понедельник, 26 августа 2013 г.

О слове

                                         Посвящение СЛОВУ ( "Солнышко№4")
Скороговорки  Простые скороговорки  Сложные скороговорки  Скороговорки для Взрослых   скороговорки Картинки  Видео скороговорки (от пользователей)
 Подборки с  блога "Уроки русского языка"


Слово о Словах

Слово - вещь удивительная! Размышлять о нем можно бесконечно! Много СЛОВ О СЛОВАХ сказали поэты и писатели.  
На нашей странице лишь малая толика их.

Будем благодарны всем, кто в качестве комментариев опубликует стихи и лирические миниатюры о Слове.
                    



СЛОВО – ЗВЕЗДА                             

М.Пришвин    


                                                        
                                                                                     
 
В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и как звезда погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ.
Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени.
Бывает, погасшая для себя звезда, для нас, людей, на земле горит еще тысячи лет.
Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во вселенной.




                             ***


                                     А. Тарковский


Слово только оболочка,
Пленка, звук пустой, но в нем
Бьется розовая точка,
Странным светится огнем.
Бьется жилка, вьется живчик,
А тебе и дела нет,
Что в сорочке твой счастливчик
Появляется на свет.
Власть от века есть у слова,
И уж если ты поэт,
И когда пути другого
У тебя на свете нет,

Не описывай заране
Ни сражений, ни любви,
Опасайся предсказаний,
Смерти лучше не зови!
Слово только оболочка,
Пленка жребиев людских,
На тебя любая строчка
Точит нож в стихах твоих.


     ***
                            Д.Кугультинов


Так много слов скопилось на земле!.
Но в собственность ни деньгами, ни властью
Не купишь слова, не запрешь в столе:
Оно мирское достоянье, к счастью!
И сотни раз различные уста
Одно и то же произносят слово,
И на устах у каждого из ста
Оно значенье изменяет снова…
Оттенков  множество в себе тая,
Звучание не больше, чем одежа…
У каждого из слов душа своя,
На душу говорящего похожа.
                                       
                            ***
                                           Яков Козловский
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушным холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
                
         
                         ***
                                             Марк Лисянский


Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами.
А может, не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
                                    
                     ***
                                    Юрий Синицын
Каждое слово имеет свой вкус.
Одни слова –
Горьки, как полынь.
Другие – слаще абхазских дынь.
Те свежестью радуют нас
Особенной,
А эти –
Давно набили оскомину.
Есть слова,
Как приправы у горцев.
А есть еще
И такие слова,
Что морской воды
Солоней и горше.
Есть и безвкусные,
Как трава.
Всякие есть у людей слова.
Я вечный должник
У всех этих слов,
Когда их ровняю
В шеренги стихов.
И я постоянно
В ответе за них –
Я их повелитель
И вечный должник.
                                 
                    ***
                                Марк Шехтер


Немало встречается злого
В любой человечьей судьбе,
А скажут лишь доброе слово –
И легче на сердце тебе.

Но доброе слово такое
Не каждый умеет найти,
Чтоб справиться другу с тоскою,
Невзгоды осилить в пути.
Нет доброго слова дороже,
Заветного слова того,
Но редко, друзья мои, все же
Мы вслух произносим его.
                      
              Судьба слова

                                      
Александр Гаврюшкин
У любого из слов есть Судьба,
Та же, что и у наших поступков.
Ведь одежда поступков – слова,
Тело лишь командирская рубка.

Если чистая в теле душа,
То увидим мы все пред собою
Слов Судьбу, что всегда хороша.
Бог вложил их в уста нам с тобою.

Вознесутся слова в небеса,
Не закроют их чёрные тучи.
И они, как весною гроза,
Всё очистят и сделает лучше.

Если с чёрной душой человек,
Все слова отдают чернотою,
Очень трудно в наш атомный век
Не запачкаться мерзостью тою.

Гадких слов так уродлива смесь:
Грязь словесная с грязью земною,
Ложь и хамство, коварство и лесть -
Вот слова с незавидной судьбою.

Если правда в словах зазвенит,
Значит, все они родом из сердца.
Из того, что порою болит,
Будто в рану насыпали перца.

Высота этих слов, чистота,
Мир украсят, как алые розы,
Заключённая в них красота
Заблистает в стихах или прозе.
                

                                                            Автор материала Людмила Тяжелкова.
View more presentations or Upload your own.
                    
   
                                                                                         Как поставить голос.
          
     Все о крылатых выражениях ( презентации от Лидии Лазаревой

В мире животных
Природа
Ням-ням
Окружающий мир

Аукцион  "Соберем пословицу"

У входа в зал водящие раздают карточки красного и синего цвета. На них
написаны половины пословиц. Задача — найти вторую половину, собрать всю пословицу, объяснить ее смысл. Например: "Без труда не вынешь и рыбку из пруда". (Без труда ничего не добьешься.)

