вторник, 11 ноября 2014 г.

Итоговое сочинение. Направление № 2. О войне

1) Время - направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха. 
2) Дом - направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего. 

3) Любовь - направление даёт возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах. 
4) Путь - направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения. 

5) «Год литературы» - направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературеМои ремарки 

Каждое направление будет содержать набор закрытых тем, которые будут опубликованы в день написания сочинения. Пять тем для каждого часового пояса. На экзамене учащийся сам выбирает одну тему из пяти.
ПРИМЕРЫ
               




  Человек и время в русской литературе.
        
         Определенный круг времени формирует характеры людей, живущих в данную эпоху. Это отмечают не только философы, историки, но классики литературы, описывающие своих предков, современников или потомков.
         В нашей литературе собрана богатая галерея типичных  русских характеров, относящихся к разным поколениям. Так А.С.Грибоедов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь… выводили  в собственных произведениях типичных представителей своего поколения, объясняя их характеры и поступки теми условиями и временными рамками, в которых этим героям довелось жить.
  Литература не первична, она отражает то время, которое интересует современников писателя или созвучно ему своим драматизмом, характерами людей  или событиями, запечатлевшимися в исторической памяти народа. Например, А.С.Пушкин, интересуясь историей России, написал роман «Капитанская дочка», напомнив современникам о трагическом прошлом страны, о крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева, чтобы не забывали своих корней и величайших исторических  потрясений.
  А М.Ю.Лермонтов, живущий в смутное время реакции, наступившей после поражения декабристского восстания, образно рисует недавнее  великое прошлое России в стихотворении «Бородино», призывая соотечественников быть достойными памяти  отцов и дедов:
-Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Поэт желает современникам обрести стойкость и смелость, присущую их предкам.
 Чутко прислушиваясь к своему  времени, характерам  и интересам соотечественников, Н.В.Гоголь  выводит на страницах своей поэмы «Мертвые души» образ Чичикова -  расчетливого дельца и авантюриста, мечтающего разбогатеть любыми средствами, не гнушающегося подкупом чиновников, подлогом и обманом. Писатель увидел новый период  времени, когда неограниченная  власть денег формирует  алчные, беспринципные  и продажные характеры, воплощенные в образе Павла Ивановича Чичикова.
         Действительно, время неумолимо движется вперед, рождая в своем круговороте характеры и поступки людей, живущих и действующих по законам эпохи. Но и немало людей, которые плывут против течения, считая, что
Не стоит прогибаться под изменчивый мир,
Пусть лучше он прогнется под нас.
         Именно такие смельчаки-первопроходцы «творят» историю.  (279)

 Этот год в России объявлен годом литературы. Я рад этому событию, потому что основное внимание будет уделено литературе, которая имеет огромное значение в жизни общества. Каждый человек хотя бы раз в жизни брал в руки книгу, знает хотя бы одну сказку, рассказанную еще в детстве родителями. Следить за судьбами литературных героев, путешествовать в пространстве и времени – это увлекательное занятие. Но это не главное.   Важным является то, что литература развивает человека духовно, ведет его по верному пути. 
Как же литература воспитывает? Давайте посмотрим, что творится с думающим читателем.    Расскажу о себе, о том, как я читал А. П. Чехова. Мне особенно запомнились произведения, в которых он пишет о мелочности интересов, о равнодушии и о пошлости людей.
  Так, например, в своем рассказе «Ионыч» писатель обращается к проблеме перерождения личности, духовной деградации человека. В произведении говорится о докторе Старцеве, которого назначают земским врачом в город Дялиж. В начале рассказа мы видим в нем умного, интеллигентного, энергичного человека. Но сама атмосфера города противопоставлена Ионычу: здесь царит лень, пошлость, эгоизм. Даже у самой, казалось бы, образованной семьи Туркиных Старцев не находит того общества, в котором ему хочется находиться. Однако он, считая, что «все было недурственно», идет на компромисс со своими вкусами и взглядами. Я не вижу в нем той борьбы, без которой вряд ли можно когда-нибудь изменить жизнь этого города в лучшую сторону. Наоборот, Старцев не сопротивляется окружающей среде. В этом-то его и главная ошибка. Город «поглощает» все его положительные качества, он становится таким же его обывателем, как и остальные. Из этого произведения я извлек такой урок: если в человеке гаснет способность к сопротивлению, происходит омертвление души, такой человек теряет смысл своего существования. 
  В рассказе же «Крыжовник» поставлена проблема мелочных человеческих интересов. В центре произведения - история жизни Николая Ивановича. Проведя  детство в деревне и переехав в город, Николай тосковал и думал о том, «как бы в деревню», мечтал купить домик.   Всю жизнь жестко экономл деньги, женился на старой богатой женщине, вскоре умершей после недолгой супружеской жизни. И под старость Николаю Ивановичу удается купить маленькую усадьбу. Но оказавшись в своем небольшом имении, он отделяется от всего остального мира, усадьба становится для него своеобразным футляром – идеалом покоя, бездумного существования. Его не интересуют проблемы других людей, он живет лишь ради себя. И в чем же смысл его жизни? В том, чтобы зажить как помещик или чтобы попробовать выращенный на своей земле крыжовник? Я считаю, что Николай выбрал не ту жизненную дорогу: нужно жить не только своими интересами, но и интересами окружающих людей. 
  После прочтения произведений возникает желание сопоставить себя с героями чеховских рассказов. Это помогает разобраться в жизни и исправить ошибки. Литература дает бесценный опыт, передающийся из поколения в поколение, помогающий сделать нашу жизнь лучше. Поэтому так важна она для каждого из нас. 
  К сожалению, в современном обществе литературные произведения ценятся не так, как это было раньше. Я считаю, обесценивание литературы является главной причиной того, что люди часто ведут себя безнравственно.

(473 слова)
 Другие примеры по направлениям.

Список литературы по направлениям. Требования.                                                                          нажмите на строку

Нажми на строку:" Все о сочинениях 2016 года". 



М.А. Шолохов "Судьба человека" sudba-cheloveka.docx   sudba-cheloveka.fb2 


Пособия.  Критерии и т.п.
Подборка текстов по направлениям.


 891 день мужества ленинградцев.

      Мужество - прекрасное слово, оно обозначает преодоление страха, опасностей    и противостояние любым напастям и бедам. Российскому
народу выпала трудная судьба, много было испытаний, но в годы Великой Отечественной войны именно ленинградцы показали всем миру, что завоевать Россию невозможно. Страна могла испытывать временные трудности, страшные людские потери, но сломить мужество людей не смог ни голод, ни холод, ни бесконечные бомбежки.
    Ленинград оказался во вражеском кольце уже 8 сентября 1941 года. Продовольственные склады разрушены, в городе три  миллиона жителей, подвоз продуктов и боеприпасов невозможен. Но город не сдавался. Все, кто мог, вышли на строительство оборонительных сооружений. Заводы выпускали танки и снаряды для защитников города.
   Пришла суровая и безжалостная зима,  выдача хлеба по карточкам уменьшалась еженедельно. Но выход нашелся. По  льду Ладожского озера была проложена «дорога жизни», по которой в город стали поступать необходимые продукты питания, из города же вывозили ослабленных от голода и болезней детей, стариков, женщин.
Дорогой жизни шел к нам хлеб,
дорогой дружбы многих к многим.
Еще не знают на земле
страшней и радостней дороги.
 Ленинградцы не сдавались, они защищали свой родной город. Из  трех миллионов жителей Ленинграда почти миллион погибших за время  страшной блокады. Большие потери произошли в первые месяцы из-за бесконечных бомбежек, голода, а потом наступил и холод, принесший  огромное количество жертв: детей, старков, женщин…
Но вражеской бомбежки хуже,
еще мучительней и злей —
сорокаградусная стужа,
владычащая на земле.
   Фашисты надеялись сломить волю защитников прекрасного города на Неве, но никакие  их усилия и пропаганда не приносили результатов.
   Ленинградцы не просто выживали, они жили и работали, отмечали памятные даты мирного времени. Так в феврале многие пришли на Мойку 12 к квартире А.С.Пушкина и читали стихи поэта и о нем, вспоминая трагическую дуэль.
      Шостакович в блокадном Ленинграде написал «Героическую симфонию», а музыканты замерзающими пальцами исполняли эту великую музыку, поддерживающую дух защитников города, подтверждая, что народ уничтожить невозможно, если он борется и созидает. Наши великие история и культура поддерживали людей, давали силы жить и бороться.
   Анна Андреевна Ахматова, находясь в эвакуации далеком Ташкенте, писала о своих соотечественниках:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
   Ленинградцев поддерживала вся страна, жители блокадного города знали, что помощь  поступает, они не остались один на один со своей бедой. Величайший дух  горожан поддерживала и поэтесса Ольга Бергольц, ежедневно выступающая по радио, читающая собственные стихи. Горожане знали, пока «их Оленька» жива и читает стихи, город не сдастся!
  Перед лицом твоим, Война,
я поднимаю клятву эту,
как вечной жизни эстафету,
что мне друзьями вручена.
Их множество — друзей моих,
друзей родного Ленинграда.
О, мы задохлись бы без них
в мучительном кольце блокады.
  Просматривая хронику военного Ленинграда, ужасаешься людским страданиям и одновременно восхищаешься подвигом этих людей, выстоявших  в неимоверно тяжелых условиях, отстоявших свой любимый город, а потом поднявших  его из руин.
  Нам есть чем гордиться. У нас есть великая история наших побед! Молодым людям только надо хорошо знать и помнить об этом подвиге родного народа.
                                                                                                             (481 слово)
 О.Е. Орлова
Работа ученицы.
Война есть ужас, страх, боль, одиночество и разочарование в жизни. Но в чем же причины этого ужаса?
                                                                
