пятница, 22 августа 2014 г.

Чему и как учить на уроках литературы?

Лекторий, посвящённый творчеству А. Чехова, 
"Сложность простоты".

  "Не хочется говорить о Чехове, хочется его читать," - эти слова произнёс в начале своей лекции М.А. Нянковский. И прочитал рассказ "Дама с собачкой", прочитал удивительно.
Старшеклассники гимназии № 1 были заворожены совершенным текстом Чехова. А затем, анализируя этот текст, Михаил Александрович обратил внимание слушателей на сложное взаимодействие незначительных, но поразительных деталей, удивительное умение Чехова вместить в рассказ содержание, равное по объёму роману, в обыденной ситуации увидеть глубину трагедии человека. http://libsurkov.ru/news/212/

Составляя конспекты к урокам, мы, как требуется, прописываем подробно цели и задачи вроде такой, например, воспитать духовно нравственную личность.

Нянковский не открывает америк,

он просто очищает наш замыленный взгляд на рутинное целеполагание: на уроках литературы надо научить детей читать художественные тексты. Как?
  * Научить видеть то, что раскрывает смысл произведения, дать ученикам инструментарий, с помощью которого можно раскрыть этот смысл (иными словами, научить анализировать тексты).   Чтобы ребёнок, читая текст, самостоятельно раскрывал все эти тайны содержания и формы, а не получал от нас готовое знание. Разумеется с помощью учителя, его вопросов, направляющей руки при анализе текста.
  
Как объять необъятное?

   Например, "пройти" Серебряный век. Здесь наш гость тоже не претендовал на  глашатая истины в последней инстанции (это предлагают, правда,  как-то незаметно, завуалированно стандартные программы по предмету). Следует  подробно изучить творчество ОДНОГО представителя каждого литературного направления того же Серебряного века, чтобы в умах учеников отложились типологические особенности  всяких там непонятных символизма, акмеизма, футуризма и пр. , чтобы могли потом "узнать стишок" и судить о нём не с позиций "лестничной клетки", не на бытовом уровне, а понимая смысл заложенных в произведении символов, деталей, смыслов.

                                                Зачем изучать романы?

  Этим вопросом Михаил Александрович аудиторию  несколько озадачил. И дальше больше: зачем изучать роман "Мать", "Доктор Живаго". Последний вовсе и не роман... --Я, -- сообщил наш гость, -- в 11 классе изучаю три романа: "Тихий Дон", "Мастер и Маргарита" и "Приглашение на казнь".  Кто это из учеников читает романы...

                     О плане анализа художественного произведения.

  Нянковский дал совет: перевернуть существующие памятки анализа  стихотворения с ног на голову. Начинать надо с последнего пункта: моё чувственное ощущение, восприятие произведения. А дальше, поднимаясь снизу вверх по этой самой стандартной памятке: а как автору удалось  пробудить во мне эти чувства, то есть заняться анализом художественных особенностей текста (тот пункт, что стоит предпоследним в стандартной памятке по анализу произведения)...

 Высказывания М.А. Нянковского, которые  определяют 
стратегию и тактику в деятельности учителя литературы.  

Культурный человек -- это прежде всего человек начитаннный.
Метапредметность -- это выход на мировоззренческий уровень. Однако уделять больше внимания метапредметным целям и задачам в ущерб предметным неблагоразумно, нерационально, однобоко. (Учат ведь физики своим законам на уроках, почему литераторы не должны  изучать с учениками теорию литературы.)
  Выпускное сочинение - научить выпускников связывать слова в предложения, излагать свои мысли грамотно и понятно.  http://qwertyui11.blogspot.ru/2014/08/blog-post_73.html

Нянковский М. А.


Найдено документов - 15Тип
Краткая биография учителя литературы Нянковского М. А., являющегося лауретом федеарального конкурса педагогического мастерства "Учитель года". В Единой коллекции представлен урок учителя, проведенный на конкурсе.

htm
35.4 кб
Данное занятие - первое из четырех, посвященных изучению романа- эпопеи М.А.Шолохова "Тихий Дон" в 11 классе.

mpg
14.07 мб
Данное занятие - первое из четырех, посвященных изучению романа- эпопеи М.А.Шолохова "Тихий Дон" в 11 классе.

htm
9.7 кб
Данное занятие - первое из четырех, посвященных изучению романа- эпопеи М.А.Шолохова "Тихий Дон" в 11 классе.

htm
79.5 кб
Данное занятие - первое из четырех, посвященных изучению романа- эпопеи М.А.Шолохова "Тихий Дон" в 11 классе. Для правильной работы программы отношение ширины экрана к высоте должно быть 4/3.

zip
152.55 мб
Данное занятие - первое из четырех, посвященных изучению романа- эпопеи М.А.Шолохова "Тихий Дон" в 11 классе.

mpg
9.26 мб
Данное занятие - первое из четырех, посвященных изучению романа- эпопеи М.А.Шолохова "Тихий Дон" в 11 классе.

htm
9.7 кб
Данное занятие - первое из четырех, посвященных изучению романа- эпопеи М.А.Шолохова "Тихий Дон" в 11 классе. Для правильной работы программы отношение ширины экрана к высоте должно быть 4/3.

zip
151.12 мб
Данное занятие - первое из четырех, посвященных изучению романа- эпопеи М.А.Шолохова "Тихий Дон" в 11 классе.

htm
79.5 кб
Занятие посвящено анализу рассказа Е.И. Замятина "Пещера". Обсуждаются такие темы как время и пространство в рассказе, система персонажей, речевое своеобразие.

htm
36.2 кб
Занятие посвящено анализу рассказа Е.И. Замятина "Пещера". Обсуждаются такие темы как время и пространство в рассказе, система персонажей, речевое своеобразие.

mpg
132.87 мб
Занятие посвящено анализу рассказа Е.И. Замятина "Пещера". Обсуждаются такие темы как время и пространство в рассказе, система персонажей, речевое своеобразие.

mpg
9.05 мб
Занятие посвящено анализу рассказа Е.И. Замятина "Пещера". Обсуждаются такие темы как время и пространство в рассказе, система персонажей, речевое своеобразие.

mpg
143.92 мб
Занятие посвящено анализу рассказа Е.И. Замятина "Пещера". Обсуждаются такие темы как время и пространство в рассказе, система персонажей, речевое своеобразие.

mpg
14.07 мб
Занятие посвящено анализу рассказа Е.И. Замятина "Пещера". Обсуждаются такие темы как время и пространство в рассказе, система персонажей, речевое своеобразие.

htm
36.2 кб

Современный человек утрачивает способность читать романы

С глобализацией всемирной сети у людей стал формироваться «цифровой мозг», о чём предостерегают специалисты. В центральной нервной системе головного мозга создаются новые цепи нейронов, которые отвечают за чтение информации в Интернете «по диагонали», пишет издание The Washington Post. В своей статье журналист Майкл С.Розенуолд поясняет, что этот альтернативный способ сейчас конкурирует с традиционно сложившимися за долгие тысячелетия механизмами вдумчивого прочтения
«На протяжении рабочего дня мы привыкаем к поверхностному чтению, что сказывается в дальнейшем, когда нам нужно внимательнее и более глубоко обработать прочитанное», - рассказывает один из ведущих экспертов в мире по механизмам чтения, когнитивный нейролог из американского исследовательского Университета Тафтса Марианн Вулф.
Важно знать, чем отличается чтение на бумаге и в сети. По некоторым сведениям, информация на бумаге усваивается легче. Также звучат опасения, что у детей, легко справляющихся с электронными девайсами, снижается развитие навыков вдумчивого чтения.
«Мозг человека на протяжении всей жизни остаётся пластичным. Он способен к постоянной адаптации», - говорит американский специалист. Вульф в прошлом году обнаружила, что её головной мозг не так адаптировался, как бы она того хотела.
За просмотром сотен электронных писем в Интернете эксперт просидела целый день, а вечером она попыталась почитать книгу Германа Гессе «Игру в бисер» и к своему удивлению осознала, что ей не удаётся сконцентрироваться на чтении. «Пробраться через первую напечатанную страницу стало лишь простой пыткой. У меня никак не удавалось заставить себя читать медленно и вдумчиво. Всё время перепрыгивала через строчки, выискивала ключевые слова, мои глаза обращали внимание на те выражения, которые в ускоренном темпе позволяли собрать максимум необходимой информации. Я себя возненавидела за это», - делится своими впечатлениями Вулф.
«Изначально головной мозг человека не предназначался для чтения, - рассказывает автор. – Однако со временем, как появилась письменность, он адаптировался и к этой задаче. И вот появилась всемирная сеть, и чтение из преимущественно линейного постепенно переросло в чтение «по диагонали».
В Интернете принцип подачи информации совсем иной, чем в печатных изданиях. «В сети идёт огромный поток данных, включая гиперссылки, видеозаписи и интерактивные элементы, - всё это рядом с текстом. Поэтому наш мозг старается отыскать «короткие пути», просматривая страницы по диагонали, вычленяя ключевые слова, быстро прокручивая сверху вниз опубликованный текст. Это нелинейное чтение», - пишется в статье.
По мнению учёных, нелинейный способ чтения у многих людей стал вторгаться и в другие сферы деятельности. Как поясняет журналист из Техасского университета Эндрю Диллон, человек садится почитать роман, но начинает использовать свои глубоко въевшиеся «привычки кликать, перепрыгивать и ходить по ссылкам». «Человечество вступило в новую эпоху информационного поведения, и теперь остаётся лишь наблюдать за её последствиями», - добавил он.
Брэндон Эмброз, финансовый аналитик, рассказывает, что при прочтении романа упустил из виду ряд важных сюжетных узлов, и пришёл к выводу, что просеивал текст в поисках определённых моментов, наподобие того, как в процессе работы выискивает ключевые факты. «Такое ощущение, что люди больше не могут читать романы», - сетует Эмброз.
«В книгах мне очень трудно читать сложноподчинённые длинные предложения, к примеру, таких авторов, как Марсель Пруст, Джордж Элиот и т.д., - рассказывает Рамеш Куруп. – Фразы в сети
обычно короче и проще, а вся дополнительная информация, как правило, содержится в гиперссылках».
Эксперт Вулф подтверждает, что большинство современных американских студентов не могут читать классические произведения XIX-XX столетий – «то ли они не хотят и им просто не интересно, либо причина заключается в том, что они не могут воспринимать текст со сложным построением фраз и синтаксисом».
«Современные люди утрачивают способность восприятия сложного синтаксиса, а ведь это возможность отражения наших запутанных мыслей. Полагаю, мы придём к тому, что не сможем читать сложную прозу и выражать сложные мысли», - выказывает свои опасения учёный.
В Израиле два года тому назад исследователи провели эксперимент, во время которого студентам инженерного факультета необходимо было прочесть один и тот же отрывок текста на бумаге и на мониторе. Изначально студенты полагали, что информацию с экрана они усваивают лучше, но оказалось, что понимание и изучение бумажного текста идёт легче, сообщает ресурс.
Впрочем, оба способа чтения, как отмечают учёные, имеют свои плюсы, и в потенциале человеческий мозг может освоить оба.
Эксперты советуют учить детей одновременно и «медленному, внимательному чтению» книг в печатной версии и постепенно погружать их в мир электронной информации. Вульф по сей день неустанно тренирует свой мозг и с радостью сообщила, что все-таки прочитала «Игру в бисер», на что потратила около двух недель, и, в конце концов, смогла «получить удовольствие от прочтения книги и более-менее выздороветь».
Кирилл ХАБИНОК

Комментариев нет:

Отправить комментарий