"Сочиним пословицу"

Раздают карточки. На них написаны половины пословиц. Задача — подобрать часть от другой пословицы так, чтобы составленная пословица приобрела смысл (новое содержание). Составившие наиболее интересные варианты и должны объяснить их смысл.
Например: "Сколько волка не корми, а он ноги на стол".
"Любишь кататься — имей сто рублей" и т.д.

"Сходные пословицы"

У разных народов имеется много пословиц, сходных по смыслу. Ведущий называет иностранные пословицы, а зрители называют аналогичные русские.
Булочника на хлебе не проведешь. (Испанская)
Старого воробья на мякине не проведешь. (Русская)
Не ищи жареную колбасу в собачьей конуре. (Немецкая) Ищи ветра в поле. (Русская)
У кого болтливый рот, у того тело в синяках. (Английская) Язык мой — враг мой. (Русская)
Тот не заблудится, кто спрашивает. (Итальянская)
Язык до Киева доведет. (Русская)
Одна птица в руках стоит двух в кустах. (Английская) Не сули журавля в небе, дай синицу в руке. (Русская)
Птицу можно узнать по ее песне. (Английская)
Птицу видно по полету. (Русская)
Легкий кошелек — тяжелое проклятье. (Английская) Хуже всех бед, когда денег нет. (Русская)
После обеда приходится платить. (Английская)
Любишь кататься, люби и саночки возить. (Русская)

"Угадай пословицу"

Участвуют 2 команды по 5 человек в каждой. Ведущий дает им задание — комически изобразить три пословицы. Пословицу угадывает команда противника. В случае затруднения ей помогают болельщики. Например: "После драки кулаками не машут".

"Узнай пословицу по рисунку"

На больших листах нарисованы: заяц, осел, лиса, собака. Рядом расположены тексты с пропущенными словами и буквами: г_ло__н (голоден), как...(собака), х_тёр (хитёр) как...(лиса), _пр_м (упрям), как...(осёл), т_у_л_в (труслив), как...(заяц), _р_б_ (храбр), как...(лев).

"Аукцион пословиц и поговорок"

Аукцион можно проводить на различные темы: о временах года, о животных, о дружбе, о любви. Побеждает тот, кто последним назовет пословицу или поговорку на данную тему. Например, рыбацкие пословицы:
"Без труда не выловишь и рыбку из пруда".
"Нельзя ловить форелей, не замочив штанов".
"Непойманная рыбка всегда большей кажется".
"Поймал карася, поймаешь и щуку".
"Рыба портится с головы".
"Хочешь поймать рыбу, не взбирайся на дерево".
"На безрыбье и рак рыба".

"Составь пословицу"

На листке написаны пары слов из известных пословиц. Надо составить пословицы, в которых бы встречались эти слова. Выигрывает тот, кто первым это сделает. Например: свет — тьма (Ученье — свет, а неученье — тьма.) Дело — потеха (Делу — время, потехе — час.)

"Нарисуй и узнай пословицу"

Участники игры (их может быть до пяти) подходят к ведущему и берут у него карточки, на которых написана пословица. Задание: подойти к мольберту и нарисовать содержание пословиц. Зрители должны по рисунку отгадать пословицу.

"Беспроигрышная лотерея полезных советов"

В тиражное колесо кладут свернутые карточки, на которых написаны полезные советы — в виде пословиц. Карточки могут быть красные и синие. Красные для девушек, синие для юношей.

"Кто отгадает?"

В эту игру играют команды. В одной команде 7-10 человек. Первая команда вспоминает пословицу и распределяет между собой ее по одному или по два слова. Каждый придумывает с этим словом предложение. Затем по очереди говорят предложения, а вторая команда должна по этим предложениям угадать пословицу.

"Сочиним пословицу"

Ведущий предлагает сочинить пословицу, которая отражала бы сегодняшний день. Например: "На трактор надейся, а сам не плошай". "С кружки по капле — буфетчице дом".

"Аукцион пословиц и поговорок из художественных произведений"

Многие пословицы и поговорки пришли в наш обиход из литературных произведений русских писателей и поэтов. В аукционе победит тот, кто назовет последним крылатое выражение. Например: "Мы все глядим в Наполеоны". "Любви все возрасты покорны" (Пушкин, "Евгений Онегин").
"Счастливые часов не наблюдают" (Грибоедов, "Горе от ума").
"У сильного всегда бессильный виноват" (Крылов, "Волк и ягненок").
"Услужливый дурак опаснее врага" (Крылов, "Пустынник и Медведь").