Во-первых, война бывает захватнической, как в произведении Л. Н. Толстого «Война и мир». Б. Наполеон желал захватить все мировые державы.  Следовательно, причиной захватнической войны является желание власти.
Во-вторых, война может быть оборонительной. Когда народ защищается от агрессора из «вне».
И наконец, война гражданская - самая страшная из всех войн. Казалось, что государство всегда должно быть единым. Но разногласия могут быть и «внутри» страны.
В своем сочинении я хотела бы раскрыть одну из важных проблем, которая обостряется во время войны. Это проблема Родины и патриотизма.
Мне кажется, бессмысленная смерть, которая несет с собой война  ужасна. Я-человек, живущий в мирное время. Я никогда не видела войны, только слышала о ней по радио, видела в кино, читала в книгах.  Но мне страшно представить себе, что же будет, если она войдет в мою жизнь? Хотя, в настоящее время война находится «в шаге» от меня. Война идет по всему миру. В том числе и на Украине. И достаточно всего одного некорректного слова или действия политиков, чтобы моя жизнь, жизнь моей семьи и близких мне людей разрушилась.
Многие люди не представляют себе всю глобальность войны. Опомнитесь! Вы восхваляете патриотизм, любовь к родине, а в это время политикам достаточно лишь щелкнуть пальцем около правителя другой страны и начнется война. Все это ради того, чтобы мы «жили лучше». Эти люди просто используют Вас для того, чтобы получить как можно больше прибыли и выгоды для себя.
В пример можно привести А. Гитлера. Он не был «истинным арийцем». Скорее можно сказать, что он был евреем, которых сам же и убивал их. Гитлер просто хотел власти, для этого он использовал народ. Разве у него была совесть и хоть малейшие чувства? Даже, когда было ясно, что капитуляция Германии неизбежна, он не сдался, а продолжал посылать последних людей на смерть.
Но самое ужасное то, как люди в военное время легко бросались словом «трус». Одним этим словом можно было отправить семнадцатилетнего ребенка на войну. Каждый хотел доказать, что он «силен духом». Действительно, показать, что ты испугался-неприемлимо. Страх смерти( как многие думают) - это ненормально. Тогда я задаю главный вопрос: в чем смысл жизни? Мы живем ради того, чтобы умереть? Нет. мы живем ради ощущений, которые доставляют нам радость.Человек создан для счастья и мира.
Таким образом, я считаю, что миру нужно стремиться к своеобразной утопии, где царит взаимопоние, нет конфликтов и эгоизма. Люди не должны забывать о нравственных ценностях и забыть об убийстве.
В подтверждение своей мысли хочу взять произведение Э. М. Ремарка «На западном фронте без перемен».  Повествование ведется от лица девятнадцатилетнего юноши, Пауля Боймера.  Он пошел на войну. П. Боймер рассказывает, что всех, кто не шел добровольно на войну называли «трусами». У него был выбор: остаться на Родине и жить в осуждении или пойти на войну и погибнуть. Главный герой на протяжении всего романа мучается не только физически, но и духовно. Детская психика не может выдержать весь ужас войны. И он погибает.
В произведении М. А. Булгакова «Белая Гвардия» Алексей Турбин, военный врач, видит то, как умирают люди. Ему больно смотреть на смерть солдат.
Таким образом, я доказала, что война является самым страшным состояние человечества. Мир должен стремиться к равенству и взаимопониманию. Только тогда мы хоть немного приблизимся к утопической реальности.

2 комментария: