понедельник, 24 ноября 2014 г.

Критерии. Итоговое сочинение.


При оценивании сочинения по литературе учитываются следующие критерии:
1. Степень самостоятельности
  • любая самостоятельная работа оценивается выше списанной;
  • заимствованные мысли, как правило, очень сложно вставить в собственное рассуждение;
  • качественная трансформация чужих слов в свои (рерайт) - настоящее искусство,                                Источник.требующее идеального владения языком; банальную переделку специалист видит сразу;
  • эксперты тоже имеют доступ в интернет; существуют программы распознавания письменной речи и программы проверки всех уровней авторства.
2. Соответствие теме. Правильное, полное, глубокое освещение темы
  • работа не должна отступать от темы, раскрывать тему шире или уже, чем это сформулировано в заглавии;
  • чтобы понять, о чём писать, нужно детально разобрать смысл каждого слова в формулировке темы и осмыслить их взаимосвязь;
  • осмыслив тему, нужно составить список аспектов (сторон, точек зрения, подходов, понятий) этой темы - это поможет понять, о чём можно писать.
3. Наличие главной, ведущей мысли, являющейся ответом на вопрос, поставленный темой
  • если в формулировке темы присутствует вопрос, ваш тезис (основная мысль работы, утверждение) должен быть ответом на этот вопрос;
  • если в теме нет вопроса или проблемы, нужно сформулировать вопросы, на которые можно ответить в рамках заданной темы, - они помогут вам выстроить рассуждение; иначе ваша работа будет написана по принципу "обо всём понемногу";
  • чтобы удачно сформулировать основную мысль, положите перед собой список аспектов и изучите его: найдите взаимосвязи, противоречия;
  • постарайтесь не отделаться поверхностной формулировкой, а нащупать достойную глубину мысли (она должна выходить на философские, нравственные или социальные принципы жизни);
  • до формулировки тезиса отберите литературный материал, которым вы будете его доказывать: у вас должны быть сильные аргументы и достаточно фактов для обоснования своей позиции;
  • если вы не находите достаточного количества материала для доказательства своей собственной позиции, скорректируйте её в соответствии с имеющимся материалом.
4. Логически последовательное изложение мыслей
  • не позволяйте себе писать сочинение без плана;
  • при составлении плана пользуйтесь списком аспектов; расположите их в логичной последовательности: подумайте, от чего к чему можно переходить при раскрытии темы; все пункты плана должны служить для доказательства вашего тезиса - лишних быть не должно;
  • в каждом литературном произведении есть логика сюжета (авторская последовательность событий) - не нарушайте её, комментируя в сочинении отдельные эпизоды.
5. Аргументированность (соотношение констатирующих и обосновывающих суждений)
  • в сочинении не должно быть ни одного необъяснённого факта: если вы пишете, что делает герой, как он выглядит, какое время, какое место и т.д., обязательно пишите, что из этого следует, зачем автор об этом говорит, почему так происходит, что это даёт для понимания авторской идеи или доказательства вашего собственного тезиса - это и есть анализ, также за счёт объяснений набирается объём работы;
  • не ограничивайтесь одним-двумя аргументами, ищите в тексте всё, что может подтвердить ваши мысли, - это сделает вашу работу полной и глубокой.
6. Выражение собственной позиции по отношению к событиям, явлениям, поступкам героев
  • не пренебрегайте словами "мне кажется", "по-моему", "с моей точки зрения", "я уверен" и т.д.;
  • избегайте прямых оценок "хорошо-плохо", "хороший-плохой"; лучше писать, как характеризует героя тот или иной поступок (смелый, предатель, личность с богатым внутренним миром, совершил подвиг или преступление и т.д.).
7. Умение отбирать необходимый материал
  • не пересказывайте текст!
  • отбирайте только те факты или эпизоды, в которых ярко и чётко доказывается правота вашего мнения;
  • совершенно не обязательно брать эпизоды целиком для комментария;
  • для доказательства можно анализировать любые уровни литературного произведения:
  • - время написания
    - биографические данные писателя
    - обстоятельства написания произведения
    - прототипов
    - причины написания
    - смысл заглавия
    - жанр
    - элементы художественного времени
    - элементы художественного пространства
    - систему персонажей
    - отдельные образы персонажей
    - портрет персонажа
    - пейзаж или интерьер
    - художественные детали
    - средства художественной выразительности
    - образ автора
    - композицию произведения
    - особенности речи персонажей
    - особенности языка автора
    - символы
    - реминисценции
    и т.д.
8. Обоснованное использование цитат
  • лучше всего не использовать цитаты, когда запрещено пользоваться книгой;
  • если не можете побороть искушение, выучите цитату точно, с авторскими знаками препинания;
  • какой бы красивой вам ни казалась цитата, которую вы помните, не используйте её, если она не имеет прямого отношения к теме или сформулированному тезису.
9. Абзацное членение текста
  • в сочинении-рассуждении ни при каких обстоятельствах не может быть меньше трёх абзацев;
  • старайтесь избегать объёмных абзацев (больше 10 строк): старайтесь каждую микротему записывать с новой строки;
  • если вы забыли выделить абзац, используйте знак корректуры: Z
10. Стилевое единство, выразительность речи, эмоциональность
  • не используйте элементы разговорного стиля в вашем тексте;
  • откажитесь от иноязычной лексики, если её легко можно заменить русскими словами;
  • не используйте очень сложных предложений;
  • не бойтесь использовать доступные вам средства выразительности для выражения своих мыслей: метафоры, эпитеты, уместные лексические повторы, инверсию, перифразы, анафоры, синтаксический параллелизм, однородные члены, умолчания, риторические вопросы и восклицания.
11. Точность в изложении литературных и исторических фактов
  • всегда заучивайте фамилии писателей, имена персонажей, названия населённых пунктов;
  • если сомневаетесь в имени собственном, дате или каком-либо факте, постарайтесь не использовать их в сочинении;
  • точно запоминайте основные события произведения (перед письменной работой можно перечитать произведение у кратком изложении).
12. Жанровое своеобразие
  • декабрьское сочинение по литературе - это не эссе, которое можно писать, ссылаясь на собственный опыт;
  • в основной части обязательно должны быть элементы анализа литературного произведения.







Комментариев нет:

Отправить комментарий