"Пословица в хороводе с пяльцами"

Участники ходят по кругу, взявшись за руки, подняв их на уровне плеч перед собой. Водящий в кругу с пяльцами в руках ходит по кругу под музыку. Когда музыка обрывается, водящий надевает пяльцы на руки двух участников и выводит их в круг с поднятыми на руках пяльцами. Ведущий дает им задание: продолжить скороговорку, которую он произнесет, или повторить ее. Затем пяльцы раскладывают. Кому достается внешний круг, тот становится водящим, а кому внутренний, тот становится в круг.

Слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать.
И, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом молчать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом способно словно, изменяя лад,

И проклинают, и клянутся словом, напутствуют , и славят, и чернят.
(Яков Козловский). 
Когда ты хочешь молвить слово,Мой друг, подумай, не спеши.
Оно бывает то сурово, то согрето теплом души.
Оно то жаворонком вьётся, то медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь, не выпускай его в полёт.

Оно одарит, иль ограбит, пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить того, кто слушает тебя.


Когда серьезные причины
Для речи вызрели в груди,
Обычной жалобы зачина —
Мол, нету слов — не заводи.

Все есть слова — для каждой сути,
Все, что ведут на бой и труд,
Но, повторяемые всуе,
Теряют вес, как мухи мрут.

Да, есть слова, что жгут, как пламя,
Что светят вдаль и вглубь — до дна,
Но их подмена словесами
Измене может быть равна.

Вот почему, земля родная,
Хоть я избытком их томим,
Я, может, скупо применяю
Слова мои к делам твоим.

Сыновней призванный любовью
В слова облечь твои труды,
Я как кощунства — краснословья
Остерегаюсь, как беды.

Не белоручка и не лодырь,
Своим кичащийся пером,—
Стыжусь торчать с дежурной одой
Перед твоим календарем.

Мне горек твой упрек напрасный.
Но я в тревоге всякий раз:
Я знаю, как слова опасны,
Как могут быть вредны подчас;

Как перед миром потрясенным
Величьем подвигов твоих,
Они, слова, дурным трезвоном
Смущают мертвых и живых;

Как, обольщая нас окраской,
Слова — труха, слова — утиль
В иных устах до пошлой сказки
Низводят сказочную быль.

И я, чей хлеб насущный — слово,
Основа всех моих основ,
Я за такой устав суровый,
Чтоб ограничить трату слов;

Чтоб сердце кровью их питало,
Чтоб разум их живой смыкал;
Чтоб не транжирить как попало
Из капиталов капитал;

Чтоб не мешать зерна с половой,
Самим себе в глаза пыля;
Чтоб шло в расчет любое слово
По курсу твердого рубля.

1.Фразеологизмы и их лексическое значение
2.Примеры предложений с фразеологизмами, которые в большинстве случаев являются подлежащими или дополнениями
3.Примеры предложений с метафорами (сущ.+сущ.)
4.Тесты
5.Ответы

1.ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ И ИХ ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
1.Бабушкины сказки — недостоверные сведения.
2.Белый свет - Земля со всем существующим на ней; мир, Вселенная.
3.Боевое крещение - 1.Первое участие в бою. 2.Первое серьёзное испытание в каком-либо деле.
4.Больное место - наиболее уязвимая, слабая сторона кого-либо; то, что более всего волнует, беспокоит; то, что является причиной постоянных забот, огорчений, страданий.
5.Большое сердце - кто-либо отзывчив, добр, способен горячо чувствовать.
6.Вавилонское столпотворение - полная неразбериха, крайний беспорядок, неорганизованность.
7.Ветреная голова (головушка) - несерьёзный, легкомысленный человек.
8.Дар слова - 1. Способность говорить. 2. Умение, способность говорить свободно и выразительно.
9.Два сапога пара - один к другому подходят, один другого стоит (о согласии).
10.Журавль в небе – что-либо весьма далёкое, недостижимое.
11.Звёздный час - вершина, расцвет в каком-либо деле, деятельности и т. п.
12.Золотое сердце - добрый, отзывчивый человек.
13.Кусок хлеба - необходимое пропитание; средства существования.
14.Обетованная земля - 1. Сказочно привлекательное место, куда кто-либо мечтает попасть. 2.Предмет страстных желаний, устремлений, надежд и т. п.
15.Аника-воин - хвастающий своей силой, задира, драчун.
16.Аннибалова клятва - твёрдая, принципиальная решимость бороться с кем-либо до победного конца.
17.Белая ворона - человек, резко выделяющийся чем-либо среди окружающих его людей.
18.Белые мухи - падающие снежинки.
19.Непочатый край - нетронутый запас, изобилие, избыток чего-либо.
20.Полная чаша - полное изобилие, всего много.

2.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ
1)Когда нам рассказывают что-нибудь, и мы в это не верим, мы часто говорим: «Бабушкины сказки
2)Мысль, что никому до него нет дела на белом свете, что каждому он чужой, часто наводила на него тоску. (А.Плещеев)
3)Тем и должность хороша. Обо всем на белом свете можно думать не спеша. (А.Т.Твардовский)
4)Невозможно жить на белом свете, не вникая ни во чьи дела! (Л.Мартынов)
5)Своих встретили под Курском, и уже в марте 1943-го Миша Руканов стал курсантом зенитной школы. Несколько месяцев спустя — боевое крещение под Витебском. (В.Халин. Не терплю несправедливости…)
6)В лесу под Могилёвом Константин Симонов принял боевое крещение — продолжительный артналёт, а затем и атаку немецких танков. Как и всем участникам боя, корреспондентам раздали гранаты на случай прорыва фашистских машин. (Е.Вострухов. Маленький доктор)
7)До вооружённого восстания в декабре 1905 г. народ в России оказывался неспособным на массовую вооружённую борьбу с эксплуататорами. После декабря это был уже не тот народ. Он переродился. Он получил боевое крещенье. (В.И.Ленин. Из письма к рабочим Красной Пресни)
8)Разговор продолжался долго все об одном и том же – о вреде разделов. Очевидно, это было больное место, и вопрос этот занимал всех домашних. (Л.Н.Толстой)
9)Лидия вскоре стала неутомимо пилить мужа, выбрав для этого самое уязвимое, самое чувствительное, самое больное место – деньги. (А.И.Куприн)
10)Мало-помалу он [Алпатов] заметил в ужасе, что мысли его, и боль, и… больное место – острые слова: «Я – маленький». (М.М. Пришвин)
11)Чувствовались в нём тонкий ум, острая память и большое, хорошее сердце. (Б.Н.Полевой. Повесть о настоящем человеке)
12)Много чудес на белом свете, но еще более их в нашей литературе. Это истинное вавилонское столпотворение, где люди… кричат на всевозможных языках и наречиях, не понимая друг друга. (В. Г.Белинский)
13)Мне случалось бывать на некоторых собраниях, и какое столпотворение вавилонское я там встречал, поверить трудно. (А.Ф.Писемский)
14)На последней станции перед горами столпотворение вавилонское: шум, крики, плач… (А.С.Серафимович)
15)— Ни с того ни с сего возьмёт и расскажет какую-нибудь историю, до того невероятную, что ребята от изумления первое время лишались дара слова. (И. Василенко. Звёздочка)
16)Надо добавить, что в этом дружеском кругу собрались люди с широким политическим кругозором и с яркими ораторскими дарованиями. Известно пламенное, зажигательное красноречие Рылеева и дар слова декабриста А. Бестужева. (М. Нечкина. Грибоедов и декабристы)
17)Так мы их понимаем, как есть они во всей здешней округе самый вредный господин-с. Теперича, ежели взять их, да еще господина Аппетова, так это именно можно сказать: два сапога - пара-с! (М.Е.Салтыков-Щедрин. Благонамеренные речи)
18)Жили мы с дядей Кондратием почитай тринадцать лет, жили: два сапога - одна пара! как следует, по-соседски жили. (Д.В.Григорович. Рыбаки)
19)Маменька с сестрою... Они у нас два башмака - пара. На обухе рожь молотят и зерна не уронят... (Н.С.Лесков. Обойденные)
20)Буду писать пьесу «Безумцы». Герои — все рабочие. Время — московское восстание. Драк — не будет, но — будет пафос. Впрочем — это журавль в небе. (М.Горький. Письмо И. П.Ладыжникову)
21)Многие писатели в своих произведениях отображали творческий процесс и его звёздный час — вдохновение. Но вот объяснить механизм вдохновения не мог никто. (В.Крохин. Как прекрасен этот сон)
22)То был звёздный час охотников за растениями — в небольшой, удивительной красоты и своеобразия долине они обнаружили созданный самой природой музей растительного мира Крайнего Севера. (Г. Крюк. Северный сад)
23)— О, вы, русские, — сказал он [Инсаров], — золотые у вас сердца! И он [Берсенев], он ухаживал за мной, он не спал ночи. (И.С.Тургенев. Накануне)
24)Это такая честная, правдивая натура и сердце золотое. (Л. Н.Толстой. Анна Каренина)
25)Уметь своими руками зарабатывать свой кусок хлеба — великая вещь, и заработать настоящим трудом, а не жалованием, разными дипломными синекурами и культурными привилегиями. (Д.Н.Мамин-Сибиряк. Падающие звёзды)
26)Работа спасала от воспоминаний, от тревожных, тяжёлых дум и ещё давала мне какое-то право на кусок хлеба в этом доме, на приют под его соломенной кровлей. (Т. Ахтанов. В тот год у тёти Евдокии)
27)Я занимался искусством и одновременно был возле него, я думал о куске хлеба, а она [дочь] пусть занимается только искусством, всё остальное сделаю или я, или, если меня уже не будет, моё имя. (С.Есин. Имитатор)
28)Для того чтобы идти тысячу вёрст, человеку необходимо думать, что что-то хорошее есть за этими тысячью вёрст. Нужно представление об обетованной земле для того, чтобы иметь силы двигаться. Обетованная земля при наступлении французов была Москва, при отступлении была родина. (Л. Н. Толстой. Война и мир)
29)Об учительском месте он мечтал вслух, как об обетованной земле. (А.П.Чехов. Перекати-поле)
30)— В кои-то веки я её затащил к себе, а ты уже и разлютовался, Аника-воин эдакий храбрый! (А. Левитов. Дворянка)
31)Дедушка видел мои синяки, но никогда не ругался, только крякал и мычал: — Опять с медалями! Ты у меня, Аника-воин, не смей на улицу бегать, слышишь! (М. Горький. Детство)
32)Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него… Враг собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться до конца — с чем поклялся никогда не примиряться… Это была мояаннибалова клятва. (И.С.Тургенев. Литературные и житейские воспоминания)
33)— Вы тоже колхозница? — спросил Сергей. — Нет, что вы! — Лена удивлённо подняла брови. — Я здесь гость, по несчастью… Оттого мать и называет меня «белой вороной». (С.Бабаевский. Кавалер Золотой Звезды)
34)Над деревней давно уже носятся белые мухи, лениво падая на истоптанную землю, одевают её прозрачной, тонкой плёнкой сухого снега. (М. Горький. Лето)
35)— Как же у вас, барин, и вотчины есть? И дома есть? Стало быть, полная чаша! И хозяйка есть? (Л. Н.Толстой. Война и мир)

ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С МЕТАФОРАМИ (СУЩ.+ СУЩ.)
1)Глубоко верю: уроки мужества, труд и трудности сейчас для подростков также необходимы. (По В.М.Пескову)
2)Весь мир был полем его [отца С.Н.Рериха – Николай Константиновича Рериха] деятельности. (По С.Н.Рериху)
3)Каждая философия, каждое учение жизни были для него [отца С.Рериха – Николай Константиновича Рериха] путём к совершенствованию, и жизнь для него была великими вратами будущего. (По С.Н.Рериху)
4)Крик – маска профессиональной некомпетентности! (По С.Львову)
5)Последней вырастает над балюстрадой голова таинственного органиста, и вместе с опущенной палочкой дирижёра выплывает на горизонте удивительное сплетение таинственных звуков. (По И. Друцэ)
6)И именно для того, чтобы добро побеждало в жизни не по сценариям , а по самой сущности бытия, мы с таким удовольствием смотрим киноусловности и аплодируем им, и скачем на конях с ярко выраженными героями, и пронзаем шпагами ярко выраженных негодяев, и уходим на красногрудых бригантинах в далёкие океаны надежд… (По Л.И.Лиходееву)
7)Стога - кладовая благополучия на завтрашний день. (По В.М.Пескову)
8)Таково состояние и души человека, увидевшего осенний праздник цвета и тишины. (По В.М.Пескову)
9)Весна пришла солнечная, а потом стало жарко, и плащом я ни разу не воспользовался. Лето было жаркое, осень сухая. Так в первый год плащ мой провисел в гардеробе, и каждый раз, перебирая вешалки и встречая плащ, я в копилку своей домашнейдуши складывал приятное чувство обладания хорошей вещью, очень полезной при общении с природой. (По М.М.Пришвину)
10)В лесной снежной тишине фигуры из снега стали так выразительны, что странно становится: «Отчего, - думаешь, - они ничего не скажут друг другу, разве только меня заметили и стесняются?» И когда полетел снег, то казалось, будто слышишь шепот снежинок, как разговор между странными фигурами.(По М.М.Пришвину)
11)Как, например, волк отгрызает себе лапу, защемлённую капканом? Никто не скажет, как это возможно - своими же зубами перегрызть свою же ногу. Можно ведь только предполагать, что волк делает это из инстинктивного стремления к свободе, а Бим забыл самого себя из-за неудержимого стремления к двери доброты и доверия. (По Г.Н.Троепольскому)
12)Золотистые листья покрывают холм возле Покрова. Печаль родных полей… (По Е.И.Осетрову. Живая Древняя Русь)
13)Иногда дул ветер, но он не проникал даже в открытые окна мезонина. Он только шумел в вершинах сосен и проносил над нимивереницы кучевых облаков. (К.Г.Паустовский. Скрипучие половицы)
14)«Прекрасная оркестровка!» - думал Чайковский, восхищаясь певучестью дерева. (К.Г.Паустовский. Скрипучие половицы)
15)Меткое слово, услышанное случайно, афоризм, художественная деталь - все записывал Куприн в записную книжку. Придёт время – и все может понадобиться. Книжки хранят сотни таких заметок, кусочков разговора. (По Б.Д.Челышеву. В поисках пропавших рукописей)
16)Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. (По Д.А.Гранину. Из очерка «О милосердии»)
17)Один человек – я, например, - может только бить в этот колокол тревоги и просить всех проникнуться ею и подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь. (По Д.А.Гранину. Из очерка «О милосердии»)
18)Над городом мрачно стоял купол пожара. (По В.П.Астафьеву)
19)Я один стоял на носу парохода и, счастливо успокоенный, смотрел на родную реку, вдыхал прохладу белой, тихой ночи. (По В.П.Астафьеву)
20)Нос парохода зарывался в воду, так что брызги долетали до меня. (По В.П.Астафьеву)
21)По строю своей души Гиляровский был запорожцем. (По К.Г.Паустовскому)
22)И внешность у Гиляровского была заметная – сивоусый, с немного насмешливым взглядом, в смушковой серой шапке и жупане, - он сразу же поражал собеседника блеском своего разговора, силой темперамента и ясно ощутимой значительностью своего внутреннего облика. (По К.Г.Паустовскому)
23)Хитровцы любили его [В.А.Гиляровского]как своего защитника, как человека, который понимал всю глубину хитрованскогогоря, несчастий и опущенности. (По К.Г.Паустовскому)
24)Но на подоле острова живая лента зелени! ( По В.П. Астафьеву)
25) Некоторое время молчали, не отрывая серьёзных лиц от берега, и, вздохнув, поправив платочки, продолжали петь, смотря друг на друга и как бы чувствуя родство душ.(По Ю.Грибову)
26)Детство не только славная пора, детство - ядро будущей человеческой личности. (По Ч.Т.Айтматову)
27)Тот, кто не растёт, умирает! – таков закон жизни. (По В.П.Астафьеву)
28)Я запустил пальцы пол волглую шапку мха, приподнял её и улыбнулся: «Вот оно в чем дело!» (По В.П.Астафьеву)
29)Ёлочка долго и трудно будет сверлить пень корешком, пока доберётся до земли. Ещё о лет она будет в деревянной рубашке пня, расти из самого сердца того, кто, возможно, был её родителем и кто даже после смерти своей хранил и вскармливал дитя. (По В.П.Астафьеву)
30)И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли, там, в глубине, ещё долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу остатным тёплым дыханием прошедшей жизни. (По В.П.Астафьеву)
31)Когда мне становится невыносимо больно от воспоминаний, а они не покидают, да и никогда, наверное, не покинут тех, кто прошёл войну, когда снова и снова передо мной встают те, кто пал на поле боя, а ведь были среди них ребята, которые не успели ещё и жизни-то как следует увидеть, ни полюбить, ни насладиться радостями мирскими и даже досыта поесть, - я думаю о ёлочке, которая растёт в лесу на пне. (По В.П.Астафьеву)
32)И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. (Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном)
33)Могло быть, что сии достойные люди на другой же день помирились бы, если бы… происшествие в доме Ивана Никифоровича не уничтожило всякую надежду и не подлило масла в готовый погаснуть огонь вражды. (По Н.В.Гоголю)
34)Медленно и тихо ступал я в собор. Он был темен от копоти. С высокого купола по стенам собора скатывались тяжёлые серые потеки. В разрывах черной копоти, в извилинах нержавеющих потеков виднелись клочки фресок. И то проступал скорбный глаз пресвятой Матери-Богородицы, то окровавленная нога распятого Спасителя, то лоскут святой одежды, поражающий чистотою красок. (По В.П.Астафьеву)
35)На плите остался завет творца: «Пусть каждый, входящий в этот храм, наступит на сердце мое, чтобы слышал я боль его…»
Все вокруг приглушило дыхание, вслушиваясь в мудрую печаль нетленных слов. (По В.П.Астафьеву)
36)Храм этот плыл навстречу мне, легкий, белый, сказочно прекрасный. Я отложил удочку, заворожённый. За туманом острыми вершинами проступила щётка лесов. (По В.П.Астафьеву)
37)Слова матери глубоко западали в память, трогали какие-то незримые струны души, оберегали нас от тысячи тысяч пагубных соблазнов, бились в наших сердцах неиссякаемым подспудным родником. (По Е.Н.Пермитину)
38)Когда в 1953 году в Перми вышла первая книжка моих рассказов, я поставил первый в жизни автограф человеку, который привил мне уважительность к слову, пробудил жажду творчества. (По В.П.Астафьеву)
39)Есть дистанция между первой детской песенкой и симфонией Чайковского - только пройдя эту дистанцию, начинаешь понимать, какие сокровища человеческих чувств кроются в музыке. (Л.Волынский. Лицо времени)

ТЕСТЫ
1.
Укажите номер предложения, в котором выделенное сочетание слов является МЕТАФОРОЙ.
1)В лесу под Могилёвом Константин Симонов принял боевое крещение — продолжительный артналёт, а затем и атаку немецких танков. Как и всем участникам боя, корреспондентам раздали гранаты на случай прорыва фашистских машин. (Е.Вострухов. Маленький доктор)
2)Чувствовались в нём тонкий ум, острая память и большое, хорошее сердце. (Б.Н.Полевой. Повесть о настоящем человеке)
3)На последней станции перед горами столпотворение вавилонское: шум, крики, плач… (А.С.Серафимович)
4)Есть дистанция между первой детской песенкой и симфонией Чайковского - только пройдя эту дистанцию, начинаешь понимать, какие сокровища человеческих чувств кроются в музыке. (Л.Волынский. Лицо времени)
2.
Укажите номер предложения, в котором выделенное сочетание слов является ФРАЗЕОЛОГИЗМОМ .
1)За туманом острыми вершинами проступила щётка лесов. (По В.П.Астафьеву)
2)Слова матери глубоко западали в память, трогали какие-то незримые струны души, оберегали нас от тысячи тысяч пагубных соблазнов, бились в наших сердцах неиссякаемым подспудным родником. (По Е.Н.Пермитину)
3)Невозможно жить на белом свете, не вникая ни во чьи дела! (Л.Мартынов)
4)И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. (Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном)
3.
Укажите номер предложения, в котором выделенное сочетание слов является МЕТАФОРОЙ .
1)Когда нам рассказывают что-нибудь, и мы в это не верим, мы часто говорим: «Бабушкины сказки
2)Могло быть, что сии достойные люди на другой же день помирились бы, если бы… происшествие в доме Ивана Никифоровича не уничтожило всякую надежду и не подлило масла в готовый погаснуть огонь вражды. (По Н.В.Гоголю)
3)— Как же у вас, барин, и вотчины есть? И дома есть? Стало быть, полная чаша! И хозяйка есть? (Л. Н.Толстой. Война и мир)
4)Мне случалось бывать на некоторых собраниях, и какое столпотворение вавилонское я там встречал, поверить трудно. (А.Ф.Писемский)
4.
Укажите номер предложения, в котором выделенное сочетание слов является ФРАЗЕОЛОГИЗМОМ .
1)Уметь своими руками зарабатывать свой кусок хлеба — великая вещь, и заработать настоящим трудом, а не жалованием, разными дипломными синекурами и культурными привилегиями. (Д.Н.Мамин-Сибиряк. Падающие звёзды)
2)Детство не только славная пора, детство - ядро будущей человеческой личности. (По Ч.Т.Айтматову)
3)Тот, кто не растёт, умирает! – таков закон жизни. (По В.П.Астафьеву)
4)Некоторое время молчали, не отрывая серьёзных лиц от берега, и, вздохнув, поправив платочки, продолжали петь, смотря друг на друга и как бы чувствуя родство душ.(По Ю.Грибову)
5.
Укажите номер предложения, в котором выделенное сочетание слов является МЕТАФОРОЙ.
1)Мысль, что никому до него нет дела на белом свете, что каждому он чужой, часто наводила на него тоску. (А.Плещеев)
2)Своих встретили под Курском, и уже в марте 1943-го Миша Руканов стал курсантом зенитной школы. Несколько месяцев спустя — боевое крещение под Витебском. (В.Халин. Не терплю несправедливости…)
3)Ёлочка долго и трудно будет сверлить пень корешком, пока доберётся до земли. Ещё о лет она будет в деревянной рубашке пня, расти из самого сердца того, кто, возможно, был её родителем и кто даже после смерти своей хранил и вскармливал дитя. (По В.П.Астафьеву)
4)Дедушка видел мои синяки, но никогда не ругался, только крякал и мычал: — Опять с медалями! Ты у меня, Аника-воин, не смей на улицу бегать, слышишь! (М. Горький. Детство)
6.
Укажите номер предложения, в котором выделенное сочетание слов является ФРАЗЕОЛОГИЗМОМ .
1) вырастает над балюстрадой голова таинственного органиста, и вместе с опущенной палочкой дирижёра выплывает на горизонте удивительное сплетение таинственных звуков. (По И. Друцэ)
2И именно для того, чтобы добро побеждало в жизни не по сценариям , а по самой сущности бытия, мы с таким удовольствием смотрим киноусловности и аплодируем им, и скачем на конях с ярко выраженными героями, и пронзаем шпагами ярко выраженных негодяев, и уходим на красногрудых бригантинах в далёкие океаны надежд… (По Л.И.Лиходееву)
3)Стога - кладовая благополучия на завтрашний день. (По В.М.Пескову)
4)Надо добавить, что в этом дружеском кругу собрались люди с широким политическим кругозором и с яркими ораторскими дарованиями. Известно пламенное, зажигательное красноречие Рылеева и дар слова декабриста А. Бестужева. (М. Нечкина. Грибоедов и декабристы)
7.
Укажите номер предложения, в котором выделенное сочетание слов является ФРАЗЕОЛОГИЗМОМ.
1)Нос парохода зарывался в воду, так что брызги долетали до меня. (По В.П.Астафьеву)
2)По строю своей души Гиляровский был запорожцем. (По К.Г.Паустовскому)
3)Жили мы с дядей Кондратием почитай тринадцать лет, жили: два сапога - одна пара! как следует, по-соседски жили. (Д.В.Григорович. Рыбаки)
4)И внешность у Гиляровского была заметная – сивоусый, с немного насмешливым взглядом, в смушковой серой шапке и жупане, - он сразу же поражал собеседника блеском своего разговора, силой темперамента и ясно ощутимой значительностью своего внутреннего облика. (По К.Г.Паустовскому)
8.
Укажите номер предложения, в котором выделенное сочетание слов является МЕТАФОРОЙ.
1)Работа спасала от воспоминаний, от тревожных, тяжёлых дум и ещё давала мне какое-то право на кусок хлеба в этом доме, на приют под его соломенной кровлей. (Т. Ахтанов. В тот год у тёти Евдокии)
2)Когда в 1953 году в Перми вышла первая книжка моих рассказов, я поставил первый в жизни автограф человеку, который привил мне уважительность к слову, пробудил жажду творчества. (По В.П.Астафьеву)
3)Разговор продолжался долго все об одном и том же – о вреде разделов. Очевидно, это было больное место, и вопрос этот занимал всех домашних. (Л.Н.Толстой)
4)То был звёздный час охотников за растениями — в небольшой, удивительной красоты и своеобразия долине они обнаружили созданный самой природой музей растительного мира Крайнего Севера. (Г. Крюк. Северный сад)
9.
Укажите номер предложения, в котором выделенное сочетание слов является ФРАЗЕОЛОГИЗМОМ.
1)Медленно и тихо ступал я в собор. Он был темен от копоти. С высокого купола по стенам собора скатывались тяжёлые серые потеки. В разрывах черной копоти, в извилинах нержавеющих потеков виднелись клочки фресок. И то проступал скорбный глаз пресвятой Матери-Богородицы, то окровавленная нога распятого Спасителя, то лоскут святой одежды, поражающий чистотою красок. (По В.П.Астафьеву)
2)На плите остался завет творца: «Пусть каждый, входящий в этот храм, наступит на сердце мое, чтобы слышал я боль его…» Все вокруг приглушило дыхание, вслушиваясь в мудрую печаль нетленных слов. (По В.П.Астафьеву)
3)И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли, там, в глубине, ещё долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу остатным тёплым дыханием прошедшей жизни. (По В.П.Астафьеву)
4)Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него… Враг собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться до конца — с чем поклялся никогда не примиряться… Это была мояаннибалова клятва. (И.С.Тургенев. Литературные и житейские воспоминания)
10.
Укажите номер предложения, в котором выделенное сочетание слов является ФРАЗЕОЛОГИЗМОМ.
1)Над городом мрачно стоял купол пожара. (По В.П.Астафьеву)
2)Над деревней давно уже носятся белые мухи, лениво падая на истоптанную землю, одевают её прозрачной, тонкой плёнкой сухого снега. (М. Горький. Лето)
3)Я один стоял на носу парохода и, счастливо успокоенный, смотрел на родную реку, вдыхал прохладу белой, тихой ночи. (По В.П.Астафьеву)
4)Меткое слово, услышанное случайно, афоризм, художественная деталь - все записывал Куприн в записную книжку. Придёт время – и все может понадобиться. Книжки хранят сотни таких заметок, кусочков разговора. (По Б.Д.Челышеву. В поисках пропавших рукописей)

ОТВЕТЫ
1.4
2.3
3.2
4.1
5.3
6.4
7.3
8.2
9.4
10.2

1 комментарий: