в близких дружеских отношениях. Однако, они могли бы избежать вражды, относясь с уважением к взглядам и ценностям друг друга.

   Также разногласия между героями описывал Александр Сергеевич Пушкин в романе «Евгений Онегин». Владимир Ленский приглашает Онегина на именины Татьяны Лариной, обещая тихий семейный праздник. На деле же именины оказываются ненавистным Евгением шумным застольем, гости которого, к тому же, сплетничают о нём. Чтобы отомстить Владимиру, герой приглашает невесту обидчика на танец. Этот незначительный конфликт оказался поводом для дуэли, в результате которой Ленский был убит. Оба героя чувствовали себя оскорблёнными и не были готовы пойти на примирение, хотя каждый из них осознавал ничтожность и нелепость этой ссоры. Так, Пушкин показывает, что причиной вражды зачастую являются гордость и неспособность признать собственные ошибки.

Таким образом, за вражда между двумя людьми всегда ответственны оба. Ссоры и разногласия могут не привести к вражде, если люди относятся друг к другу с пониманием и уважением. 

Может ли общество сделать человека хуже?

   Человек и общество неразрывно связаны, без одного невозможно другое. Соответственно, влияние общества на человека неоспоримо. Но всегда ли это влияние приносит положительный эффект? Конечно нет, общество зачастую вынуждает придерживаться устоявшихся взглядов, требует подражания установленному образцу, что и приводит к потере индивидуальности и обесцениванию личности.

    Ярким примером является произведение Антона Павловича Чехова «Ионыч». Главный герой Дмитрий Иванович Старцев приезжает в город, как интеллигентный и уважаемый доктор, человек, ценящий свои моральные ценности и поступающий в соответствии со своими принципами. Он любит свою профессию, уважает пациентов и постоянно совершенствуется. Через некоторое время герой все-таки обращает внимание на светскую жизнь города и знакомится с семьей Туркиных, которые считаются выдающимися личностями в этом обществе. Во время визита Дмитрий Иванович обращает внимание на никчемность и неестественность этих людей. Все они похожи на кукол: Иван Петрович и его приевшиеся и уже давно не смешные шутки, Туркина и ее романы, совершенно не состыковывающиеся с реальностью, Екатерина Ивановна, вечно мучающая рояль.  Это обстановка не внушает оптимизма, все повторяется изо дня в день, из года в год.  Нам показали только одну, самую «талантливую» семью этого города, что же тогда представляют собой другие жители города? Явно ничего хорошего. Всю эту нелепость, заезженность замечает и герой, но он ничего не делает, для того чтобы отгородить себя от такого общества. Его духовное падение предрешено. Он превращается в обрюзгшего, красного Ионыча, которого волнует только шелест купюр. Здоровье его пациентов променяно на репутацию, самосовершенствование на игру в винт. Герой не просто деградировал, он опустился ниже уровня всех этих людей.

   Связь между человеком и обществом неразрывна и вечна. Именно общество делает из индивида личность. Человек очень сильно зависит от окружающих. Но что может один человек против целого механизма? Очень малое, именно поэтому многие люди, имея собственное мнение, склоняются перед обществом. Они постепенно теряют себя, и конечно, свою индивидуальность, а затем скатываются вниз.

Когда человек может чувствовать себя одиноким?

   Наверное, каждый в своей жизни хоть раз задумывался над вопросом: когда человек может чувствовать себя одиноким? Попытаюсь дать определение понятию, фигурирующему в этом вопросе. Одиночество - это состояние человека, связанное с отсутствием близких или их непониманием. Человек чувствует свою ненужность, ему не с кем поделиться своими переживаниями, разделить свои убеждения. Когда же это происходит? В чем причины одиночества? Я думаю, одиноким может оказаться человек непохожий на окружающих, чуждый обществу по своим духовным качествам, целям, мировоззрению.  Попытаюсь доказать свою точку зрения на примере литературных произведений.

   Размышляя о том, когда человек может чувствовать себя одиноким, не могу не вспомнить произведение М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Автор знакомит нас с главным героем - Мастером, который пишет книгу о Понтии Пилате и Иешуа. Эта книга - поиск истины, книга о правде, совести, морали. Мастер вложил в свое творение всю душу, но, к сожалению, оказывается отвергнутым московскими издателями и литературным обществом. На мой взгляд, это происходит потому, что современному  обществу чужды глубокие размышления, люди заняты своими мелочными делами. Жизнь литераторов и обычных людей  - это суетливый поиск выгоды, лицемерие, удовлетворение приземленных нужд.  Мастера и его бессмертное произведение не поняли, не оценили, причина его одиночества в том, что его волнуют совершенно другие вопросы, нежели окружающих его людей. Он не похож на общество, в котором живет, поэтому одинок.

   Подобная ситуация описана в романе Ивана Сергеевича Тургенева "Отцы и дети". Автор рассказывает о будущем ученом, студенте Евгении Базарове. Евгений - нигилист, он отрицает искусство, литературу, признает лишь естественные науки. "Расчистить место" - это цель жизни Базарова и его единомышленников. Однако, мы видим, что общество, описанное в романе, абсолютно не готово к этому: семья Кирсановых, Одинцова, родители самого Евгения - все эти люди не понимают, не принимают учения главного героя. Пик напряжения в романе - дуэль Базарова со своим антагонистом Павлом Петровичем Кирсановым. По моему мнению, автор включил этот эпизод в роман, чтобы показать, что общество не просто не поддерживает убеждения Базарова, но категорически исключает возможность их существования. Евгений в своем мировоззрении одинок, чужой и непонятый, он умирает. Я думаю, одиночество Евгения Базарова связано не только с непринятием его конкретными людьми, а с неготовностью к переменам России в целом.

   Таким образом, в какой-то момент жизни одиночество может почувствовать любой человек, важно, по-моему, в такой ситуации пытаться договориться с окружающими, не быть радикальным, принимать людей такими, какие они есть. Возможно, тогда и окружающие примут и постараются понять, и ты избежишь одиночества.


кроссворд  ребус

словарь  

генератор рифм  жанры


Из истории фольклорных персонажей.

Анализируем произведения

Интерактив по теме «Текст. Чтение текста». (на сайте МЭШ) 

Читательский дневник школьника

 Летний читательский дневник школьника

 кроссворд

Комментариев нет:

Отправить комментарий