Библиотека.Ресурсы


Все учебники. СКАЧАТЬ 
Поурочные планы к урокам ( нажмите на строку)  Копилка на сайте "ПРОШКОЛУ", Экстарнат
К учебнику под редакцией В. Я. Коровиной
Литература 10—11 классы под редакцией В.Г. Маранцмана (поурочные планирования, методические комментарии).
Всероссийские олимпиады по литературе.Л.В. Тодоров, Е.И. Белоусова


Литература. 

  Литература - скачать сочинения по литературе, класс, уроки литературы, краткое изложениесодержание произведений, программа, книги, учебники по литературе,тесты, билеты, ответы по литературе, курсовые, доклады, школьная литература, ЕГЭ по литературе 2009перечень тем выпускных экзаменационных сочинений 2009, биографии писателей и поэтов, литературные герои.

В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ  ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. Подготовка к Государственной итоговой аттестации по литературе. 9-й класс
    1. Белова М.Г. Диагностическая работа по литературе
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ)
  3. Федеральные государственные образовательные стандарты
    1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
    2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования
  4. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования
    1. Русский язык как государственный
    2. Русский язык как родной
    3. Литература
  5. Критерии оценки сочинения 
  6. Реферат как форма устного экзамена по литературе
    1. Методическое письмо о подготовке к проведению итоговой аттестации по литературе в 2005-2006 учебном году в устной форме - форме защиты реферата
    2. Требования к реферату
    3. Пример реферата "НИКОЛАЙ ГУМИЛЕВ: МОДЕЛЬ МИРА. Исследовательская работа", автор В. Кузнецова, Санкт-Петербург, 2005 г.
Сайт

ВСЕ БИОГРАФИИ

Анализ текста    Литература как вид искусства     Функционирование литературы           Литература и текст     Литературный процесс 
Литература.
Размеры стиха:                                                      
    
   Словари по литературе, искусству


  • Литературная энциклопедия
  • Словарь литературных терминов
  • Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  • Словарь литературоведческих терминов
  • Поэтический словарь
  • Литературные герои
  • Энциклопедия Булгакова
  • Лермонтовская энциклопедия
  • Шекспировская энциклопедия
  • Мир Лема - словарь и путеводитель
  • Словарь русского языка XVIII века
  • Словарь книжников и книжности Древней Руси
  • Русские поэты Серебряного века
  • Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  • Слово о полку Игореве - словарь-справочник
  • Энциклопедия античных писателей
  • Художественная энциклопедия
  • Энциклопедия культурологии
  • Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия
  • Словарь средневековой культуры
  • Альтернативная культура. Энциклопедия
  • Постмодернизм. Словарь терминов
  • Лексикон прописных истин
  • Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)
  • Литература 10-11 класс( сайт "Про школа")Дистанционное обучение.
  • Библиотечный блог методиста

  • Архивы в формате djvu — не пугайтесь. Это такой формат и денег не надо, чтобы его открыть. Надо просто скачать программу — просмотрщик, (прикреплена внизу), скачивайте программу, устанавливайте на компьютер, а затем просматривайте учебники.
    Учебники по предметам включая дидактические материалы для преподавателей и прочая дополнительная литература
       Литература
    1. Скачать файл Энциклопедический словарь юного литературоведа. (В.И. Новиков. 1988 год) - пароль для скачки файла:  Русичи Книги
    4. Скачать файл Русская литература. Учебник для средней школы. (А.А. Зерчанинов. 1965 год) - пароль для скачки файла:  Русичи Книги
    5. Скачать файл Русская древняя литература. XVIII век. (С.М. Флоринский. 1967 год) - пароль для скачки файла:  Русичи Книги

  • Литература.
    http://teneta.rinet.ru/rus/hilit/hilit_pro.htm - История русской литературы. Библиотека «Русские писатели в сети»
    http://litera.ru/stixiya - Поэтический портал
    http://ygrec.msk.ru/cgi/kl/main.cgi - Литературные игры
    http://www.naurok.net/ -  Сочинения биографии писателей и поэтов, произведения в сокращении, рефераты по гуманитарным дисциплинам
    http://mlis.ru/metodika/prepod/infotech/01/ -  Сайт урок литературы
    http://www.litera.ru/ - Сервер "Литература" - информация о лучших ресурсах Рунета .Сервер "Литература" объединяет информацию о лучших литературных ресурсах русского Интернета: самая полная в русской сети коллекция ссылок на электронные библиотеки, рецензии на книжные новинки, статьи критиков о современном искусстве и литературе, база данных по издательствам и СМИ, литературные конкурсы и многое другое. На сервере также находится сетевой литературный журнал "Словесность".
    http://time.good.ru/ - "Лента времени" - статьи, стихи, заголовки и издания разных лет . "Лента времени" - здесь представлены статьи, цитаты, стихи, заголовки из печатных изданий разных лет, начиная с конца 19 века до наших дней - все, что удалось и удается разыскать в библиотеках, архивах, частных коллекциях и то, что представляет интерес в плане "увидеть реальную картину жизни" (хронология).
    http://ssp.ioso.ru/ - "Сам себе писатель" - Литературно-творческий сайт для подростков .Обучающие тексты по сочинению басен, сказок, баллад, стихов, былин, сонетов, и пр. Мастерская писателя, литературные тексты, видеосюжеты, словарь биографий.
    http://aptechka.agava.ru/ - Аптечка библиомана - страницы литераторов
    "Живое слово от живого автора к живому читателю". В Аптечке: страницы литераторов с фотографией, биографической справкой и заметкой о творчестве. Знаменитая "Антология новейшей русской поэзии "У Голубой Лагуны" К. Кузьминского и Г. Ковалева. Статьи о русской (преимущественно современной) литературе. Художественное приложение к "Аптечке": избранные тексты со справкой-предисловием, собрание ссылок к литературным ресурсам Рунета.
    http://home.udmnet.ru/wasja/poezia/ - Проект "Русская поэзия" - каталог ссылок. Проект "Русская поэзия" - это каталог ссылок на страницы, посвященные поэтам, русскоязычным и не только. Страницы, посвященные не отдельным поэтам, а поэзии в целом, находятся в разделе "Хорошие ссылки".
    http://www.metaphor.narod.ru/ - Искусство метафоры. Интересный сайт об искусстве метафоры... "Она понятна и ребенку, но даже выдающиеся умы не могут достоверно объяснить, что придает метафоре такую выразительность и глубину. Можно исписать тысячу страниц в сложных объяснениях, а можно все выразить лишь одной метафорой".
    http://skill21.narod.ru/page3.htm - Антология русских поэтов. Антология русской поэзии - от зачинателей новой русской поэзии до наших дней. Музыка стиха русского. Эволюция ритмики, рифмы, интонационно-ритмических форм. Литературные ссылки.
    http://nk-poety.narod.ru/ - Творчество новокрестьянских поэтов. Страница посвящена одному из самых неординарных направлений Серебряного века- т.н. новокрестьянской поэзии, представленной здесь именами Сергея Есенина, Сергея Клычкова, Николая Клюева, Петра Орешина и Александра Ширяевца. Здесь можно найти поэтическое и эпистолярное наследие этих авторов, а также краткие биографические и автобиографические очерки. Воспоминания о поэтах их современников. Подробные комментарии к текстам, библиографические справки. Фотографии, портреты, автографы поэтов.
    http://www.bibliogid.ru/ - BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки.
    http://www.likt590.ru/project/museum/ - Виртуальный музей литературных героев
    http://www.bulgakov.ru/ -Булгаковская энциклопедия
    http://metlit.nm.ru/  - Методика преподавания литературы
    http://slova.org.ru/ - Слова: поэзия Серебряного века


    Сайты, посвященные писателям.
    http://www.goncharov.spb.ru/ - Гончаров
    http://www.griboedow.net.ru/  - Грибоедов
    http://www.dobrolyubov.net.ru/ - Добролюбов
    http://www.dostoevskiy.net.ru/ - Достоевский
    http://www.zhukovskiy.net.ru/  - Жуковский
    http://www.tolstoy.ru/  - Лев Толстой и «Ясная Поляна»
    http://www.karamzin.net.ru/ - Карамзин
    http://www.krylov.net.ru/ - Крылов
    http://www.kuprin.org.ru/ - Куприн
    http://www.lermontow.org.ru/ - Лермонтов
    http://www.ostrovskiy.org.ru/ - Островский
    http://www.nekrasow.org.ru/ - Некрасов
    http://www.saltykov.net.ru/ - Салтыков-Щедрин
    http://www.levtolstoy.org.ru/  - Толстой Лев Николаевич
     http://www.turgenev.org.ru/ - Тургенев
    http://www.fonvisin.net.ru/ - Фонвизин
    http://www.chernishevskiy.net.ru/ - Чернышевский
    http://www.rubtsov.id.ru/ - Николай Рубцов
    http://www.ipmce.su/~tsvet/ - Марина Цветаева.

    Электронные библиотеки.
    http://www.feb-web.ru/ -  Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»
    http://www.rvb.ru/  - Русская виртуальная библиотека
    http://orel.rsl.ru - Открытая Русская Электронная Библиотека. Книги, диссертации, периодика и многое другое
    http://magazines.russ.ru - Журнальный зал. Электронная библиотека современных литературных журналов России.
    http://www.skazka.com.ru - Библиотека «Сказка»: сказки, мифы, легенды
    http://lib.ru/ - Электронная библиотека Максима Мошкова. Самая известная и самая большая в Рунете электронная библиотека, открыта в 1994. Читатели ежедневно пополняют ее. Художественная литература, фантастика и политика, техдокументация и юмор, история и поэзия, КСП и русский рок, туризм и парашютизм, философия и эзотерика, иностранные языки и т.д. и т.п.
    http://www.klassika.ru/ - Классика.Ru - электронная библиотека классической литературы. Классика.Ru представляет собой одну из самых обширных и достаточно полных сетевых коллекций произведений классической русской художественной литературы - как поэтического, так и прозаического содержания. Содержит произведения наиболее известных авторов, творивших на отрезке трех последних веков второго тысячелетия. На сайте представлено 2878 произведений 144 авторов. Помимо текстов произведений на сайте есть информация о биографии авторов.
    http://www.stihi.ru/ - Стихи.Ru - Национальный сервер современной поэзии.
    Большая сетевая коллекция произведений современной русскоязычной поэзии, предоставляет авторам возможность свободной публикации произведений и служит творческой средой для современной поэзии. На сайте опубликовано более 100 тысяч авторских стихотворений, и ежедневно публикуется 400-500 новых произведений. Содержит руководства по стихосложению. Можно оценивать опубликованные стихи.
    http://www.prosa.ru/ - Проза.Ru - Национальный сервер современной прозы. Аналог сайта Стихи.Ru. Большая коллекция произведений современной русскоязычной прозы. Опубликовано более 15 тысяч авторских произведений, и ежедневно публикуется 100 новых.
    http://text.net.ru/Библиотека "Общий текст". Большая электронная библиотека. Постоянные обновления. К сожалению, нет поиска, однако писатели расположены по алфавиту.
    http://www.online.ru/sp/eel/russian - Электронная библиотека - тексты русской литературы. Публичная электронная библиотека Евгения Пескина (бывшая EEL - Eugene's Electronic Library) является частным литературным собранием, в котором хранятся тексты литературных произведений в электронном виде. Существует с 1992 года. Обновление остановлено в 1998 году.
    http://www.fortunecity.com/campus/mandela/407/main.htm - Библиотека Фронтистеса. Библиотека Фронтистеса - это онлайновые издания древнейших текстов, варианты параллельной псалтыри, литература по сравнительному языкознанию, славистике и другим областям знания. Библиотека использует разные форматы текста: txt, html, pdf, заархивированный rtf/doc.



Национальное своеобразие древней литературы, ее возникновение и развитие

В свободном доступе вы можете почитать следующие главы этой книги:
Введение
Обрядовая поэзияКалендарные обряды
Семейно-бытовые обряды
Русский героический эпос. БылиныХудожественное своеобразие былин
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Былина «Добрыня и Змей»
Былина «Вольга и Микула»
Былина «Садко»
Вопросы и задания
Исторические песни
Баллады
СказкиСказки о животных
Волшебные сказки
Бытовые сказки
Вопросы и задания
Народные лирические песни
Малые фольклорные жанрыПословицы и поговорки
Загадки
Вопросы и задания
Народный театр
Фольклор и литература
Сказители былин
Из истории русской фольклористики
Фольклорный словарь
Список рекомендованной научной литературы
Здесь собраны отзывы критиков о комедии Гоголя "Ревизор". Отзывы даны в сокращении. Выделены основные темы.
Словарь в доступной форме дает толкование наиболее употребительных теоретико-литературоведческих понятий и терминов.
Он предназначен для учителей-словесников, студентов-филологов, учеников старших классов школ с гуманитарным уклоном, а так же для всех, кто интересуется вопросами литературы.
О.О. Милованов и И.А. Книгин "Русская литературная критика ХIХ века"
Хрестоматия принесет немалую пользу в понимании особенностей литературного процесса ХIХ - начала ХХв. Читатель откроет для себя новые работы критиков, не публиковавшиеся в советское время.
В книге подробно рассматривается взаимодействие "автор-читатель", приводятся оригинальные суждения о назначении и функционировании литературного произведения, повествуется о проблемах, связанных с пониманием и интерпретацией художественного текста.
О.О. Милованов и И.А. Книгин "Русская литературная критика ХIХ века"
В свободном доступе вы можете почитать следующие главы этой книги:
Предисловие
О случаях и характерах в российской истории, которые могут быть предметом художеств
В.А. Жуковский: О басне и баснях Крылова
К.Н. Батюшков: Речь о влиянии легкой поэзии на язык, читанная при вступлении в «Общество любителей российской словесности» в Москве 17 июля 1816
И.В. Киреевский: Нечто о характере поэзии Пушкина
Н.И. Надеждин: Театральная хроника
Стихотворения М. Лермонтова
Похождение Чичикова, или Мертвые души. Поэма Н. Гоголя
Сочинения Александра Пушкина. Статья восьмая
Сочинения Александра Пушкина. Статья девятая
К.С. Аксаков: Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова, или Мертвые души.
Похождения Чичикова, или Мертвые души. Поэма Н. Гоголя. Статья вторая.
В.Н. Майков: Стихотворения Кольцова. Статья первая
Н.Г. Чернышевский: Детство и отрочество. Сочинение графа Л.Н. Толстого. Военные рассказы Графа Л.Н. Толстого
В.П. Боткин: Стихотворения А.А. Фета
По поводу нового издания старой вещи. «Горе от ума»
А.В. Дружинин: Сочинения А. Островского
Д.И. Писарев: Обломов. Роман И.А. Гончарова
Н.А. Добролюбов: Забитые люди
Н.Н. СтраховВойна и мир. Сочинение графа Л.Н. Толстого. Томы I, II, III и IV. Статья первая
Война и мир. Сочинение графа Л.Н. Толстого. Томы I, II, III и IV. Статья вторая и последняя
Война и мир. Сочинение графа Л.Н. Толстого. Томы V и VI
И.А. Гончаров: «Мильон терзаний» (критический этюд)
И.С. Аксаков: Федор Иванович Тютчев. Биографический очерк
Н.К. Михайловский: О Всеволоде Гаршине
Памяти Тургенева
В.С. Соловьев: Поэзия гр. А.К. Толстого
В.В. Розанов

«Порри Гаттер. Всё!»


Игорь Мытько и Андрей Жвалевский, начавшие в 2002 году с удачной пародии на эпопею о Гарри Поттере, создали свой, легкий пародийный, смешанный с метким юмором, переходящим в едкую сатиру, стиль.
Это не просто пародия, следующая по стопам оригинала - это абсолютно самостоятельное произведение, в чём-то даже этот оригинал превосходящее. Литературная пародия на знаменитую серию книг о Гарри Поттере отличается неожиданным взглядом на мир.

Порри Гаттер – обычный мальчик, появляющийся в благополучной колдовской семье, но к огорчению родителей, совершенно не обладающий способностями к магическим манипуляциям. Источник.

Драма как род
Драма как жанр
Эпос как род
Лирика как род
Реализм
Модернизм
Символизм
Акмеизм
Футуризм
Классицизм
Сентиментализм
Романтизм
Трагедия
























  • Словарь фамилий
  • Словарь личных имен
  • Советская историческая энциклопедия
  • Исторический словарь
  • Большая биографическая энциклопедия
  • 1000 биографий
  • Биографический словарь
  • Биобиблиографический словарь востоковедов - жертв политического террора в советский период
  • Энциклопедический словарь псевдонимов
  • Русская энциклопедия
  • Энциклопедия русского быта XIX века
  • Казачий словарь-справочник
  • Все монархи мира
  • Словарь полководцев
  • Энциклопедия битв мировой истории
  • Средневековый мир в терминах, именах и названиях
  • Античный мир. Словарь-справочник
  • Реальный словарь классических древностей
  • Древний мир. Энциклопедический словарь
  • Словарь античности
  • Энциклопедия Третьего рейха
  • Военно-морской флот Третьего рейха
  • Этнографические термины
  • Судьба эпонимов. Словарь-справочник

  • Комедия
    Композиция
    Сюжет
    Конфликт
    ОДА
    Повесть
    Роман
    Рассказ
    Новелла
    Элегия
    Аллегория
    Символ
    Литературный пейзаж
    Антитеза
    Повествование
    Рассказчик
    пп
    Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей
    Сегодня назрела необходимость освоения массовой школой качественно иной функциональной модели деятельности, базирующейся на принципе полноты образования. Путь к ней – через создание в каждой школе целостного образовательного пространства, в котором базовое (общее) и дополнительное образование детей выступают как равноправные, взаимодополняющие друг друга компоненты. 
    Л.Н. Буйлова, 
    канд. пед. наук, зав. кафедрой дополнительного образования детей Московского института открытого образования, 
    Н.В. Кленова, 
    канд. филос. наук, директор Городского программно­методического центра дополнительного образования детей Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества, 
    А.С. Постников, 
    канд. ист. наук, зав. отделом публикаций Городского программно­-методического центра дополнительного образования детей Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества
    В системе дополнительного образования разработаны и в течение ряда лет реализуются авторские образовательные программы, которые могут стать основой как предпрофильных курсов (ориентационных, ознакомительных), позволяющих девятиклассникам составить представление о различных профессиональных сферах и определиться относительно будущего профиля обучения в старшей школе, так и элективных курсов (курсов по выбору) в составе того или иного избранного школой профиля.
    Первое обязательное условие – это соответствие программы Примерным требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей.
    Требования эти хорошо известны, и задача их состоит не в том, чтобы унифицировать творческую индивидуальность педагога – автора программы, а лишь в том, чтобы придать программе такую структуру, которая, наоборот, ярче выявит оригинальность программы и в то же время создаст возможность объективно сравнивать между собой различные, часто столь несхожие по тематике работы.
    Программа должна обязательно содержать следующие структурные элементы (именно в той последовательности, как это приведено ниже):
    • титульный лист;
    • пояснительная записка;
    • учебно­тематический план;
    • содержание изучаемого курса;
    • методическое обеспечение программы;
    • список литературы.
    Титульный лист – это своего рода "визитная карточка" программы. Поэтому, как и в визитной карточке, тут должна быть указана только самая необходимая информация. Эта обязательная информация включает следующие элементы:
    • наименование образовательного учреждения;
    • где, когда и кем утверждена данная образовательная программа (обратите внимание: согласно ч. III ст. 26 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей программу утверждает педагогический (методический) совет учреждения);
    • полное название программы (если оно сформулировано образно или не дает полного представления об изучаемом курсе, целесообразно дать дополнительное краткое пояснение под приведенным названием);
    • возраст детей, на которых программа рассчитана;
    • срок реализации программы;
    • Ф. И. О. и должность автора (авторов);
    • название города;
    • год разработки программы (с учетом полного срока ее реализации).
    В научной работе существует неписаная традиция: когда в руки специалиста попадает новая публикация, тем более претендующая на оригинальность, то первым делом в ней прочитываются первая и последняя страницы. Как правило, первая страница содержит авторское обоснование необходимости и полезности предлагаемого текста, заявку на оригинальность работы, а последняя – список использованной автором литературы, свидетельствующей об эрудированности в данной сфере деятельности.
    Конечно, авторская программа дополнительного образования детей – это по жанру не научная статья, но принцип восприятия специалистом­экспертом нового текста (в данном случае – авторской программы) в принципе универсален. Поэтому важно, чтобы исполнение вашей программы учитывало эти особенности профессионального восприятия нового текста.
    Если вы сразу предъявите в разделе "Пояснительная записка" свою весомую заявку на качество текста, а следовательно, и собственной деятельности, то положительный исход экспертизы гораздо более вероятен, нежели тогда, когда глаз эксперта будет скользить по общим, ничего не обещающим, обтекаемым фразам, а в списке литературы окажутся только ссылки на публикации, появившиеся 10 и более лет назад.
    Значит, пояснительная записка должна быть написана так, чтобы в ней по возможности отсутствовали банальности вроде общих рассуждений о полезности художественно­эстетической, туристско­краеведческой или иной сферы деятельности для развития детей, а во­вторых, четко и ясно формулировались цель и задачи, а также новизна данной программы, ее отличие от других программ той же направленности и похожего вида деятельности. Особенно важно здесь отметить, где находятся и в чем выражаются те авторские "изюминки", которые и делают данную программу оригинальной, самобытной как для данного образовательного учреждения, так и для дополнительного образования в целом.
    Характеризуя направленность образовательной программы (а именно с этого пункта, как правило, и начинается пояснительная записка), важно кратко, но аргументированно обосновать принадлежность программы именно к данной направленности. Иногда встречаются программы, находящиеся на "стыке" двух и более направленностей. В этом случае важно обосновать приоритетную направленность и затем отразить ее в иерархии (приоритетности) целей и задач.
    Ключевым элементом пояснительной записки, ее смысловым центром является формулировка цели и задач программы. Основная трудность, которая здесь возникает, связана с необходимостью разделить цель и задачи, не смешивать их, а также избежать повторов в формулировках. Для этого следует иметь в виду, что цель образовательной программы – это, образно говоря, ее стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат.
    Такой результат многослоен, что называется, по определению. Известно, что образовательная деятельность осуществляется как фактическое единство воспитания и обучения (см. Закон РФ "Об образовании"). Поэтому общая целевая ориентация программы неизбежно должна учитывать это двуединство – развитие ребенка, его творческого потенциала на основе (с помощью) приобретения определенных знаний, умений, навыков.
    Из этого же надо исходить и при формулировании задач, которые целесообразно разделить на обучающие (предметные) и воспитательные (связанные с формированием тех или иных личностных качеств).
    Задачи, по сути, есть результаты тех конкретных стадий реализации программы, которые поддаются фиксации, детализации и измерению. В этом смысле задачи технологичны, они в совокупности есть некий фундамент, на основе которого и происходит достижение суммарного качественного сдвига в развитии ребенка. Можно сказать, что задачи – это ступеньки лестницы, ведущей к достижению искомой цели, те конкретные пролонгированные результаты реализации программы, суммарным выражением которых и является поставленная цель.
    При этом, с одной стороны, следует стремиться к максимальной точности и четкости в определении задач, чтобы сразу было ясно, что они, во­первых, конкретны, во­вторых, достижимы, в­третьих, измеряемы. С другой стороны, учитывая авторский характер программы, следует постараться дать определения задач таким образом, чтобы в них прослеживались общая оригинальность авторского подхода, необходимый оттенок новизны.
    Особенно важной частью пояснительной записки образовательной программы является выделение ее отличий от уже существующих программ. Здесь необходимо помнить, что отличия всегда конкретны, и поэтому они, по сути, есть сжатая детализация той общей новизны и оригинальности, которые и дают право вашей программе претендовать на авторское содержание.
    Поэтому, характеризуя отличия, следует максимально избегать общих формулировок и исходить прежде всего из вашего личного опыта – как реализации собственной программы, так и знаний о других программах, пересекающихся с вашей тематикой. Эти отличия могут быть в постановке образовательных задач, построении учебно­тематического плана, содержании занятий, использованной вами литературе.
    Позитивный результат реализации программы является главным критерием оценки образовательной программы, все те "изюминки", что отражают авторскую оригинальность, – не самоцель, а средство. Поэтому принципиально важно, чтобы из текста пояснительной записки было ясно, что отмеченные вами отличия существуют не сами по себе, а логически встроены в вашу систему образовательной деятельности. Следовательно, затем, когда вы будете характеризовать ожидаемые результаты, необходимо, помимо всего прочего, показать, какую роль в этих результатах сыграли те новшества, что были использованы в программе.
    Что касается остальных частей пояснительной записки (возраста детей, участвующих в реализации этой программы, сроков ее реализации, формы и режима занятий), то они носят в значительной мере "технический характер" и их перечисление обычно не вызывает никаких проблем. Необходимо только следить за тем, чтобы названные здесь цифры и формы совпадали с тем, что потом будет включено в учебно­тематический план, содержание и методическое обеспечение программы.
    Следует обратить особое внимание на заключительный раздел пояснительной записки, включающий ожидаемые результаты и способы их проверки. К сожалению, здесь довольно часто встречаются неточности или приблизительности в их описании, иногда снижающие впечатление даже от действительно оригинальных и интересных программ.
    Чтобы их избежать, надо прежде всего ясно представлять наличие логической связи между результатами и поставленными в программе задачами: ожидаемые результаты – суть достижение, выполнение тех задач, которые поставлены в образовательной программе. Поэтому, если вы сформулировали какую­либо задачу, но среди ожидаемых результатов не обнаружилось ее выполнения и способы проверки этого выполнения или они были сформулированы так, что подвергались лишь приблизительной проверке, то можете быть уверены: эксперт вряд ли пропустит этот промах.
    Ожидаемые результаты фиксируются через какие­то конкретные формы, например участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах, концертах, конференциях, экспедициях, зачетных походах, защите творческих работ и т. п.
