суббота, 18 января 2014 г.

Сочинение по литературе (экзамен).Новости ЕГЭ

 Минобрнауки объявило сегодня пять тематических направлений, по которым выпускники школ будут писать сочинения в декабре этого года. Как передаёт РИА "Новости", отобраны следующие направления: 
1."Недаром помнит вся Россия…" (200-летний юбилей Лермонтова),
2 "Вопросы, заданные человечеству войной", 
3"Человек и природа в отечественной и мировой литературе", 4"Спор поколений: вместе и врозь", 
5 "Чем живы люди?". 
По этим направлениям выпускникам предстоит рассуждать, опираясь на произведения отечественной и мировой литературы. На основе этих направлений к декабрю Рособрнадзор разработает темы итоговых сочинений. Они будут отличаться для разных часовых поясов, и узнают их учащиеся только на экзамене. Сочинение вводится в перечень выпускных экзаменов школьников начиная с 2014 - 2015 учебного года. Писать сочинение выпускникам предстоит в декабре, а пересдать можно будет в феврале и в апреле - мае.
 Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов сочинение может быть заменено изложением. Результатом итогового сочинения или изложения может быть зачёт или незачёт. К сдаче ЕГЭ допустят только учеников, получивших зачёт.

Школьное итоговое сочинение может быть в дальнейшем, по решению вуза, учтено при приёме абитуриентов. В этом случае вузы сами оценят сочинение в баллах. Максимум за него можно будет получить 10 баллов, которые затем суммируют с баллами ЕГЭ абитуриента.

Выдержки из Положения по написанию сочинения:
Сочинение требует от учащегося развернутого высказывания.     Сочинение по литературе дает учащемуся возможность предъявить собственное понимание мыслей писателя, выразить свое отношение к проблемам, поднимаемым писателем, обосновать свои суждения обращением к произведению, продемонстрировать понимание художественного своеобразия произведения. Написание сочинения требует большой меры познавательной самостоятельности и в полной мере отвечает специфике литературы как учебной дисциплины, ставящей своими целями формирование квалифицированного читателя с развитым эстетическим вкусом и потребностью к духовно-нравственному и культурному развитию.
 Обучающимся  будут предложены темы для сочинения по литературным произведениям, изучаемым в 8-11-х классах в соответствии  с государственной программой по литературе (по произведениям А.С. Пушкина, Н.В.Гоголя, Н.А. Некрасова, И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого) и темы исторической и культурологической направленности. 

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ
Максимальное количество слов в сочинении не установлено, но обучающийся в определении объема своего сочинения должен исходить из того, что на всю работу отводится 4 часа. Рекомендуемое максимальное количество слов в сочинении 300 слов.
1.Глубина раскрытия темы
Обучающийся раскрывает тему сочинения  и /или  отвечает на поставленный вопрос, аргументирует свои тезисы в соответствии с формулировкой темы, тезисы аргументированы обращением к тексту литературного произведения и/или фактам истории, культуры, обращение к тексту того или иного литературного произведения и/или к тому или иному факту истории, культуры оправдано логикой и содержанием сочинения.
2.Знание текста художественного произведения и/или фактов истории, культуры 
Обучающийся показывает знание текста, апеллирует к тексту в своих суждениях  (интерпретирует, цитирует, комментирует, пересказывает, анализирует) текст художественного произведения, и/или обнаруживает знания фактов истории и культуры (интерпретирует, анализирует, комментирует их) фактические ошибки и неточности отсутствуют.
3.Культурологическая и/или филологическая компетентность
Обучающийся применяет термины и понятия литературоведения, культурологии, искусствоведения в качестве инструмента интерпретации и анализа 
4.Композиционная цельность и логичность изложения
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логично связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов 
Почему ЕГЭ по литературе оказался в центре скандала. Источник. 
Другие темы.
Московские выпускники, сдававшие 26 мая ЕГЭ по литературе, в массовом порядке подали апелляции на результаты экзамена. Их оценки оказались заметно ниже прошлогодних и даже ниже тех, что были получены в ходе пробных ЕГЭ. Теперь их жалобы, похоже, готовы рассмотреть в вышестоящих инстанциях. На 25 июня намечена встреча в столичном департаменте образования, куда приглашены представители Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), московской предметной комиссии по литературе, ученики, их родители и учителя. Продолжение. 

Темы сочинений по литературе (г. Санкт-Петербург):
1. «Город пышный, город бедный…» (по произведениям А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя).
2. Родион Раскольников и Соня Мармеладова как два полюса души Петербурга (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
3. Почему вступление к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» стало восприниматься жителями Петербурга как гимн великому городу?
4. Мой любимый уголок Петербурга.
5. «Притворившись нотной тетрадкой, знаменитая ленинградка возвращалась в родной эфир…». «Знаменитой ленинградкой» А.А. Ахматова назвала 7-ю симфонию Д.Д. Шостаковича. Как я понимаю смысл этого олицетворения?
6. «И жизнью смерть была побеждена…». Какие уроки может вынести наш современник из истории блокадного Ленинграда?

Критерии оценивания сочинения по литературе для обучающихся 10-х классов Санкт-Петербурга

Итоговое сочинение по литературе в Москве
 Сам выпускник будет решать, предоставлять ли ему работу при поступлении в вуз или нет. Максимальная отметка, которую высшее учебное заведение может дать за данный вид аттестационной работы, равняется десяти баллам. Ими будут дополнены основные баллы ЕГЭ. 


   Итоги (МИОО)

Отклик членов Ассоциации учителей МИОО

Экзамен по литературе( сочинение)

Подборка сочинений на разнообразные темы.

14 вариантов ЕГЭ по литературе 2013 года, по 4-5 каждой зоны: Центр, Урал, Дальний восток

Реальные варианты ЕГЭ по литературе прошлого года можно использовать как тренировочные работы при подготовке к предстоящим экзаменам.
Когда и как задания ЕГЭ 2013 попали в Интернет читайте в этой статье.
Какое совершенствование процедуры проведения ЕГЭ пройдет в 2014читайте здесь.

1 комментарий: