"Не
хочется говорить о Чехове, хочется его читать," - эти слова произнёс в
начале своей лекции М.А. Нянковский. И прочитал рассказ
"Дама с собачкой", прочитал удивительно.
Старшеклассники гимназии № 1 были заворожены совершенным текстом Чехова. А затем, анализируя этот текст, Михаил Александрович обратил внимание слушателей на сложное взаимодействие незначительных, но поразительных деталей, удивительное умение Чехова вместить в рассказ содержание, равное по объёму роману, в обыденной ситуации увидеть глубину трагедии человека. http://libsurkov.ru/news/212/
Составляя конспекты к урокам, мы, как требуется, прописываем подробно цели и задачи вроде такой, например, воспитать духовно нравственную личность.
Старшеклассники гимназии № 1 были заворожены совершенным текстом Чехова. А затем, анализируя этот текст, Михаил Александрович обратил внимание слушателей на сложное взаимодействие незначительных, но поразительных деталей, удивительное умение Чехова вместить в рассказ содержание, равное по объёму роману, в обыденной ситуации увидеть глубину трагедии человека. http://libsurkov.ru/news/212/
Составляя конспекты к урокам, мы, как требуется, прописываем подробно цели и задачи вроде такой, например, воспитать духовно нравственную личность.
Нянковский не открывает америк,
он
просто очищает наш замыленный взгляд на рутинное целеполагание: на уроках литературы надо научить детей читать художественные
тексты. Как?
* Научить видеть то, что раскрывает смысл произведения, дать
ученикам инструментарий,
с помощью которого можно раскрыть этот смысл (иными словами, научить
анализировать тексты). Чтобы ребёнок, читая текст, самостоятельно
раскрывал все эти тайны содержания и формы, а не получал от нас готовое знание.
Разумеется с помощью учителя, его
вопросов, направляющей руки при анализе текста.
Как объять необъятное?
Например, "пройти" Серебряный век.
Здесь наш гость тоже не претендовал на
глашатая истины в последней инстанции (это предлагают, правда, как-то незаметно, завуалированно стандартные
программы по предмету). Следует подробно
изучить творчество ОДНОГО представителя каждого литературного направления того
же Серебряного века, чтобы в умах учеников отложились типологические
особенности всяких там непонятных
символизма, акмеизма, футуризма и пр. , чтобы могли потом "узнать
стишок" и судить о нём не с позиций "лестничной клетки", не на
бытовом уровне, а понимая смысл заложенных в произведении символов, деталей,
смыслов.
Зачем изучать романы?
Этим вопросом Михаил Александрович
аудиторию несколько озадачил. И дальше
больше: зачем изучать роман "Мать", "Доктор Живаго".
Последний вовсе и не роман... --Я, -- сообщил наш гость, -- в 11 классе изучаю
три романа: "Тихий Дон", "Мастер и Маргарита" и "Приглашение на
казнь". Кто это из учеников
читает романы...
О плане анализа
художественного произведения.
Нянковский дал совет: перевернуть
существующие памятки анализа
стихотворения с ног на голову. Начинать надо с последнего пункта: моё чувственное
ощущение, восприятие произведения. А дальше, поднимаясь снизу вверх
по этой самой стандартной памятке: а как автору удалось пробудить во мне эти чувства, то есть заняться
анализом художественных особенностей текста (тот пункт, что стоит
предпоследним в стандартной памятке по анализу произведения)...
Высказывания М.А. Нянковского, которые определяют
стратегию и тактику в деятельности
учителя литературы.
Культурный человек
-- это прежде всего человек начитаннный.
Метапредметность
-- это выход на мировоззренческий уровень. Однако уделять больше внимания
метапредметным целям и задачам в ущерб предметным неблагоразумно,
нерационально, однобоко. (Учат ведь физики своим законам на уроках, почему
литераторы не должны изучать с учениками
теорию литературы.)
Выпускное
сочинение - научить выпускников связывать слова в предложения, излагать
свои мысли грамотно и понятно. http://qwertyui11.blogspot.ru/2014/08/blog-post_73.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий