воскресенье, 30 ноября 2014 г.

Примеры сочинений по направлениям

Новости.   Форма итогового сочинения не будет меняться до 2019 года

Минобрнауки не планирует менять форму проведения итогового сочинения (изложения)
до 2019 года. Как сообщила пресс-служба Минобрнауки, участники совещания,
посвященного итогам второго года проведения итогового сочинения (изложения),
были единодушны во мнении, что до 2019 года итоговое сочинение (изложение) должно
проходить в том же формате. В ведомстве отметили, что по данным доклада замглавы
особрнадзора Анзора Музаева, результаты 2016 года стабильны относительно итогов 2015 года.
Так, по результатам двух этапов написания 97% участников получили "зачет" и, соответственно, допуск к итоговой аттестации.                                                   ИСТОЧНИК

Даты проведения Итогового сочинения в 2016-2017 уч.г.

→ 7 декабря 2016.
→ 1 февраля 2017.
→ 3 мая 2017.

Направления 2016-2017 учебного года станут известны в конце августа 2016.
Смотри: 1-й год темы   2-й год темы.

Задание

    Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение-рассуждение на эту тему.
Рекомендуемый объём − от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачёт». Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать собственный текст участника. Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то за такую работу выставляется «незачёт». В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию и аргументируйте её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору. Количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал. Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые нормы и нормы грамотности (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво. При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

Урок 1: Что, когда, зачем и как? 
Урок 2: Критерии 
Урок 3: Тематические направления 2016 
Урок 4: Структура работы 
Урок 5: Введение и тезис 
Урок 6: Аргументы 
Урок 7: Заключение 

Урок 8: Образец



1) Время - направлени
е ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха. 
2) Дом - направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего. 

3) Любовь - направление даёт возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах. 
4) Путь - направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения. 

5) «Год литературы» - направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературеМои ремарки 

Каждое направление будет содержать набор закрытых тем, которые будут опубликованы в день написания сочинения. Пять тем для каждого часового пояса. На экзамене учащийся сам выбирает одну тему из пяти.
ПРИМЕРЫ
               




  Человек и время в русской литературе.
        
         Определенный круг времени формирует характеры людей, живущих в данную эпоху. Это отмечают не только философы, историки, но классики литературы, описывающие своих предков, современников или потомков.
         В нашей литературе собрана богатая галерея типичных  русских характеров, относящихся к разным поколениям. Так А.С.Грибоедов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь… выводили  в собственных произведениях типичных представителей своего поколения, объясняя их характеры и поступки теми условиями и временными рамками, в которых этим героям довелось жить.
  Литература не первична, она отражает то время, которое интересует современников писателя или созвучно ему своим драматизмом, характерами людей  или событиями, запечатлевшимися в исторической памяти народа. Например, А.С.Пушкин, интересуясь историей России, написал роман «Капитанская дочка», напомнив современникам о трагическом прошлом страны, о крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева, чтобы не забывали своих корней и величайших исторических  потрясений.
  А М.Ю.Лермонтов, живущий в смутное время реакции, наступившей после поражения декабристского восстания, образно рисует недавнее  великое прошлое России в стихотворении «Бородино», призывая соотечественников быть достойными памяти  отцов и дедов:
-Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Поэт желает современникам обрести стойкость и смелость, присущую их предкам.
 Чутко прислушиваясь к своему  времени, характерам  и интересам соотечественников, Н.В.Гоголь  выводит на страницах своей поэмы «Мертвые души» образ Чичикова -  расчетливого дельца и авантюриста, мечтающего разбогатеть любыми средствами, не гнушающегося подкупом чиновников, подлогом и обманом. Писатель увидел новый период  времени, когда неограниченная  власть денег формирует  алчные, беспринципные  и продажные характеры, воплощенные в образе Павла Ивановича Чичикова.
         Действительно, время неумолимо движется вперед, рождая в своем круговороте характеры и поступки людей, живущих и действующих по законам эпохи. Но и немало людей, которые плывут против течения, считая, что
Не стоит прогибаться под изменчивый мир,
Пусть лучше он прогнется под нас.
         Именно такие смельчаки-первопроходцы «творят» историю.  (279)

 Этот год в России объявлен годом литературы. Я рад этому событию, потому что основное внимание будет уделено литературе, которая имеет огромное значение в жизни общества. Каждый человек хотя бы раз в жизни брал в руки книгу, знает хотя бы одну сказку, рассказанную еще в детстве родителями. Следить за судьбами литературных героев, путешествовать в пространстве и времени – это увлекательное занятие. Но это не главное.   Важным является то, что литература развивает человека духовно, ведет его по верному пути. 
Как же литература воспитывает? Давайте посмотрим, что творится с думающим читателем.    Расскажу о себе, о том, как я читал А. П. Чехова. Мне особенно запомнились произведения, в которых он пишет о мелочности интересов, о равнодушии и о пошлости людей.
  Так, например, в своем рассказе «Ионыч» писатель обращается к проблеме перерождения личности, духовной деградации человека. В произведении говорится о докторе Старцеве, которого назначают земским врачом в город Дялиж. В начале рассказа мы видим в нем умного, интеллигентного, энергичного человека. Но сама атмосфера города противопоставлена Ионычу: здесь царит лень, пошлость, эгоизм. Даже у самой, казалось бы, образованной семьи Туркиных Старцев не находит того общества, в котором ему хочется находиться. Однако он, считая, что «все было недурственно», идет на компромисс со своими вкусами и взглядами. Я не вижу в нем той борьбы, без которой вряд ли можно когда-нибудь изменить жизнь этого города в лучшую сторону. Наоборот, Старцев не сопротивляется окружающей среде. В этом-то его и главная ошибка. Город «поглощает» все его положительные качества, он становится таким же его обывателем, как и остальные. Из этого произведения я извлек такой урок: если в человеке гаснет способность к сопротивлению, происходит омертвление души, такой человек теряет смысл своего существования. 
  В рассказе же «Крыжовник» поставлена проблема мелочных человеческих интересов. В центре произведения - история жизни Николая Ивановича. Проведя  детство в деревне и переехав в город, Николай тосковал и думал о том, «как бы в деревню», мечтал купить домик.   Всю жизнь жестко экономл деньги, женился на старой богатой женщине, вскоре умершей после недолгой супружеской жизни. И под старость Николаю Ивановичу удается купить маленькую усадьбу. Но оказавшись в своем небольшом имении, он отделяется от всего остального мира, усадьба становится для него своеобразным футляром – идеалом покоя, бездумного существования. Его не интересуют проблемы других людей, он живет лишь ради себя. И в чем же смысл его жизни? В том, чтобы зажить как помещик или чтобы попробовать выращенный на своей земле крыжовник? Я считаю, что Николай выбрал не ту жизненную дорогу: нужно жить не только своими интересами, но и интересами окружающих людей. 
  После прочтения произведений возникает желание сопоставить себя с героями чеховских рассказов. Это помогает разобраться в жизни и исправить ошибки. Литература дает бесценный опыт, передающийся из поколения в поколение, помогающий сделать нашу жизнь лучше. Поэтому так важна она для каждого из нас. 
  К сожалению, в современном обществе литературные произведения ценятся не так, как это было раньше. Я считаю, обесценивание литературы является главной причиной того, что люди часто ведут себя безнравственно.

(473 слова)
 Другие примеры по направлениям.

Список литературы по направлениям. Требования.                                                                          нажмите на строку

 Источник 
Нажми на строку:" Все о сочинениях 2016 года". 


Творчество М. Ю. Лермонтова

“Поэт совсем другой эпохи” — так говорил о Лермонтове Белинский, сравнивая его с Пушкиным. Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучат главные мотивы его творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее поэта на непонятность окружающих и одиночество. В раннем творчестве Лермонтова тема одиночества раскрывается в традициях романтизма. Позже в стихотворении “Стансы” появляется новое осмысление этой темы:

Я к одиночеству привык,
Я б не умел ужиться с другом,
Ни с кем в Отчизне не прощусь —
Никто о мне не пожалеет!..


Одиночество лирического героя принято им самим добровольно как естественное состояние души. Тема одиночества приобретает у Лермонтова своеобразный оттенок — изгнания, странничества. Мир отвергает героя, но и герой уходит от мира; ни дом, ни отчизна не дают ему успокоения:

Изгнаньем из страны родной
Хвалюсь повсюду, как свободой...

Тема изгнанничества является центральной в стихотворении “Тучи”. Образы тучки, облака или волны у Лермонтова — символы свободы и беспечности. Лирический герой стихотворения несвободен и подавлен. Он сравнивает себя с тучками: они “вечные странники”, а не изгнанники. Поэт иронично называет их тоже “изгнанниками”. Обращение к тучам нежное — “тучки”, а название всего стихотворения обобщеннее и символичнее — “Тучи”. Тучкам “наскучили нивы бесплодные”, а для лирического героя это “милый север”. Стихотворение очень динамично благодаря резкому переходу от сопоставления к противопоставлению. Большое количество риторических вопросов выражают сомнения, тоску лирического героя, его бесконечное одиночество.
В лермонтовском творчестве объединяются темы одиночества и свободы.
В стихотворении “Желанье” лирический герой просит сначала как будто только временной свободы:

Дайте раз на жизнь и волю,
Как на чуждую мне долю,
Посмотреть поближе мне.

А в стихотворении “Узник” мечты героя ограничены желаниями сладко поцеловать “красавицу младую” и улететь на коне “в степь, как ветер”. Свобода теперь представляется единственной ценностью в жизни. Но смысл стихотворения в непреодолимости судьбы, в невозможности обрести свободу:

Одинок я — нет отрады: стены голые кругом...
Эта тема развивается в балладе “Пленный рыцарь”. Побежденный рыцарь томится в неволе. Понимая, что он не может сам выйти на свободу, рыцарь даже не ждет сверхъестественной помощи:

Нет на устах моих грешной молитвы,
Нету ни песен во славу любезной...

У рыцаря теперь каменные панцирь и шлем, который ему “голову давит”, “шлема забрало — решетка бойницы”, щит — “дубовые двери темницы”. Заканчивается стихотворение появлением образа смерти — трагической развязки.

Смерть, как приедем, подержит мне стремя;
Слезу и сдерну с лица я забрало!

Заключение….


Гражданские мотивы в лирике Лермонтова

Писать стихи Лермонтов начал еще в детстве. Не прекращал он литературных занятий ни в Благородном пансионе, ни в юнкерский период.
  Широким читательским кругам имя Лермонтова стало известно после разошедшегося в многочисленных списках его стихотворения “Смерть Поэта”. 

Погиб поэт! — невольник чести — 
Пал, оклеветанный молвой, 
С свинцом в груди и жаждой мести, 
Поникнув гордой головой!..
 
Эти гневные и трагические строки прозвучали в траурные дни гибели А. С. Пушкина. В эти дни Россия вновь обрела великого поэта — Михаила Юрьевича Лермонтова. Обрела, чтобы через четыре года оплакать его гибель. 
Тематика стихотворений Лермонтова необычайно широка. За свою короткую жизнь он создал огромное количество философских, романтических, патриотических стихотворений, о любви и дружбе, о природе, о поисках смысла жизни. Безумное увлечение юным Лермонтовым поэзией великого английского романтика Байрона определило его принадлежность к литературному направлению, которое носит название бунтарского, байроновского романтизма. 
   Смело выступив против тирании самодержавия, молодой Лермонтов продолжал дело погибшего Пушкина. Уже ранняя лирика поэта (до 1837 года) представляет его как борца за свободу. Его ранние стихотворения это своеобразный поэтический дневник, исповедь человека, думающего о судьбе своей страны, протестующего против произвола и рабства.
  Стихотворение «Парус» (1832 год) стало для многих символом творчества поэта. В нем легко чувствуется мятежный дух автора, страстное отрицание им покоя и глубокая грусть от сознания своего одиночества. Следуя лучшим традициям Пушкина и поэтов декабристов, Лермонтов обращается к истории родной земли.
  В стихотворении «Бородино», которое принесло ему первую славу, молодой поэт изобразил Бородинскую битву, одно из главнейших событий Отечественной войны 1812 года. Были живы еще многие участники этого героического сражения. Среди них родственники Лермонтова и крестьян из Тархан, поместья его бабушки. Их рассказы послужили основой произведения. Повествование ведется от лица старого солдата артиллериста. Впервые не царь или полководцы, а простой русский народ был представлен автором как истинный герой, вынесший на своих плечах всю тяжесть войны. 
  Стихотворение «Бородино» стало гимном русским богатырям, всегда готовым «постоять 
головою за Родину свою». Позже Лев Толстой скажет, что без этого произведения не было бы «Войны и мира». В 30е годы Лермонтов был одним из немногих поэтов, которые не отказались от гражданской темы.
Каждый стих Лермонтова бередит душу, каждое слово звучит, как набатный звон в мертвой тишине русского царства. Выступать в защиту свободы в годы реакции, когда всякая общественная жизнь замерла, значило проявить большое гражданское мужество и смелость. До конца своей жизни поэт был верен выбранной теме, борьбе за свободу своего народа, за процветание Родины.