    Следовательно, необходимо в этой части пояснительной записки разделить эти понятия. Результаты – это, по сути, реализованные задачи, поставленные вами в программе, а проявление этих результатов в ходе каких­либо итоговых соревнований, конкурсов, выставок и т. п. – это не более чем форма, в которую облекается результат. И будет ошибочно, например, написать в программе, что ожидаемым результатом станет участие ребенка в каком­либо конкурсе и тем более завоевание в нем призового места. Это только форма, благодаря которой удастся зафиксировать желаемые вами сдвиги в обучении и воспитании ребенка, к примеру, овладение им искусством фотодизайна или обретение им знаний по биологии, позволяющих сделать осознанный выбор будущей профессии, и т. п.
    От форм фиксации результатов необходимо также отличать способы отслеживания результатов. В отличие от общего среднего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся достаточно четко отработан и осуществляется, как правило, путем выставления отметок по пятибалльной шкале, в дополнительном образовании детей такой способ подведения итогов неприемлем.
    В сфере, куда ребенок приходит добровольно, не стоит делить детей на успевающих и неуспевающих, ведь именно здесь, в дополнительном образовании, каждый ребенок надеется обрести дело, в котором его природные задатки найдут наконец достойное воплощение, а сам он обретет статус успешного человека. Неприемлем здесь данный способ оценивания еще и потому, что традиционная отметка носит выраженный когнитивный ("знаниевый") характер. Она выставляется за определенный уровень знаний по конкретному предмету, в то время как за рамками внимания педагога остаются не только затраченные на это усилия ребенка, но и приобретенные им за определенный период социальные компетенции, сформированные личностные качества, развитые творческие способности.
    Вместе с тем разработка единообразного способа отслеживания образовательных результатов, позволяющего учитывать специфику дополнительного образования детей, затруднена отсутствием в этой сфере образовательных стандартов, с которыми в системе общего среднего образования принято соотносить достигнутый "уровень обученности". Поэтому в идеале для каждой образовательной программы – в силу ее индивидуального характера – необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик.
    По каким же показателям стоит судить о результатах занятий ребенка в кружке, студии, секции, ансамбле – любом детском объединении, реализующем ту или иную образовательную программу?
    Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования (как об этом уже говорилось выше) предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям, навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, постольку о ее результатах можно говорить, используя как минимум две группы показателей: учебные и личностные.
    Соответственно предметом оценивания могут быть:
    • набор основных знаний, умений, практических навыков по изучаемому виду деятельности, а также общеучебных навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения конкретной образовательной программы;
    • перечень важнейших личностных свойств, которые желательно сформировать у ребенка за период его обучения по данной программе, и время общения с педагогом и сверстниками.
    При этом необходимо определить возможные уровни выраженности (от минимального до максимального) каждого измеряемого показателя у разных детей. Сведенные воедино, они и покажут, в какой мере тот или иной ребенок сумел освоить предложенную ему образовательную программу.
    Наконец, следует учесть и практическую достижимость планируемых результатов, соотнести их с реальностью вашей деятельности и возможностями своего образовательного учреждения, чтобы не получилось (редко, но такое бывает) так, что планы значительно разошлись с действительностью и реальную эффективность авторской программы проверить до конца не удалось.
    В составлении учебно­тематического плана программы (он должен выполняться в табличном виде) особых трудностей почти не возникает, если только не забывать два обстоятельства:
    • учебно­тематический план – это перечень разделов программы, подразделенных на темы, с указанием часов (теоретических и практических), отведенных на каждый раздел и каждую тему (не путать с поурочным планом – это не школа!);
    • между учебно­тематическим планом и последующим изложением содержания запланированных тем должно быть строгое соответствие.
    Бывает очень полезно, завершив написание и форматирование всей программы, внимательно проверить учебно­тематический план на совпадение с тем, что включено в последующий раздел программы – ее содержание. Иногда здесь случаются чисто технические сбои при компьютерном наборе программы, особенно при работе с таблицами. Конечно, несовпадения и несоответствия в таком случае не будут носить определяющего характера при общей оценке программы, но при прочих равных условиях эксперт, пусть и по формальным соображениям, может уже и не отдать вам предпочтение. Поэтому остается посоветовать лишний раз быть внимательным и скрупулезным при работе с планом, следить за формулировками тем и разделов, а также вписанными в соответствующие разделы плана цифрами часов занятий.
    В разделе "Содержание образовательной программы", занимающем, как правило, значительный объем, необходимо кратко, но в то же время достаточно конкретно описать содержание теоретических и практических занятий. Существует одно, но, пожалуй, главное условие, которым надо руководствоваться в данном случае для достижения наилучшего результата. Оно касается стиля написания раздела – он должен быть по возможности приближен к тому, что можно определить как "телеграфный стиль". Это означает, что предложения должны быть краткими, в них не следует использовать сложные обороты речи. Ваша задача – так описать содержание разделов и тем, чтобы читатель вашей программы мог ясно представить, что вы собираетесь освоить вместе с детьми на занятиях по вашему курсу.
    С некоторой долей условности можно сказать, что вы в данном случае даете возможность читателю (эксперту) "заглянуть" в то помещение, где проходят ваши занятия. Поэтому, если это занятие теоретическое, должно быть вполне ясно, какие знания способны в его ходе получить дети, а если практическое – какие навыки и умения приобретаются и отрабатываются ими в ходе занятия.
    Раздел "Методическое обеспечение программы" предоставляет педагогу возможность хоть в какой­то мере, заочно, но передать "дух" его педагогического творчества, воплотить те собственные "изюминки", которые упоминались выше, в конкретную "картинку" творческого процесса.
    Именно поэтому при "шлифовке" данного раздела образовательной программы ее автору будет особенно полезна помощь методиста, обладающего необходимыми знаниями, позволяющими придать этому разделу наиболее эффективную форму.
    Данный раздел логически и содержательно продолжает предыдущие. Описание форм занятий, планируемых по разделам (темам) вашей программы, приемов и методов проведения занятий, их дидактического и технического оснащения, форм подведения итогов по основным разделам – все эти обязательные компоненты, включаемые в раздел "Методическое обеспечение программы", позволят придать еще большую наглядность раскрытию особенностей вашей работы при реализации программы.
    Однако следует учитывать нежелательность сбиться в этом разделе на подробное изложение происходящего, например описание того, как в ходе используемой на занятиях по такой­то теме игры "дети сделали то­то, педагог сделал то­то" и т. п. Часто самого названия той же игры будет вполне достаточно, в другом случае потребуется пояснение об условиях и способах ее использования.
    Особенно выигрышно эта сторона программы может прозвучать в случае вашего выхода в финальный тур, где появится возможность в ходе проведения презентации механизма реализации программы перейти от "словесной наглядности" к "наглядности визуальной". Для того чтобы такой переход был плавным и естественным, крайне важно, чтобы изложенный в программе текст по ее методическому обеспечению потом не разошелся с визуальным образом, представленным жюри.
    "Список литературы" – заключительный раздел программы. Восприятие этого раздела программы как чисто технического, к сожалению, часто подводит конкурсантов. Отчасти это не их вина, а беда – в последние годы в нашей стране стремительно утрачивается библиографическая культура.
    Между тем существуют государственные стандарты библиографического описания литературы. Но опыт показывает, что по большей части авторы программ, относясь к этому разделу несколько поверхностно, составляют список литературы, не соблюдая этих стандартов, а "как бог на душу положит".
    Но то, что еще в какой­то мере оказывается терпимым на низовом уровне, в повседневной практике образовательной деятельности (хотя и здесь надо стремиться наводить порядок), оказывается неприемлемым на конкурсном уровне. Всегда бывает обидно видеть, когда очень неплохая авторская программа не проходит в следующий тур только из­за того, что список литературы составлен с очевидными отступлениями от требований стандартов.
    Поэтому полезно еще раз повторить несколько банальных правил, которыми следует обязательно руководствоваться при составлении последнего раздела программы.
    Список литературы составляется строго по алфавиту авторов и названий; инициалы автора приводятся не до, а только после фамилии.
    Кроме фамилии и инициалов автора, полного названия работы, необходимо указать место издания, издательство (если оно вам известно) и год издания. Желательно придерживаться единообразия: если не у всех работ вам известно издательство, то лучше тогда и для остальных ограничиться только указанием места издания (Москва и Санкт­Петербург пишутся сокращенно: соответственно М. и Спб., остальные города – полностью).
    Более точные сведения надо получить у специалистов в собственном учреждении либо в методических службах системы образования города.
    Желательно также разделить приводимую вами литературу на несколько разделов:
    • для педагогов;
    • для обучающихся;
    • для родителей (если это предусмотрено особенностями программы).
    Остается надеяться, что следование приведенным рекомендациям облегчит педагогам, готовящим свои авторские программы к конкурсу, работу над ними и последующее успешное прохождение этапов конкурса.
    Нормативные документы
    • постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 233 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей" (в ред. от 07.12.2006 № 752)
    • письмо Минобразования России от 11.12.2006 № 06­1844 <О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей

    2 комментария:

    1. Спасибо за такую интересную подборку.Нашла много нужного

      ОтветитьУдалить
    2. Ольга Кухтина2 сентября 2015 г., 3:21

      Работа проделана колоссальная! Спасибо большое! Много нужных и интересных материалов нашла здесь!

      ОтветитьУдалить