четверг, 27 ноября 2014 г.

Итоговое сочинение. Анализ (от 20.11)


1) Время - направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха. 

2) Дом - направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего. 

3) Любовь - направление даёт возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах. 
4) Путь - направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения. 

5) «Год литературы» - направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературеМои ремарки 

Каждое направление будет содержать набор закрытых тем, которые будут опубликованы в день написания сочинения. Пять тем для каждого часового пояса. На экзамене учащийся сам выбирает одну тему из пяти.
ПРИМЕРЫ
               




  Человек и время в русской литературе.
        
         Определенный круг времени формирует характеры людей, живущих в данную эпоху. Это отмечают не только философы, историки, но классики литературы, описывающие своих предков, современников или потомков.
         В нашей литературе собрана богатая галерея типичных  русских характеров, относящихся к разным поколениям. Так А.С.Грибоедов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь… выводили  в собственных произведениях типичных представителей своего поколения, объясняя их характеры и поступки теми условиями и временными рамками, в которых этим героям довелось жить.
  Литература не первична, она отражает то время, которое интересует современников писателя или созвучно ему своим драматизмом, характерами людей  или событиями, запечатлевшимися в исторической памяти народа. Например, А.С.Пушкин, интересуясь историей России, написал роман «Капитанская дочка», напомнив современникам о трагическом прошлом страны, о крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева, чтобы не забывали своих корней и величайших исторических  потрясений.
  А М.Ю.Лермонтов, живущий в смутное время реакции, наступившей после поражения декабристского восстания, образно рисует недавнее  великое прошлое России в стихотворении «Бородино», призывая соотечественников быть достойными памяти  отцов и дедов:
-Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Поэт желает современникам обрести стойкость и смелость, присущую их предкам.
 Чутко прислушиваясь к своему  времени, характерам  и интересам соотечественников, Н.В.Гоголь  выводит на страницах своей поэмы «Мертвые души» образ Чичикова -  расчетливого дельца и авантюриста, мечтающего разбогатеть любыми средствами, не гнушающегося подкупом чиновников, подлогом и обманом. Писатель увидел новый период  времени, когда неограниченная  власть денег формирует  алчные, беспринципные  и продажные характеры, воплощенные в образе Павла Ивановича Чичикова.
         Действительно, время неумолимо движется вперед, рождая в своем круговороте характеры и поступки людей, живущих и действующих по законам эпохи. Но и немало людей, которые плывут против течения, считая, что
Не стоит прогибаться под изменчивый мир,
Пусть лучше он прогнется под нас.
         Именно такие смельчаки-первопроходцы «творят» историю.  (279)

 Этот год в России объявлен годом литературы. Я рад этому событию, потому что основное внимание будет уделено литературе, которая имеет огромное значение в жизни общества. Каждый человек хотя бы раз в жизни брал в руки книгу, знает хотя бы одну сказку, рассказанную еще в детстве родителями. Следить за судьбами литературных героев, путешествовать в пространстве и времени – это увлекательное занятие. Но это не главное.   Важным является то, что литература развивает человека духовно, ведет его по верному пути. 
Как же литература воспитывает? Давайте посмотрим, что творится с думающим читателем.    Расскажу о себе, о том, как я читал А. П. Чехова. Мне особенно запомнились произведения, в которых он пишет о мелочности интересов, о равнодушии и о пошлости людей.
  Так, например, в своем рассказе «Ионыч» писатель обращается к проблеме перерождения личности, духовной деградации человека. В произведении говорится о докторе Старцеве, которого назначают земским врачом в город Дялиж. В начале рассказа мы видим в нем умного, интеллигентного, энергичного человека. Но сама атмосфера города противопоставлена Ионычу: здесь царит лень, пошлость, эгоизм. Даже у самой, казалось бы, образованной семьи Туркиных Старцев не находит того общества, в котором ему хочется находиться. Однако он, считая, что «все было недурственно», идет на компромисс со своими вкусами и взглядами. Я не вижу в нем той борьбы, без которой вряд ли можно когда-нибудь изменить жизнь этого города в лучшую сторону. Наоборот, Старцев не сопротивляется окружающей среде. В этом-то его и главная ошибка. Город «поглощает» все его положительные качества, он становится таким же его обывателем, как и остальные. Из этого произведения я извлек такой урок: если в человеке гаснет способность к сопротивлению, происходит омертвление души, такой человек теряет смысл своего существования. 
  В рассказе же «Крыжовник» поставлена проблема мелочных человеческих интересов. В центре произведения - история жизни Николая Ивановича. Проведя  детство в деревне и переехав в город, Николай тосковал и думал о том, «как бы в деревню», мечтал купить домик.   Всю жизнь жестко экономл деньги, женился на старой богатой женщине, вскоре умершей после недолгой супружеской жизни. И под старость Николаю Ивановичу удается купить маленькую усадьбу. Но оказавшись в своем небольшом имении, он отделяется от всего остального мира, усадьба становится для него своеобразным футляром – идеалом покоя, бездумного существования. Его не интересуют проблемы других людей, он живет лишь ради себя. И в чем же смысл его жизни? В том, чтобы зажить как помещик или чтобы попробовать выращенный на своей земле крыжовник? Я считаю, что Николай выбрал не ту жизненную дорогу: нужно жить не только своими интересами, но и интересами окружающих людей. 
  После прочтения произведений возникает желание сопоставить себя с героями чеховских рассказов. Это помогает разобраться в жизни и исправить ошибки. Литература дает бесценный опыт, передающийся из поколения в поколение, помогающий сделать нашу жизнь лучше. Поэтому так важна она для каждого из нас. 
  К сожалению, в современном обществе литературные произведения ценятся не так, как это было раньше. Я считаю, обесценивание литературы является главной причиной того, что люди часто ведут себя безнравственно.

(473 слова)
 Другие примеры по направлениям.

Список литературы по направлениям. Требования.                                                                          нажмите на строку

Какие произведения М.Ю. Лермонтова Вы бы посоветовали прочитать другу?  (По одному или нескольким произведениям  М.Ю. Лермонтова)
Часто отсутствовал ответ на вопрос: почему именно это произведение посоветовали бы прочитать?

Отступление от темы, отсутствует тезис, который необходимо доказать. Недостаточно убедительные аргументы.
 Смысловой анализ «Героя нашего времени» не становится полноценным доказательством тезиса.
Литературный материал используется на уровне пересказа произведения. Отсутствие знаний о биографии писателя. Искажение содержания произведений.  Непонимание литературоведческого понятия "Лирический герой". Низкий уровень осмысление художественных тестов.
Были работы однотипные по строению и содержанию (будто пересказ прослушанного текста)
 Нарушение логики рассуждения.
Фактические ошибки в цитатах.
 Стилистические и речевые ошибки, нет разнообразия лексических оборотов. Нарушены правила надежного управления, нормы словоупотребления. Однообразные синтаксические конструкторы, допускают использование речевых штампов. Неоправданные повторы слов, нарушение лексической сочетаемости.
Грамматические ошибки: Правописание безударных гласных в корнях слов, правописание личных окончаний глаголов, правописание производных предлогов, согласование падежных окончаний прилагательных и существительных. ошибочное образование форм различных частей речи ; орфографические : правописание корней с чередованием гласных и безударных окончаний глаголов; правописание окончаний глаголов во 2 л. ед.ч; тся-ться ; правописание частиц ; не с глаголами и причастиями; правописание безударных гласных в корне слова.
Пунктуационные ошибки: необоснованные запятые в простом предложении, знаки препинания в СПП (сложноподчиненное предложение), ССП (сложносочиненное предложение), БСП( бессоюзное сложное предложение); знаки препинания, при деепричастном обороте.

018.  Можно ли обойтись без книг?

Рассуждения сводятся к вопросу: что такое книга?
Литературный материал используется на уровне пересказа произведения, поверхностный уровень анализа произведения. Учащиеся приводят аргументы из литературных произведений, но показывают низкий уровень осмысления художественных произведений, в основном опираются на пересказ основных сюжетных линий.
Желание указать более двух произведений ведет к поверхностному анализу.

Поверхностное знание сюжета (на уровне краткого содержания произведения). Ошибки в определении жанра произведения, сюжета.
 В сочинении, посвященном книгам, не было литературных примеров
Выпускники не продемонстрировали собственных читательских предпочтений.
Фактические ошибки в определении жанра произведения, ошибки в именах собственных, искажение историко-литературных фактов
 Нарушение логики рассуждений.
Нечеткая формулировка тезис.
Формальное привлечение материала, аргументация подменяется общими фразами, недостаточно убедительные аргументы из литературного материала.
Речевые ошибки: Обилие речевых ошибок затрудняет понимание смысла сказанного. Прослеживается однообразие синтасинтаксических конструкций, частое употребление слов. Прослеживается логическая связь между вступлением и основной частью. Нарушение последовательности изложения материала
Грамматические ошибки: Правописание безударных гласных в корнях слова, падежные окончания существительных, причастий, отсутствуют знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах, вводных словах, в сложных предложениях, тире между подлежащим и сказуемым.
Пунктуационные ошибки: знаки препинания в ССП(сложносочиненное предложение), при деепричастном  обороте, при вводных словах, тире между подлежащим и сказуемым.
Маленький объём работ.

030. Почему важно уметь сострадать другому?

Отсутствует исходный тезис: не формулируется ответ на вопрос «Почему?», доказательная часть подменяется размышлениями, что такое сострадание
Литературный материал используется на уровне пересказа произведения. Приведены примеры из жизни, личного опыта, а не литературного произведения
Нарушение логики в аргументации, подмена одного тезиса другим (Чем люди живы?)
Речевые: Нет разнообразия лексики, речевых оборотов. Однообразие синтаксических конструкций. Недостаточное раскрытие темы. Во многих работах нет конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла.
Грамматические ошибки: правописание безударных гласных, правописание гласных и согласных в корне слова, правописание окончаний глаголов, не с разными частями речи.
Пунктуационные ошибки: пропущены знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах, в сложных предложениях, знаки препинания при причастном и деепричастном оборотах, ССП (сложносочиненное предложение), СПП (сложноподчиненное предложение). Постановка тире, двоеточие в ПП.
Речевые ошибки: недостаточно убедительная аргументация, использование штампов и общих слов, использование заготовок под другие задачи, неправильное построение предложений. Отсутствует творческий нестандартный подход к раскрытию темы, речь характеризуется однообразием грамматического строя, нет композиционной связи. Употребление слов в несвойственных им значениях. Часто встречается нарушение композиционной связи, ошибки в формулировке проблем.

 Комментарии, выводы, рекомендации 
по подготовке учащихся к написанию итогового сочинения (изложения)

      В работах используются заготовки, не соответствующие темам.
   Обратить  внимание на разницу в структурах сочинения.
   Обратить внимание на более осмысленную формулировку тезиса, логичность доказательств и связанный с тезисом вывод, выпускники в сочинении должны продемонстрировать собственное видение проблемы.
       Необходимо учить правильно «видеть» ключевые слова темы, правильно отбирать литературоведческий материал для анализа, необходимо акцентировать внимание на выборе более точных литературных примеров.
    Работать над композицией сочинения, обучать приемам работы над вступительной и заключительной частями сочинения, способом аргументации. Работать над речевым оформлением сочинения, учить пользоваться орфографическим словарем.
     Необходимо заострить внимание на том, что литературные произведения должны стать опорой для рассуждения.
     Нацеливать учащихся опираться на классическую русскую и зарубежную литературу, а не на низкопробные произведения - «однодневки». Повысить читательскую активность.
    Необходимо обратить внимание на нарушение абзацного членения текста, на соотношение объема вступления и основной части, на отсутствие предложений переходов от одной смысловой части к другой.
    Усилить работу над грамматическим и речевым строем речи учащихся.
    Обратить внимание на речевые, фактические ошибки, допускаемые учащимися (произведение М.Ю. Лермонтова «Евгений Онегин» главный герой А. Болконский, баллада «Сотников», Бредбери, «учительница предложила сыграть в карты на деньги» («Уроки французского»), ПечЁрин, В.О.В.), напомнить о необходимости указывать инициалы поэта или писателя.
    Большинство пунктуационных ошибок было допущено в БСП ( бессоюзное сложное предложение), СПП (сложноподчиненное предложение), при  вводных конструкциях, при причастных и деепричастных оборотах.
    Организаторам разработать единые требования оформления бланков, т. к. в разных источниках есть разночтения.
      Рекомендовать учащимся заполнять бланки ( фамилия , имя отчество) и писать работу четким, разборчивым почерком.
    Критерий "грамотность": много ошибок на обособление определений и обстоятельств на согласование определяемого слова с главным, неточное употребление значения слова.
    В целом учащиеся готовы к написанию итогового сочинения . В большинстве случаев справились с поставленной задачей (К1-К3) , но не всегда умело включают литературный материал в текст своего сочинения.                                            Саблина Валентина.

Комментариев нет:

Отправить комментарий