Двойственность человеческой природы

«Между плотию и духом непрестанная брань...»
   Печорин неоднократно говорит о своей двойственности. Некоторые исследователи объясняют это как результат столкновения «естественного» и «социального» и видят причину всех несчастий героя в эпохе, в которой ему суждено было родиться и жить. Но это, на мой взгляд, слишком поверхностное и очень простое решение столь серьезной проблемы, которую поставил перед собой автор. «Начальной ступенью концепции человека, развитой в романе, можно решать лермонтовское решение вопроса о соотношении природно-физиологического и духовного начал». Примечателен в этом отношении отрывок из чернового варианта портрета Печорина: «...таков, казалось мне, должен был быть его характер физический, то есть тот, который зависит от наших нерв и от более или менее скорого обращения крови; душа - другое дело: душа или покоряется природным склонностям, или борется с ними, или побеждает их; от этого злодеи, толпа и люди высокой добродетели...».
Это высказывание подтверждает изречение святителя Русской Православной Церкви Тихона Задонского: «Между плотию и духом непрестанная брань; а от сих хотений противных двоякое восстает мудрование или действие плотское и духовное»
А вот признание самого Печорина: «Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки... Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его...»
Двойственность характера Печорина отражается в самой художественной структуре романа, равно насыщенного мыслью и действием, сочетающего в себе философскую глубину с почти приключенческими событиями.



Образ Печорина: от мнения рассказчиков к самораскрытию

Жанровые своеобразие романа, композиционная сложность произведения, повествование от имени трех рассказчиков (некоего странствующего офицера, штабс-капитана Максима Максимыча и центрального героя- Григория Александровича Печорина) позволяет широко осветить события и раскрыть характер героя во всей полноте.
Впервые мы узнаем о Печорине от Максима Максимыча («Бэла»). Простодушный штабс-капитан отмечает в нем некую странность: резкие перемены настроения и совершенно непредсказуемые поступки, которые являются «причиной несчастья других». Далее офицер - рассказчик («Максим Максимыч») обращает внимание читателя на характерные детали портрета Печорина: походку, руки, глаза, взгляд - и отмечает не только его отличительные внешние признаки, но и подтверждает первоначальное впечатление читателя о холодном равнодушии Печорина к людям, которых справедливо можно назвать ближними. Важно заметить, что сам герой ощущает себя «не менее несчастливым», чем те, с которыми он встречается на своем пути.
Раскрытие «внутреннего человека» героя и осмысление происходящего с ним происходит на страницах дневника Печорина, опубликованного после его смерти.
В начале истории своей жизни герой необыкновенно энергичен, он полон сил и стремлений, разнообразные душевные движения волнуют и вдохновляют его действовать, искать, разгадывать чужие тайны. От своего предшественника Онегина он отличается не только темпераментом, но и степенью осознанности себя, своего отношения к миру, философским восприятием действительности.
Внешнее развитие действия сопровождаются постоянным внутренним самоконтролем героя, осознанием внутренних противоречий собственных стремлений и желаний, мучительными переживаниями. Размышления Печорина, или рефлексия, раскрывает нам его душевное устроение и помогает понять причины его несчастья, глубокой постоянной грусти.

Тема войны.
Аргументы

Пример
В романе Л.Н.Толстого «Война и мир»  проявляется осуждение автором войны, ее жестокости и бессмысленности. Например,  один из любимых персонажей Толстого Николай Ростов, раненый в первом бою,  видит идущих к нему людей и чувствует облегчение, надеясь на то, что ему помогут. Но  когда он понимает, что его идут убивать (один из французов целился в него), Николай, потрясенный, выхватывает  пистолет и швыряет им в своего врага, как мальчишка камнем.  Мы понимаем, что этот бессмысленный поступок подчеркивает убеждение Толстого: война – это то, что совершенно не свойственно человеческой натуре, это абсурд, и отсюда абсурдный поступок Николая.

   В другом эпизоде этот же герой  совершит подвиг: заметив, что  французы теснят наших, ещё миг и начнется самое страшное – избиение окруженных,  Николай, не дожидаясь команды, увлечет эскадрон, погонит французов, спасет своих. Герой? Да.  И крест Георгиевский он получит, и повышение по службе ему придет, но в памяти у Николая после этого боя останется совсем другое: в разгар атаки он, настигая убегающего француза, взмахнет саблей и вдруг увидит смертельно испуганное лицо… не врага, не подлого захватчика (хотя он был и врагом, и  захватчиком), а человека, ощутившего ужас приближающейся смерти.  И рука дрогнула, он не рубанул, а лишь царапнул француза, остановив удар.
   Так рождается очень важное чувство, которое испытывает герой: можно и нужно идти в бой, когда зовет  долг, но нельзя испытывать упоение, убивая людей, даже врагов.

Пример
Л.Андреев «Красный смех»

Андреев 611-1
Л.Н.Толстой «Война и мир»

Л.Толстой считает, что рассказать правду о войне очень трудно. Его новаторство связано не только с тем, что он показал человека на войне, но главным образом с тем, что, развенчав ложную, он первым открыл подлинную героику войны, представил войну как будничное дело и одновременно как испытание всех душевных сил человека в момент их наивысшего напряжения. И неизбежно случилось так, что носителями подлинного героизма явились простые, скромные люди, такие как капитан Тушин и Тимохин, забытые историей генералы Дохтуров и Коновницын, никогда не говоривший о своих подвигах Кутузов. Именно они влияют на исход исторических событий.
Трагичен выход из вражды к миру как для побежденных, так и для победителей.



Вступление
     История человечества насчитывает немало войн.  Но войны, подобной Великой Отечественной, люди не знали никогда. Суровым испытанием стала она для всего русского народа, который  поднялся на борьбу с фашизмом за независимость Родины и выстоял, победил. Что же помогло нашему народу выстоять? Только ли благодаря силе оружия мы разгромили врага?
Собственное рассуждение
Я думаю, что в ходе войны не все было подвластно грубой и безжалостной силе. На мой взгляд, существовало нечто более могущественное, чем сила оружия, определившее исход войны.  Это «нечто» - нравственное превосходство русских солдат над фашистами.  Несмотря на страшные испытания, выпавшие на долю наших солдат в ходе второй мировой войны, многие из них не ожесточились, не превратились в зверей, а сохранили в себе доброту и человечность, оказались духовно выше и чище гитлеровцев.  Возьмем, например,  отношение к пленным.  Русские солдаты в боях безжалостно уничтожали врага. Но на место жестокости приходят презрение и жалость после того, как враг перестает быть врагом, сложив оружие к ногам победителей.
Аргумент 1








Мнение
В повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…» в неравный бой с фашистскими диверсантами вступают девушки-зенитчицы, почти девочки. От личного мужества Риты Осяниной, Жени Комельковой, Лизы Бричкиной, Сони Гурвич, Гали Четвертак  зависело очень многое. В одно мгновение героини повзрослели, поняв, какая огромная  ответственность легла на их хрупкие плечи.
  Глупо, нелепо гибнут девчонки. Но можно ли осуждать Лизу, торопившуюся привести помощь? Или Соню, вернувшуюся за кисетом Васкова? Нам ли судить Галю Четвертак, испугавшуюся проходивших мимо фашистов, или Риту, выстрелившую себе в висок, чтобы не быть обузой для Федота Васкова?  Конечно же, нет, потому что смерть их не бессмысленна, ведь не может быть бессмысленной смерть тех, кто погиб, защищая Родину. Именно об этом говорит в своем последнем разговоре с Васковым Рита: «…  мы Родину защищали».
   Всего пятеро девчонок встали на пути целого отряда фашистских диверсантов – и победили, не пропустили врага! Их подвиг не может не восхищать читателей.






Аргумент 2





































Мнение
   В произведении В.П.Астафьева «Пастух и пастушка
(1)Одно желание было у Бориса: скорей уйти из этого разбитого хутора подальше и увести с собою остатки взвода.
(2)Но не всё ещё перевидел он сегодня.
(3)Из оврага выбрался солдат в маскхалате, измазанном глиной. (4)Лицо у него было будто из чугуна отлито: чёрное, костлявое, с воспалёнными глазами. (5)Он стремительно шёл улицей, не меняя шага, свернул в огород, где сидели вокруг подожжённого сарая пленные немцы, жевали что-то и грелись.
— (6)Греетесь, живодёры! — глухо произнёс солдат и начал срывать через голову ремень автомата. (7)Сбил шапку на снег, автомат запутался в башлыке маскхалата, он рванул его, расцарапав пряжкой ухо.
— (8)Я вас нагрею! (9)Сейчас, сейчас... — (10)Солдат срывающимися пальцами поднимал затвор автомата.
(11)Борис кинулся к нему и не успел. (12)Брызнули пули по снегу, один простреленный немец забился у костра, а другой рухнул в огонь. (13)Вспугнутым вороньём загорготали пленные, бросаясь врассыпную. (14)Солдат в маскхалате подпрыгивал так, будто подбрасывало его самой землёю, скаля зубы, что-то дико орал и слепо жарил  куда попало очередями.
— (15)Ложись! — (16)Борис упал на одного из пленных, вдавил его в снег. (17)Патроны в диске кончились. (18)Солдат всё давил и давил на спуск, не переставая кричать и подпрыгивать. (19)Пленные бежали из дома, лезли в хлев, падали, проваливаясь в снегу. (20)Борис вырвал из рук солдата автомат, схватился с ним, оба упали. (21)Солдат шарил по поясу, искал гранату - не нашёл, разодрал маскхалат на груди.
— (22)Маришку сожгли-и-и! (23)Селян всех... (24)Всех загнали в церковь. (25)Всех сожгли-и-и! (26)Мамку! (27)Крёстную! (28)Всех!.. (29)Всю деревню... (30)Я их тыщу... (31)Тыщу кончу! (32)Резать буду, грызть!..
— (33)Тихо, друг, тихо! — (34)Солдат перестал биться, сел на снегу, озираясь, сверкал глазами, всё ещё накалёнными. (35)Он разжал кулаки, так сильно стиснутые, что от ногтей остались красные вмятины на ладонях, облизал искусанные губы, схватился за голову, уткнулся лицом  в снег и зашёлся в беззвучном плаче.
(36)А в ближней полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя: свой это или чужой.
(37)И лежали раненые вповалку: и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, иные курили, ожидая отправки. (38)Старший сержант с наискось перевязанным лицом и наплывающими под глаза синяками послюнявил цигарку, прижёг и засунул её в рот недвижно глядевшему в пробитый потолок пожилому немцу.
— (39)Как теперь работать-то будешь, голова? — невнятно бубнил старший сержант, кивая на руки немца, замотанные бинтами и портянками. — (40)Поморозился весь! (41)Кто кормить-то будет семью твою? (42)Фюрер? (43)Фюреры, они накормят!..
(44)А бойца в маскхалате увели. (45)Брёл он, спотыкаясь, вниз опустив голову, и всё так же затяжно, беззвучно плакал.
(46)Санитар, помогавший врачу, не успевал раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструмент. (47)Легко раненный немец, должно быть, из военных медиков, услужливо и сноровисто начал обихаживать раненых.
(48)Врач молча протягивал руку за инструментом, нетерпеливо сжимал и разжимал пальцы, если ему не успевали подать нужное, и одинаково угрюмо бросал раненому: «(49)Не ори! (50)Не дергайся! (51)Ладом сиди! (52)Кому я сказал, ладом!»
(53)И раненые, хоть наши, хоть чужие, понимали его, слушались, замирали, сносили боль, закусывая губы.
(54)Время от времени врач прекращал работу, вытирал руки о бязевую портянку, висевшую у припечка, делал козью ножку из легкого табака. (55)Он выкуривал её над деревянным стиральным корытом, полным потемневших бинтов, клочков одежды, осколков и пуль. (56)В корыте смешалась и загустела кровь разных людей.

1.         Почему солдат начал стрелять по пленным? (Обезумел от горя, потерял всех родных, близких, односельчан)
2.      Понятно ли нам, читателям, состояние солдата?
3.      Почему Борис закрывает врага своим телом? (Несмотря на страшные преступления вражеских захватчиков, русские солдаты не должны убивать пленных)
4.      Как относились к пленным русские солдаты? (Русские солдаты по-человечески относились к пленным немцам, давали им возможность согреться, утолить голод и получить медицинскую помощь, так как пленные – «тоже люди».)
Желая отомстить за погибших родных и близких, обезумевший от горя русский солдат   начинает стрелять по пленным немцам. Нам, читателям,  понятно его состояние и мы искренне сочувствуем ему. Но вправе ли он убивать пленных? Ответ на этот вопрос дает главный герой Борис, когда своим телом он закрывает пленного немца и останавливает стрелявшего солдата.
   Не делает различий между своими и чужими военный врач, оказывая одинаковую медицинскую помощь и русским солдатам, и пленным немцам, потому что для него пленные – тоже люди, хотя и бывшие враги.
Аргумент



Мнение
В повести В.Кондратьева «Сашка» главный герой  не расстреляет случайно взятого им в плен немца («этого гада»), не выполнит безрассудный приказ комбата, пребывающего в страшном состоянии ярости после гибели медсестры Катеньки. И напишет Кондратьев удивительные слова: «Сашка вздохнул глубоко, полной грудью…и подумал коли живой останется, то из всего им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабываемым…». Не убитый им немец – это сила души, борющейся с таким могучим злом. И Кондратьев убеждает, что мы победили не потому, что были сильнее, а потому, что были выше, духовнее и  чище.(95 слов)


Герои произведений   не могут не вызывать восхищения и гордости за русского солдата, способного в бесчеловечных условиях войны остаться человеком и победить зло.(25 слов)



Отрывок из романа Л.Леонова «Русский лес»


 (1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая,
двусмысленная речь – всё подсказывало худшие догадки, много страшнее,
чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.
(2)– Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и,
отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный
треугольничек.
(3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений.
(4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы
находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно,
командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в
Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул
своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..
(6)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем
двухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с
какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула
листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене.
(9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные
строки.
(10)Варя сразу наткнулась на главное место.
(11)«Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё
это время, – негде было пристроиться, – кратко, с неожиданной полнотой и
прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. – (12) Мы всё отступаем пока,
день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи,
как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем
ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое – то,
что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины.
(15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, –
Варя перевернула страничку.
(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша
часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во
всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет
девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить
Красную Армию... (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической
обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось,
они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза –
на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять
букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я
не трус. (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага...
(23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём,
словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что
случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной
стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! –
(25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. – (26)И не знаю,
Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить...»
(27)– Да, он очень вырос, твой Родион, ты права... – складывая письмо,
сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат
оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок.
(28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие,
затухающие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события
истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных
самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли
её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг
прогремел в те дни на всю страну.



Аргумент 4



Мнение
В романе Л.Леонова «Русский лес» есть эпизод, когда героиня романа  Поля получает с фронта письмо от своего друга Родиона. В своем первом фронтовом письме любимой девушке он рассказывает о том, как встреча с маленькой девочкой в русской деревне во время отступления наших солдат заставила его почувствовать ответственность за себя и других, изменила внутренне.  «Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости!» - признается Родион в письме. Автор убеждает читателей в том, что взросление юношей на войне происходило очень быстро, потому что личная ответственность каждого за происходящее была слишком велика.
Заключение
Произведения  о войне заставляют задуматься о том, что мальчики и девочки на войне становились зрелыми, потому что начинали осознавать: победа над врагом зависела от личного вклада каждого солдата. И неважно, сколько тебе было лет


Бесчеловечность и бессмысленность войны

  Как повлияла гражданская война на судьбы людей?


 Острая классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи. Отец и сын оказываются по разные стороны баррикады. Таким образом, конфликт между красными и белыми всё больше уступает место другому, более важному конфликту – между веками складывавшимися нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны. Гражданская война для М.Шолохова - катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей
Проблема
Пример
1.Проблема войны.
 В  рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» эта проблема раскрывается на образе Андрея Соколова, который   был строителем, человеком  мирной профессии. На войне он становится одним из бойцов, частью войска. Война перечёркивает жизнь  героя, как и жизнь всей страны. В первый момент он растворяется в общей массе. И это временное отступление от человеческого Соколов вспоминает потом с самой острой болью. Война для героя, весь путь унижений, испытаний, лагерей – это борьба человека и бесчеловечной машины, которая загубила  миллионы невинных жизней.
2. Проблема патриотизма
В рассказе М. Шолохова "Судьба человека" получили развитие идеи о великой ненависти мирных советских людей к войне, к фашистам "за все то, что причинили они Родине", и в то же время – о великой любви к Родине, к народу, которая хранится в сердцах солдат. Автор  показывает красоту души и силу характера русского человека. Точны слова  М. Луконина о том, что  русские солдаты готовы возвратиться с войны «лучше с пустым рукавом, чем с пустой душой».
3. Проблема нравственности

Война для героя рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»  Андрея Соколова - это не только бесчеловечная машина, уничтожающая всё живое, против которой нужно бороться за свою жизнь, но и испытание на человеческое достоинство.  В лагере  он впервые убивает человека, не немца, а русского, со словами: «Да какой же он свой?». Это  и испытание потерей «своего». Попытка бегства оказывается неудачной, так как таким способом из-под власти  уйти нельзя. Сцена в комендантской, когда он не стал пить за победу Германии, а сказал о том, что думал, доказывает, что герой – это человек, для которого в этой ситуации высшее благо – смерть. Этот поступок вызывает уважение даже у врага  - садиста-коменданта.  И сила человеческого духа побеждает! Герой остаётся жив.
4. Проблема чести и достоинства русского солдата
 Много  испытаний, которые он выдерживает,  пришлось пройти  герою рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» Андрею Соколову. Не предав в комендантской чести русского солдата, он не теряет достоинства и перед своими товарищами. "Как будем харчи делить?" – спрашивает мой сосед по нарам, а у самого голос дрожит. "Всем поровну",– говорю ему. Дождались рассвета. Хлеб и сало резали суровой ниткой. Досталось каждому хлеба по кусочку со спичечную коробку, каждую крошку брали на учёт, ну а сала, сам понимаешь, – только губы помазать. Однако поделили без обиды". Такое нравственное поведение  тяжкие годы испытаний достойно уважения.


5. Проблема силы духа.
Сила духа  помогает Андрею Соколову, герою рассказа М. Шолохова,  сохранить в себе человеческое достоинство. Сначала детдом, затем война. После бегства Соколов попадает не в лагерь, а в стрелковую часть. И тут ещё одно испытание – весть о смерти жены Ирины и дочерей. А девятого мая, в День Победы, Соколов теряет своего сына. Самое большое, что даёт ему судьба, – это увидеть мёртвого сына перед тем, как похоронить его в чужой земле. Сколько же нужно силы, чтобы сжать в комок эту щемящую боль! Но герой делает это и продолжает жить!
6.Проблема милосердия
Проблему милосердия  поднимает М. Шолохов и в рассказе «Судьба человека». В первый же послевоенный год Андрей Соколов возвращается к мирной профессии и случайно встречает маленького мальчика Ваню. У героя появляется цель, появляется человек, ради которого стоит жить. Соколов говорит: "Ночью-то погладишь его сонного, волосёнки в вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится легче, а то ведь оно у меня закаменело от горя..." Да и Ваня тянется к Соколову, обретает в нём отца. Не смогла война уничтожить человеческое в человеке, не сломала его.


Тема природы в творчестве русских писателей

Вступление
Одной из самых главных тем в творчестве русских поэтов является тема природы, которая тесно связана с темой Родины. «Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…» Это слова писателя К. Г. Паустовского, непревзойденного мастера описания русского пейзажа, писателя, сердце которого было переполнено нежностью и любовью к родной природе.
Тезис
Кто может не согласиться с ним? Нельзя любить Родину, если не живешь одной душой с жизнью любимой березки. Нельзя любить весь мир, если не имеешь Родины. Именно эти идеи рассмотрены в стихотворениях таких великих поэтов, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и многих других.
Аргумент 1













Мнение
Как истинный художник, Пушкин не выбирал особых «поэтических предметов», источником его вдохновения была жизнь во всех ее проявлениях. Как русского человека, Пушкина не могло не волновать все, что связано с Родиной. Он любил и понимал родную природу. В каждом времени года поэт находил особое очарование, но больше всего он любил осень и посвятил ей немало строк. В стихотворении «Осень» поэт писал:
     Унылая пора! Очей очарованье!
     Приятна мне твоя прощальная краса –
     Люблю я пышное природы увяданье,
     В багрец и золото одетые леса…
Пейзаж у поэта не бесчувственный образ, он активен, имеет свое символическое значение, свой смысл.
Аргумент 2














Мнение
Говоря о другом великом русском поэте, М. Ю. Лермонтове, мы должны отметить, что в образах природы поэт искал и находил прежде всего соответствия своим душевным переживаниям. Беспредельно любя русский народ, свою Родину, автор тонко чувствовал неповторимость родного края. Природа в его поэзии – вольная романтическая стихия. Именно в ней заключаются для поэта гармония и красота окружающего мира, высшее мерило справедливости и счастья.
Так, например, в стихотворении «Родина» Лермонтов размышляет о своей «странной любви» к России, к природе. Она заключается в любви к полям, лесам, незатейливым пейзажам, к чете «белеющих берез».

