
При оценивании сочинения по литературе учитываются следующие критерии:
- любая самостоятельная работа оценивается выше списанной;
- заимствованные мысли, как правило, очень сложно вставить в собственное рассуждение;
- качественная трансформация чужих слов в свои (рерайт) - настоящее искусство, Источник.требующее идеального владения языком; банальную переделку специалист видит сразу;
- эксперты тоже имеют доступ в интернет; существуют программы распознавания письменной речи и программы проверки всех уровней авторства.
2. Соответствие теме. Правильное, полное, глубокое освещение темы
- работа не должна отступать от темы, раскрывать тему шире или уже, чем это сформулировано в заглавии;
- чтобы понять, о чём писать, нужно детально разобрать смысл каждого слова в формулировке темы и осмыслить их взаимосвязь;
- осмыслив тему, нужно составить список аспектов (сторон, точек зрения, подходов, понятий) этой темы - это поможет понять, о чём можно писать.
3. Наличие главной, ведущей мысли, являющейся ответом на вопрос, поставленный темой
- если в формулировке темы присутствует вопрос, ваш тезис (основная мысль работы, утверждение) должен быть ответом на этот вопрос;
- если в теме нет вопроса или проблемы, нужно сформулировать вопросы, на которые можно ответить в рамках заданной темы, - они помогут вам выстроить рассуждение; иначе ваша работа будет написана по принципу "обо всём понемногу";
- чтобы удачно сформулировать основную мысль, положите перед собой список аспектов и изучите его: найдите взаимосвязи, противоречия;
- постарайтесь не отделаться поверхностной формулировкой, а нащупать достойную глубину мысли (она должна выходить на философские, нравственные или социальные принципы жизни);
- до формулировки тезиса отберите литературный материал, которым вы будете его доказывать: у вас должны быть сильные аргументы и достаточно фактов для обоснования своей позиции;
- если вы не находите достаточного количества материала для доказательства своей собственной позиции, скорректируйте её в соответствии с имеющимся материалом.
4. Логически последовательное изложение мыслей
- не позволяйте себе писать сочинение без плана;
- при составлении плана пользуйтесь списком аспектов; расположите их в логичной последовательности: подумайте, от чего к чему можно переходить при раскрытии темы; все пункты плана должны служить для доказательства вашего тезиса - лишних быть не должно;
- в каждом литературном произведении есть логика сюжета (авторская последовательность событий) - не нарушайте её, комментируя в сочинении отдельные эпизоды.
5. Аргументированность (соотношение констатирующих и обосновывающих суждений)
- в сочинении не должно быть ни одного необъяснённого факта: если вы пишете, что делает герой, как он выглядит, какое время, какое место и т.д., обязательно пишите, что из этого следует, зачем автор об этом говорит, почему так происходит, что это даёт для понимания авторской идеи или доказательства вашего собственного тезиса - это и есть анализ, также за счёт объяснений набирается объём работы;
- не ограничивайтесь одним-двумя аргументами, ищите в тексте всё, что может подтвердить ваши мысли, - это сделает вашу работу полной и глубокой.
6. Выражение собственной позиции по отношению к событиям, явлениям, поступкам героев
- не пренебрегайте словами "мне кажется", "по-моему", "с моей точки зрения", "я уверен" и т.д.;
- избегайте прямых оценок "хорошо-плохо", "хороший-плохой"; лучше писать, как характеризует героя тот или иной поступок (смелый, предатель, личность с богатым внутренним миром, совершил подвиг или преступление и т.д.).
7. Умение отбирать необходимый материал
- не пересказывайте текст!
- отбирайте только те факты или эпизоды, в которых ярко и чётко доказывается правота вашего мнения;
- совершенно не обязательно брать эпизоды целиком для комментария;
- для доказательства можно анализировать любые уровни литературного произведения:
- - время написания- биографические данные писателя- обстоятельства написания произведения- прототипов- причины написания- смысл заглавия- жанр- элементы художественного времени- элементы художественного пространства- систему персонажей- отдельные образы персонажей- портрет персонажа- пейзаж или интерьер- художественные детали- средства художественной выразительности- образ автора- композицию произведения- особенности речи персонажей- особенности языка автора- символы- реминисценциии т.д.
8. Обоснованное использование цитат
- лучше всего не использовать цитаты, когда запрещено пользоваться книгой;
- если не можете побороть искушение, выучите цитату точно, с авторскими знаками препинания;
- какой бы красивой вам ни казалась цитата, которую вы помните, не используйте её, если она не имеет прямого отношения к теме или сформулированному тезису.
9. Абзацное членение текста
- в сочинении-рассуждении ни при каких обстоятельствах не может быть меньше трёх абзацев;
- старайтесь избегать объёмных абзацев (больше 10 строк): старайтесь каждую микротему записывать с новой строки;
- если вы забыли выделить абзац, используйте знак корректуры: Z
10. Стилевое единство, выразительность речи, эмоциональность
- не используйте элементы разговорного стиля в вашем тексте;
- откажитесь от иноязычной лексики, если её легко можно заменить русскими словами;
- не используйте очень сложных предложений;
- не бойтесь использовать доступные вам средства выразительности для выражения своих мыслей: метафоры, эпитеты, уместные лексические повторы, инверсию, перифразы, анафоры, синтаксический параллелизм, однородные члены, умолчания, риторические вопросы и восклицания.
11. Точность в изложении литературных и исторических фактов
- всегда заучивайте фамилии писателей, имена персонажей, названия населённых пунктов;
- если сомневаетесь в имени собственном, дате или каком-либо факте, постарайтесь не использовать их в сочинении;
- точно запоминайте основные события произведения (перед письменной работой можно перечитать произведение у кратком изложении).
12. Жанровое своеобразие
- декабрьское сочинение по литературе - это не эссе, которое можно писать, ссылаясь на собственный опыт;
- в основной части обязательно должны быть элементы анализа литературного произведения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий