Анализ лирического произведения - это весьма непростой вариант темы сочинения. Ваша задача состоит не в попытке пересказать прозой поэзию, ведь лирическое стихотворение не переложение какого-то прозаического замысла, а воплощение особого поэтического состояния художника, и, анализируя лирику, вы тоже должны суметь "войти" в подобное состояние. Как пишет Е.Полтавец, "Лирическое стихотворение - это выдох гнева на несовершенство устройства жизни, на смерть, отнявшую дорогое существо, выдох тихой благодарности судьбе за жизнь, за тихий вечер, за бескрайний небосвод. (…) Лирика - это всегда о чем-то очень сокровенно личном - не только тогда, когда поэт говорит об интимных переживаниях, но и тогда, когда гражданские чувства переполняют душу поэта". Но лирика - сокровенное не только для поэта, но и для читателя. Поэтому ваша работа должна включать рассуждения о вашем восприятии произведения, вашем отклике на него, и с этого предпочтительно начинать сочинение. Вы можете, особенно не увлекаясь собственно теорией стиха, рассказать о вашем понимании произведения и о том, чем такое понимание вызвано (какими средствами автор этого понимания добивается).
Истолковать произведение значит приблизиться к авторскому замыслу. Сделать это можно, следуя путем так называемого "медленного чтения" - от первого стиха к последнему, рассматривая каждую стихотворную строку, ее содержание и форму, звучание, образы, логику развития авторского чувства или мысли как шаг на пути к разгадке авторской идеи.
Можно выбрать другой путь: сказать о том, что сразу бросилось в глаза в тексте, что тут же обратило на себя ваше внимание, поразило, затронуло, задело, и через это как за одно звено вытащить всю "цепь смыслов" произведения.
Выбор пути разгадки авторского замысла за вами.
Схема анализа лирического произведения1:
- Рассуждения "Я и поэзия; я и прочитанное стихотворение".
- Дата, сведения из истории создания стихотворения; при необходимости связь стихотворения с фактами биографии автора; кому посвящено стихотворение; прототипы и адресаты стихотворения.
- Жанр стихотворения.
- Идейно-тематическое содержание стихотворения:
- ведущая тема;
- основная мысль, ее развитие;
- эмоциональная окраска и способы ее передачи; развитие чувств;
- общественное или личностное звучание преобладает в стихотворении.
- Особенности композиции стихотворения.
- Особенности стихотворной формы2:
- размер; особенности ритмики;
- рифма и способы рифмовки;
- специфика строфики;
- стилистические фигуры; художественные приемы (тропы: метафорика; эпитеты, сравнения, олицетворения, гиперболы, метонимии, литоты; художественное значение тропов);
- звуковые приемы (звукопись).
- Основные образы стихотворения, их специфика и художественное значение. Личностное истолкование образов стихотворения.
- Образ лирического героя; сопоставление автора и лирического героя.
- Место стихотворения в творчестве автора.
Примерный план анализа лирического произведения
- Кем и когда написано стихотворение?
- Какие жизненные события легли в его основу. Центральная тема стихотворения. Многоплановость.
- Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение к ……. и т д.). Тематическое разнообразие лирики ( пейзажная, философская, любовная, вольнолюбивая и др.)
- Главные образы или картины, созданные в стихотворении.
- Внутреннее построение стихотворения, его лирический герой. (Лирический герой хоть и отражает личные переживания и ощущения автора, но это не вполне поэт. Это внутренний образ – переживание, в котором отражается духовный мир человека, характерные черты людей определенного времени, класса, их идеалы).
- Основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического героя.
- Особенности построения: единое целое, деление на части, главки, строфы; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя.
- Средства поэтического языка ( изобразительные средства языка, особенности лексики ). Звуковая и ритмическая организация лирического текста, с помощью которых создаются картины, образы, передаются мысли и чувства поэта или его лирического героя – внутреннего повествователя. Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь. Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.). Некоторые композиционные приемы : пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д. Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы, способ стихосложения.
- Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания. Если возможно – идея стихотворения
- Значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения. Источник
Фет., Гумилев,
Тематические стихи
» Баллады |
» Басни |
» Детские |
» Песни |
» Военные |
» О дружбе |
» О любви |
» О природе |
» Спортивные |
» Серебряный век
Биографии знаменитых русских поэтов
(в сборнике фамилии расположены в алфавитном порядке) Поэты России |
Елена, Вы молодец!
ОтветитьУдалитьПролистала всю книгу, кое-что прочитала. Удивляюсь Вашему творчеству, Елена! Спасибо большое! Какая умница!
ОтветитьУдалитьМое восхищения Вашим трудом Елена.
ОтветитьУдалитьПоздравляю с выходом сборника. Вы - просто молодец! Такой многоплановый труд. Удачи и новых творческих находок.
ОтветитьУдалитьМолодец! Очень хороший ресурс!! Спасибо!
ОтветитьУдалитьЗамечательные работы!
ОтветитьУдалитьПрекрасный дебют! Поздравляю!
ОтветитьУдалить