Когда, росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой
;
   В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…» показано, что родные просторы, природа как бы лечат поэта, он чувствует свое единение с природой.
Аргумент 3









Мнение
Особое место в данной теме занимает стихотворение «Утро на Кавказе». Поэт любовно описывает звезды, луну, облака; «дикой пеленой» вьется туман вокруг лесистых гор:
    Вот на скале новорожденный луч
     Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч,
     И розовый по речке и шатрам
     Разлился блеск, и светит там и там.
   Мы чувствуем, какое глубокое чувство, какую искреннюю нежность и любовь вызывают у поэта «цепи синих гор», «вершины». Они, как и вся русская природа, явились для Лермонтова воплощением его Родины. Если увидеть все это хотя бы раз, невозможно забыть эти края, уверен поэт. «Как сладкую песню отчизны», полюбил он Кавказ.

Аргумент 4





















Мнение
Стихотворение "Береза" было написано Сергеем Александровичем Есениным, в котором он воспевает красоту своей малой Родины.
Название стихотворения просто и незамысловато, однако очень символично, т.к. береза - для поэта, как и для большинства русских людей, - символ России, а так же глубокий поэтический женский образ, неоднократно встречающейся в творчестве поэта ("…Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы…", "…как жену чужую, обнимал березку.").
Жанр стихотворения - пейзаж, трогательный, проникновенный и нежный.
Особенности композиции: в стихотворении всего четыре строфы, первая является смысловым центром произведения. 
Яркий, самобытный язык Есенина изобилует сравнениями, олицетворениями и метафорами, что создает яркий и самобытный, ни на кого не похожий поэтический стиль Сергея Александровича.
(Олицетворения: "…береза…принакрылась снегом…", "…горят снежинки…", "…заря,… обходя кругом, обсыпает ветки…" и т.д.
Эпитеты: "белая береза", "сонная тишина", "золотой огонь".
Сравнения: "…принакрылась снегом, точно серебром.", "…распустились кисти белой бахромой".
Прелесть пейзажа, его сказочность и фольклорность создает такой прием, как инверсия: "…и стоит береза", "…и горят снежинки".
Стихотворение буквально поется, подобно народной песне.
Несмотря на то, что перед нами стихотворение- пейзаж, личность автора легко понятна читателю. Это явно очень молодой, восторженный и слегка наивный человек, полный любви к родной природе и окружающему миру. Он способен видеть в самом простом и обычном - красоту и великолепие, как волшебник оживляя силой слова привычные с детства картины.
Вывод
Итак, истинные стихи о Родине, о природе родной страны всегда вызывают чувство гордости. Они всегда современны, так как озарены немеркнущим светом истинной человечности, великой любовью к ней, ко всему живому на Земле. Можно сказать, что одними из самых прекрасных являются стихотворения, затрагивающие волнующую нас тему, и, кроме того, пейзаж является неотъемлемой частью всех лирических произведений русских поэтов.




  
  
  
  

  
     
  
 



Чем люди живы?

Вступление.
  Термин.
 Обзор произведение по теме

Сча́стье — состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. Феномен счастья изучается, в основном, философией, этикой, психологией, оккультизмом и богословием.



1.       Мцыри - человек, жаждущий жизни и счастья, стремящийся к людям, близким и родным по духу. Лермонтов рисует исключительную личность, наделенную мятежной душой, могучим темпераментом. Перед нами предстает мальчик, обреченный с детства на унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждо его пылкой, пламенной натуре. Мы видим, что уже с самых юных лет Мцыри был лишен всего, что составляет радость и смысл человеческой жизни: семьи, близких, друзей, родины. Монастырь стал для героя символом неволи, жизнь в нем Мцыри воспринимал как плен. Окружающие его люди -- монахи были враждебны ему, они не могли понять Мцыри, Они отняли у мальчика свободу, но стремление к ней убить не смогли. 
Невольно обращаешь внимание на то, что в начале поэмы автор только намечает характер героя. Лишь слегка приоткрывают внутренний мир Мцыри внешние обстоятельства жизни мальчика. Рассказывая о "мучительном недуге" пленного ребенка, его физической слабости, М. Ю. Лермонтов подчеркивает его выносливость, гордость, недоверчивость, "могучий дух", который он унаследовал от предков. Полностью же характер героя раскрывается в его исповеди чернецу, которая составляет основу поэмы. 
Взволнованный монолог умирающего Мцыри вводит нас в мир его сокровенных дум, тайных чувств и стремлений, объясняет причину его побега. Она проста. Все дело в том, что "душой дитя, судьбой монах", юноша был одержим "пламенной страстью" к свободе, жаждой жизни, которая звала его "в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы". Мальчик хотел обрести утраченную родину, узнать, что такое настоящая жизнь, "прекрасна ли земля", "для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы". За три дня своих скитаний Мцыри убедился в том, что человек рожден свободным, что он "быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов". Перед юношей впервые раскрылся мир, который был недосягаем для него в монастырских стенах. Мцыри обращает внимание на каждую предстающую его взору картину природы, вслушивается в многоголосный мир звуков. А красота и великолепие Кавказа просто ослепляют героя, в его памяти сохраняются "пышные поля, холмы, покрытые венцом древ, разросшихся кругом", "горные хребты, причудливые, как мечты". Яркость красок, многообразие звуков, великолепие беспредельно голубого свода ранним утром -- все это богатство пейзажа наполнило душу героя ощущением слияния с природой. Он чувствует ту гармонию, единение, братство, которые не дано было ему познать в обществе людей: 
Кругом меня цвел божий сад; 
Растений радужный наряд 
Хранил следы небесных слез, 
И кудри виноградных лоз 
Вились, красуясь меж дерев.. . 
Привет прощальный мне пришлет..

Лермонтов показывает, что в эти последние минуты для Мцыри нет ничего ближе природы, для него ветерок с Кавказа -- единственный друг и брат. 
На первый взгляд может показаться, что герой потерпел поражение. Но это не так. Ведь он не побоялся бросить вызов своему монастырскому существованию и сумел прожить жизнь именно так, как хотел -- в боренье, поиске, в стремлении к свободе и счастью. Мцыри одерживает нравственную победу. 
Таким образом, счастье и смысл жизни главного героя поэмы заключается в преодолении духовной тюрьмы, в страсти к борьбе и свободе, в стремлении стать хозяином, а не рабом судьбы.


«Горе от ума» А.С. Грибоедова отражает извечную проблему «отцов» и «детей». Александр Андреевич Чацкий протестует против старых порядков, укоренившихся в российском дворянстве. Герой комедии борется за «новые» законы: свободу, ум, культуру, патриотизм.
    Прибыв в дом Фамусова, Чацкий мечтает о дочери этого богатого барина - Софье. Но здесь героя поджидают лишь разочарования и удары. Во-первых, выясняется, что дочь Фамусова любит другого. Во-вторых, что люди в доме этого барина – чужие для героя. Он не может согласиться с их взглядами на жизнь.
    Положение Чацкого в комедии незавидно. Его борьба трудна и упорна, но победа нового, по мнению Грибоедова, неминуема. Слова Чацкого разнесутся, будут повторяться всюду и произведут свою бурю. Они уже имеют огромное значение среди «новых», прогрессивных людей. Таким образом, писатель решает вопрос «отцов» и «детей» в пользу детей.

Русская классическая литература 19 века – это литература «вечных тем». Русские писатели стремились ответить на сложные вопросы бытия: о смысле жизни, о счастье, о Родине, о природе человека, о законах жизни и Вселенной, о Боге… Но, как люди с активной жизненной и общественной позицией, русские классики не могли стоять в стороне от актуальных проблем своего времени. В связи с этим «вечные темы» в русской литературе выражались, как мне кажется, через поиск «героя времени».

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» также затрагивает многие «вечные темы»: любви, счастья, свободы выбора, смысла жизни, роли нравственных ценностей в жизни человека.
    Почти с самого начала романа Пушкин показывает «поверхностность» своего героя. Онегин – поклонник моды, делает и читает только то, чем можно блеснуть в высшем свете. Герой рано научился лицемерить, притворяться, обманывать, чтобы добиться своей цели. Но душа его всегда при этом оставалась пуста, потому что натура Онегина гораздо глубже, интереснее, богаче, чем того требовал свет.
    Начинаются поиски смысла жизни, которые дали свой результат лишь после страшной трагедии – убийства Онегиным на дуэли молодого поэта Ленского. Это событие перевернуло все в душе героя, и началось его нравственное перерождение. О том, что герой изменился, свидетельствует восьмая глава романа. Онегин стал независим от мнения света, он превратился в самостоятельную сильную личность, способную жить так, как хочется ему, а не высшему свету Петербурга, способную любить и страдать.
    В лице же Татьяны Лариной Пушкин показывает нам образец нравственной чистоты, благородства, искренности, непосредственности, независимости, способности на сильные чувства.


Если в финале «Евгения Онегина» есть надежда на счастье героя, то основной персонаж романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» не находит своего места, счастья в этой жизни.

Печорин разочарован в современном ему мире и в своем поколении: «Мы неспособны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Такие мысли приводят Григория Александровича к скуке, равнодушию и даже отчаянию. Именно состояние апатии и хандры делают Печорина одиноким. От этого чувства ему некуда скрыться, оно полностью поглощает героя.
    Печорин потерял веру в человека, в его значимость в этом мире. Неизбежная скука порождает в герое неверие в любовь и дружбу. Эти чувства, возможно, и появлялись в определенный момент его жизни, но все же не приносили Печорину счастья. Этот человек чувствует себя «лишним» в своем обществе, вообще, «лишним» в жизни. В итоге Печорин погибает. Лермонтов показывает нам, что в мире дисгармонии нет места человеку, который всей своей душой, хоть и неосознанно, стремится к гармонии.


В поисках себя, своего пути, гармонии находятся и герои эпопеи Толстого «Война и мир». Так, Пьер Безухов, преодолев процесс мучительных разочарований и ошибок, в итоге находит смысл жизни. Герой всеми силами стремится к свету, к правде. Именно это случайно приводит его в масонскую ложу. Кроме того, деятельность Пьера обращается к крестьянам: он предполагает завести для них больницы, школы. Но самый важный этап жизни героя начинается с вторжением войск Наполеона. Пьер не мог оставаться в стороне, когда его отечеству грозила такая страшная опасность. Именно здесь, на войне, Пьер сближается с простым народом, осознает его мудрость, ценность его образа жизни, его философии.

Заключение 1
Таким образом, всю русскую литературу 19 века можно назвать литературой поиска Героя. Писатели стремились увидеть в нем человека, способного служить отчизне, приносить ей пользу своими делами и мыслями, а также просто способного быть счастливым и гармоничным, развиваться и идти вперед.
    В процессе поиска «героя времени» русские писатели стремились решить «вечные вопросы» бытия: смысла жизни, природы человека, законов Вселенной, существования Бога и так далее. Каждый из классиков по-своему решает эти проблемы. Но неизменным в целом для русской классической литературы остается постоянное стремление найти ответы на основополагающие вопросы, без решения которых невозможно существование ни одного человека.
Заключение 2

На примере произведений писателей II половины XIX века мы поговорили о важнейшей проблеме занимавшей все человечество, – счастье. Размышлять можно долго, так как тема нескончаемая и обширная.
Когда же человек может быть счастлив, что для этого он должен делать? (Бороться за счастье, любить, стремиться к самосовершенствованию, трудиться во благо, не желать зла другим и т. д.)


Тема благородства

Определение благородства
Благородство - это внутренняя я культура, которой обделены многие люди.
     Не знаю даже.. Благородство определяется на грани подкорки сознания. Вот как то и взгляд.. и.. осанка.. и вообще, мимолетного взгляда часто достаточно, чтоб определить человека.. Почувствовать ту волну уверенности и чистоты. Вот пишу и думаю - благородный.. Сразу передо мной человек, гордая осанка, аристократическая посадка головы.. Острый умный взгляд,от него волна уверенности в любом своем действии и слове, т.е. все равно благородный человек, человек уверенный в себе и любящий свое окружение, как бы отдающий себя ему; это тот человек, который не предаст, поможет, пояснит.. Который для других отдает больше, чем получает сам..

А как можно назвать благородным человека, который когда-то любил, а потом старается очернить в глазах окружающих этого же человека, просто для того что бы убрать его с дороги? и это уважаемая личность среди данных людей... благородство человека проявляется при определенных обстоятельствах, так же как и его низменность.
         Я думаю, что благородный человек должен быть честным, готовым всегда помочь в трудную минуту, терпимым к недостаткам окружающих, снисходительным к глупости и уважающим мудрость.
         БЛАГОРОДНЫЙ – благо + род -можно принять, что это человек несущий благо всего своего рода, многих поколений, благо накопленное и преумноженное. Происхождение значения не имеет. В силу обстоятельств можно занять положение, приобрести титул, но...Благородство - это внутреннее наполнение, благородного человека обстоятельства сделать не могут. Благородный - человек с чувством собственного достоинства. Благородство - неунижение другого.
        Благородство - готовность жертвовать собой, способность ставить что-то выше личных желаний. Человек с неким внутренним стержнем, глазами излучающими уверенность - благороден. Внешнее благородство облика - лишь следствие внутреннего.
        Благородство это вовсе не одежда и не осанка. Человека определяют его поступки. Слова это ветер. Одежда - внешняя оболочка. Только поступки раскрывают истинную сущность человека, определяя тем самым степень благородства, так же как и интеллигентности. Благородный человек должен быть в первую очередь снисходителен. Снисходителен к слабостям и порокам других. Умение прощать, хотя это вовсе не значит, что не нужно уметь постоять за себя. Каково бы ни было происхождение и положение не унизить этим другого вот благородство. Уважение к людям. Интеллигентность частный случай благородства. Жертвенность. Щедрость, причем не только душевная.
     Благородство - это когда ты отдаёшь людям всё,что можешь и одновременно прощаешь этих людей за то,что они на это взаимностью не отвечают!
  В общем поступки и дела, дела и поступки. И при этом меньше тыканий себя в грудь, упиваясь своим благородством. 

Примеры


Л. Н. Толстым   «Война и мир». Писатель наделил одного из главных героев своего произведения, Андрея Болконского, не только внешним благородством, но и внутренним, которое он открыл в себе не сразу. Андрею Болконскому пришлось многое пережить, многое переосмыслить, прежде чем он смог простить своего врага Анатоля Курагина, интригана и предателя, беспомощно лежащего на операционном столе во время Бородинской битвы. Видя этого глубоко страдающего человека, только что потерявшего ногу, Болконский уже не испытывал к нему ненависти. Вот оно, истинное благородство!
Всем нам, молодым, девизом своей жизни надо считать слова поэта Андрея Дементьева: «Совесть, Благородство и Достоинство - вот оно мое святое воинство!»


Честь была и является важным качеством человека. Благородству человека посещали свои труды великие писатели и поэты. В романе Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка», эта тема раскрыта наиболее ярко. В качестве эпиграфа к произведению автор выбирает пословицу: «Береги честь смолоду».
    Главный герой романа – Петр Гринев с детства был окружен людьми, для которых честь была превыше всего. Кажется, вырасти бесчестным, ему было просто невозможно.
    Провожая сына на службу, Андрей Петрович Гринев на прощание сказал ему: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». И Петр на протяжении всего романа следовал этой народной мудрости.
    По дороге к месту службы он проиграл в карты большую сумму, но отпираться от долга не стал, а честно отдал проигранные деньги. Это первый из тех поступков, по которым можно проследить взросление Гринева, становление его как личности.
    Второй поступок – это дуэль. Петр просто не мог оставить без ответа бесстыдный наговор Швабрина на его возлюбленную – Машу Миронову. Однако во время поединка бесчестный офицер наносит Гриневу удар исподтишка.
    Следующий случай, в котором наиболее ярко проявились высокие моральные качества Петра – приход в Белогорскую крепость Пугачева. Несмотря на риск быть повешенным, главный герой не отступается от военной присяги, не клянется в верности Пугачеву, и благодаря благородству и высокой нравственности, так поразившими народного бунтаря, добивается помилования.
    Благородные чувства Гринева проявились и в эпизоде его ареста. Петр не хочет впутывать в историю его взаимоотношений с Пугачевым свою возлюбленную, поэтому и не называет её имени на допросе. Но Маша сама отравляется искать заступничества и находит. Ей помогает сама императрица. История с Пугачевым для влюбленных заканчивается хорошо. Такой оптимистический финал Пушкин создает, по моему мнению, потому что хотел подчеркнуть: на благородство отвечают благородством.

Я считаю, что авторы хотел донести до читателей мысль, что при любых обстоятельствах важно оставаться благородным человеком.

 Тема чести в произведениях отечественной классики XIX века.

План
Сочинение
Вступление
Проблема чести была актуальна во все времена, но особенно ярко это проявилось в литературе 19-го века. В произведениях разных авторов этого периода освещались различные аспекты данной темы.
Аргумент 1



































Мнение





Аргумент 2









Заключение.
    Тема чести – одна из основных в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». На эту тему указывает эпиграф произведения: «Береги честь смолоду». Отец главного героя, Петра Гринева, дает сыну наказ служить честно, начальству не угождать, а главное, беречь свою дворянскую честь. Петр уезжает на службу в армию, где становится непосредственным участником страшных событий – пугачевского бунта.
     Когда Емельян Пугачев захватил Белогорскую крепость, ее защитники отказались присягать «этому разбойнику». Были жестоко казнены комендант крепости миронов, его жена и его солдаты. Отказался присягать на верность лжеимператору и Гринев. Он не мог нарушить присягу, которую давал императрице Екатерине. Кодекс дворянской чести требовал, чтобы герой отдал за императрицу свою жизнь, и Гринев был готов на это.
    Но среди дворян были и те, кто забыл про свою честь ради спасения собственной жизни. Таков Алексей Иванович Швабрин, перешедший на сторону Пугачева и ставший одним из начальников его войска. Но этот герой не сыскал уважения и в стане Пугачева. Тот снисходительно и подозрительно относился к этому человеку: если он предал один раз, то сможет предать и второй.
   Не чуждо понятие чести и самому Пугачеву. По отношению к этому герою можно говорить о понятии человеческой чести. Пугачев способен оценить чужое благородство: он испытывает уважение к Гриневу за то, что тот остался верен своему слову до конца. Да и сам Пугачев по-человечески честен и справедлив: он вызволяет Машу Миронову из плена Швабрина и наказывает злодея.
    Пушкин утверждает, что понятие чести свойственно всем людям, независимо от их сословия. Следовать кодексу чести или нет – это зависит не от происхождения, а от личных качеств каждого человека.

    В романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» тема чести раскрывается через противопоставление Грушницкого и Печорина. Оба героя - типичные представители дворянства того времени. У каждого из них своеобразные понятия о дворянской и офицерской чести, каждый ее воспринимает и трактует по-своему.
    У Печорина на первом месте находится личное «Я», все его поступки подчинены удовлетворению своих желаний. Чтобы получить желаемое, он без зазрения совести манипулирует людьми. Решив заполучить черкешенку Бэлу, герой использует страсть ее брата к хорошим скакунам и буквально вынуждает юношу украсть для него девушку. Но, пресытившись ее любовью, Печорин просто забывает о ней. Он даже не задумывается о чувствах самой Бэлы, которая беззаветно полюбила его, о ее поруганной чести. Это подтверждает то, что понятие человеческого достоинства для Печорина очень условно.
   Но в главе «Княжна Мери» мы видим, что Печорину не чуждо благородство. Во время дуэли с юнкером Грушницким герой до последнего момента не хочет убивать своего соперника. Зная, что секунданты Грушницкого зарядили только один пистолет, главный герой до последнего момента дает своему сопернику шанс одуматься. Позволив Грушницкому стрелять первому, герой готов к практически неминуемой смерти, но тот промахнулся. Печорин понимает, что он убьет Грушницкого, поэтому дает ему возможность извиниться. Но Грушницкий находится в таком отчаянии, что сам просит Григория Александровича стрелять, ибо иначе он зарежет его ночью из-за угла. И Печорин стреляет.
    
Тема чести – важная тема в русской литературе 19 века. По мнению русских писателей, честь – одно из главных качеств человеческой личности. В своих произведениях они решали вопросы: что есть истинная честь и что есть мнимая, на что можно пойти ради защиты человеческой чести. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий