И СОЦИАЛЬНЫЕ РАЗНОГЛАСИЯ ГЕРОЕВ
II главы романа. Встреча Евгения Базарова с Николаем Петровичем Кирсановым (чтение в лицах).
Вопросы:
1. Как одет Евгений Базаров? Что значит «балахон с кистями»? (Балахон – просторная одежда. Появление Базарова в таком балахоне в среде Кирсановых – вызов аристократическим условностям.)
2. Внешность Базарова. На что обратил внимание Николай Петрович? («Обнаженная красная рука» Базарова – рука человека, привыкшего к физическому труду.)
3. Как Базаров представился? («Евгений Васильев» – это простонародная форма. Так представлялись крестьяне.)
4. Почему при встрече с Николаем Петровичем Базаров не сразу подал ему руку? (А вдруг рука его повиснет в воздухе? Ведь аристократ Николай Петрович мог бы и не подать руки.)
III. Анализ содержания IV главы романа. Приезд Базарова в Марьино.
Вопросы:
1. Какое впечатление производит усадьба Марьино?
2. Как ведет себя Базаров? Николай Петрович? (Николай Петрович старается не замечать развязные манеры гостя.)
3. Павел Петрович Кирсанов. Его внешность, манеры. (Внешность поражает изысканностью.) Тургенев сочувствует герою или иронизирует над ним?
4. Какую оценку братьям Кирсановым дал Базаров?
5. Чем занимались в Марьино Евгений Базаров? Аркадий? («Аркадий сибаритствовал, Базаров работал». Жизнь дворян проходит в безделье, а содержанием жизни Базарова является труд, даже в гостях он продолжает свои естественнонаучные занятия.)
6. Каково отношение Павла Петровича Кирсанова к Базарову? («Павел Петрович всеми силами души возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем».)
7. Как относятся к Базарову простые люди?
8. Базаров – «нигилист». Как объясняет Аркадий значение этого слова? В чем сущность базаровского нигилизма? (Ко всему относиться с критической точки зрения, не принимая ничего на веру. Нигилизм – особое мировоззрение, в основе которого лежит отрицание общественных норм, правил, принципов.)
Базаров и Кирсановы Николай Петрович и Павел Петрович – люди разные. Базаров – «нигилист» и демократ, человек, прошедший суровую школу труда и лишений. Кирсановы – люди «старого века». Между ними не может быть примирения и единства. Столкновение неизбежно.
IV. Содержание и анализ X главы романа.
(В главе преобладает диалог. Тургенев – мастер диалогов.)
План:
1. Выразительное чтение диалогов героев в лицах.
2. Проследить, что говорят герои и как они говорят. (Как вы понимаете слово «принцип» и почему так яростно спорят герои о принципах? Объясните точку зрения спорящих. Что стоит за принципами: требования жизни или традиции? Прав ли П. Кирсанов, упрекая молодежь в беспринципности? Как относятся герои к существующему строю? Можно ли Базарова считать революционером? В чем слабая сторона политических взглядов Базарова? Убеждают ли спорящие друг друга?)
3. Взгляды на природу и искусство. Выявление авторской позиции. Присоединяется ли Тургенев к заявлению Базарова о том, что природа не храм, а мастерская? Отрицает ли он полностью кредо Базарова? Каким описанием природы заканчивает автор роман и почему?
Схватка Павла Петровича с Базаровым происходит за вечерним чаем. Герои спорят о русском народе, о принципах и деятельности нигилистов, об искусстве и природе, о дворянстве и аристократии. Каждая реплика Базарова направлена против какого-либо общепризнанного принципа. (П. Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам, верить в них. Е. Базаров отрицает разумность того и другого. Павел Петрович утверждает, что без принципов нельзя жить, Базаров отвечает: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, подумаешь, сколько иностранных и… бесполезных слов!» Павел Петрович умиляется отсталостью русского народа и упрекает Базарова в презрении к народу, нигилист парирует упрек: «Что ж, коли он заслуживает презрения!» Положение народа у Базарова вызывает гнев. Герой видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Кирсанов говорит о Шиллере и Гете, Базаров восклицает: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта!» 60-е годы XIX века – годы новых открытий в области естествознания, химии, медицины. Многие передовые деятели той эпохи увлекались этими науками. Таким образом, в этот период бурного развития науки и технической мысли нередко наблюдалась среди части общества недооценка искусства. Такие крайности присущи были и Базарову. Базаров признавал только то, что полезно его делу. Критерий пользы – та исходная позиция, с которой герой подходил к различным явлениям жизни и искусству.)
В поединках Е. Базарова с П. Кирсановым истина не рождалась. Участниками спора двигало не стремление к ней, а взаимная нетерпимость. Оба героя были не вполне справедливы по отношению друг к другу.
Кому на Руси жить хорошо. Лекция...История одного города...Оно...Господа Головлевы...Биография.Произведения...Преступление и наказание 1 серия...Преступление и наказание 2 серия...Преступление и наказание 3 серия...Преступление и наказание 4 серия...Преступление и наказание 5 серия...Преступление и наказание 6 серия...Преступление и наказание 7 серия...Преступление и наказание 8 серия...Война и мир.Главные герои и темы романа.Лекция.Война и мир.Жанр и история создания.Лекция.Война и мир 1 часть...Война и мир 2 часть...Война и мир 3 часть...Война и мир 4 часть...Рассказы. Аудиокнига...
Ионыч...О любви часть 1 ...О любви часть 2...Человек в футляре...Вишневый сад 1 серия...Вишневый сад 2 серия...Вишневый сад (спектакль)...
Введение
Поэзия русского романтизма
А.С. Пушкин
- Основные этапы эволюции А.С. Пушкина. Основные особенности художественного мышления поэта
- Основные этапы эволюции А.С. Пушкина. Образы музы в творчестве поэта
- Тема свободы в поэзии в творчестве А.С. Пушкина («Вольность», «К морю»)
- Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. («Пророк», «Поэт и толпа»)
- Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина («Поэт», «Осень»)
- Тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина («Евгений Онегин»)
- Тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина («Медный всадник», «Пиковая дама»)
М.Ю. Лермонтов
Н.В. Гоголь
«Натуральная школа» в литературе
А.Н. Островский
И.С. Тургенев
Ф.М. Достоевский
Н.А. Некрасов
Н.Г. Чернышевский
- Ч. Айтматов « Плаха»
- Лесков. «Леди Макбет Мценского уезда»
- Пушкин «Маленькие трагедии»
- Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
- Женская доля на Руси
- Философия природы в лирике Тютчева («Silentium», «Не то, что мните вы, природа…»). Любовная лирика («Я помню время золотое…», «К. Б.»). Сопоставительный анализ стихотворений
- Общая характеристика русской литературы ХIХ в
- «Любимый герой» Толстого Пьер Безухов
- Любовная лирика, ее адресаты. «Я не унижусь пред тобою…», «Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Молитва»
- Обломов и Ольга Ильинская, Обломов и Агафья Матвеевна
- Очерк жизни и творчества Ф. И. Тютчева. Своеобразие его художественного мира. Основные темы поэзии
- Личность, судьба, художественный мир писателя-философа и психолога Ф. М. Достоевского. Роман «Преступление и наказание». История создания романа, проблема «наполеонизма». Главный конфликт
- «Мысль семейная» в романе Толстого
- Драматургия А. П. Чехова. Принципы «новой драмы». История создания пьесы «Вишневый сад». Анализ первого акта. Своеобразие конфликта в комедии
- Тема Великой Отечественной войны в литературе послевоенных лет
- Изображение войны 1805–1807 гг. Сцена смотра под Браунау. Николай Ростов. Шенграбенское сражение. (Жерков, штаб-офицеры, Тимохин и Тушин). Аустерлицкое сражение
- Петербург Достоевского – одно из главных действующих лиц романа. Система образов героев романа. Тема «униженных и оскорбленных»
- «Мысль народная» в романе. Платон Каратаев. Жизненная философия героя. Партизанское движение
- Отечественная война 1812 г. Философия войны в романе
- Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина. Стихотворения «Поэту», «Пророк», «Памятник»
- Художественный мир А. Н. Островского. Русский театр
- Эволюция темы свободы и рабства в лирике поэта А. С. Пушкина
- Комедии Островского. Пьеса «Свои люди – сочтемся!»
- Любовная лирика в творчестве А. С. Пушкина
- Система образов в пьесе «Вишневый сад». Главный образ пьесы
- Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти. Тема дороги в лирике поэта
- Евгений Онегин трагические итоги жизненного пути. В. Г. Белинский о романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Пушкинская эпоха в произведении роман как «энциклопедия русской жизни»
- Петербургская повесть «Медный всадник»
- Протест Катерины против «темного царства». Трагедия героини
- Два сюжета пьесы. Проблематика пьесы. «Подводное течение» в пьесе «Вишневый сад». Особенности чеховского диалога
- А. С. Пушкин. Личность, судьба, творчество
- Трагедия «Борис Годунов». Композиция, нравственные проблемы, идея. Проблема народа и власти
- Драма «Гроза». Обитатели города Калинова. Система образов, приемы характеристики героев пьесы
- Душевная деградация человека в рассказе Чехова «Ионыч». История создания рассказа. Лингвостилистический анализ
- Рассказы Чехова 90-х г. XIX в.
- Философия природы в лирике Фета
- А. А. Фадеев. «Разгром». Тема Гражданской войны в советской литературе
- Роман «Отцы и дети». История создания романа. Смысл заглавия. Идейно-художественное своеобразие. Проблематика. Композиция
- Роман Гончарова «Обломов» в русской критике
- Повесть «Гранатовый браслет». Мир человеческих чувств в повести
- Роман «Отцы и дети» в русской критике. Споры вокруг романа
- Смерть Е. Базарова. Эпилог романа. Размышления на тему «Философский смысл финала романа»
- Роман «Обломов». Проблематика. Композиция. Образ главного героя. «Обломовщина». «Сон Обломова», его композиционная роль
- «Записки охотника». Образы русских крестьян и помещиков
- Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика
- Любовь и счастье в романе «Отцы и дети». Четыре взгляда на проблему любви в романе
- Образ Базарова в романе. Идеологический спор «отцов» и «детей». Дуэль П. Кирсанова и Е. Базарова
- Личность и судьба И. С. Тургенева. Художественный мир писателя
- Родион Раскольников, его учение и бунт; взаимоотношения автора и героя. Литературная философия Достоевского и христианские ценности
- И. А. Гончаров. Основные этапы жизненного и творческого пути
- Жизнь и творчество Вальтера Скотта. Исторический роман «Айвенго»
- «Стихотворения в прозе», их идейно-художественное своеобразие
- Тема поэта и поэзии
- Особенности жанра и композиции романа «Война и мир». Эпилог романа
- Роман-эпопея «Война и мир». История создания романа. Особенности жанра. Проблемы. Композиция
- Нравственные искания А. Болконского
- А. К. Толстой «Средь шумного бала»
- Н. С. Лесков. Повесть «Очарованный странник». Внешняя и духовная биография Ивана Флягина – героя-правдоискателя
- «Севастопольские рассказы»
- Тема Родины и народа
- Воскрешение человека в Раскольникове
- «Вечная Сонечка». Значение образа Сони Мармеладовой для раскрытия идейного содержания романа
- «Что есть красота?» Образ Наташи Ростовой
- Любовная лирика
- «Две Катерины»: «Гроза» Н. А. Островского и «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова
- «Петербургские повести» и тема «маленького человека». Повесть «Шинель»
- Политический детектив: роман Н. Г. Чернышевского «Что делать» и революционная агитация в России. «Четвертый сон Веры Павловны»
- Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел, жанр, композиция
- Н. В. Гоголь. Очерк жизни и творчества писателя, его художественный мир. Сборник повестей «Вечера на хуторе…»; «Миргород»
- Личность и судьба Н. А. Некрасова. Художественный мир поэта. Основные темы и идеи лирики – о назначении поэта и роли поэзии в жизни общества
- Вольнолюбивая лирика «Пророк»
- Тема поэзии и образ поэта в лирике М. Ю. Лермонтова
- Проблематика и поэтика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина
- Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». «Журнал Печорина» как средство самораскрытия характера героя
- «История одного города»: Проблематика
- Поэма «Мертвые души». Образ дороги в поэме. Чичиков – новое зло, незаметно вторгшееся в пределы России и всего мира, «новый антихрист» буржуазного мира
- Романтические поэмы. «Демон». Философский смысл поэмы. Трагедия Демона и Тамары
- Личность, судьба, эпоха М. Ю. Лермонтова
- Жизнь и творчество, художественный мир писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина
- Поэтические предшественники А. С. Пушкина: Г. Р. Державин, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков
- Философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова
Комментариев нет:
Отправить комментарий