понедельник, 14 января 2019 г.

Достоевский. "Преступление и наказание".


Роман "Преступление и наказание"
Преступление и наказание
Презентация по литературе "Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание"
На изучение романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" в 10 классе отводится ряд уроков. Данная презентация может стать основой при подготовке к проведению уроков по изучению романа.
Образ Раскольникова в романе Преступление и наказание
Конспект и презентация к уроку литературы «Образ Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
На уроке будут затронуты общечеловеческие вопросы, касающиеся нравственного выбора.
Тест по роману Преступление и наказание
Интерактивный тест по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"
Данный интерактивный тест может быть использован на уроках литературы в 10 классе после изучения романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" как итоговый.
Правда Сони Мармеладовой
Конспект и презентация к уроку литературы "Правда Сони Мармеладовой"
На данном уроке определяется, в чем заключается "правда” Сони Мармеладовой, прослеживается, как на протяжении романа меняется взгляд Раскольникова на "преступление” Сони, происходит открытие христианских ценностей Раскольникова.
Петербург Достоевского
Урок-проект "Петербург Достоевского"
Цель: раскрыть образ Петербурга в творчестве русских классиков; подготовить уч-ся к восприятию романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Тема гордости, покаяния и смирения
"Обрести душу..." Тема гордости, покаяния и смирения в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Анализ эпизодов проходит в дискуссионном пространстве урока и в тесном контакте с произведением. Уроки в разных классах по данному алгоритму получаются не просто разными, но и полярными в выводах.
Презентация Двойники и антиподы Раскольникова
Презентация "Двойники" и антиподы Раскольникова" по роману "Преступление и наказание"
Кто, по вашему мнению, относится к двойникам, а кто к антиподам Раскольникова?
Петербург Ф.М. Достоевского
Конспект и презентация к уроку литературы."Петербург Ф.М. Достоевского"
Разработка урока по теме "Петербург Ф.М. Достоевского" в системе уроков по роману "Преступление и наказание".
Образ Сони Мармеладовой
"Преступление и наказание" (Образ Сони Мармеладовой)
Расскажите историю Сони Мармеладовой. В чем же «правда» Сони? По каким принципам она живет? Во имя чего «преступила» героиня?
Рабочая тетрадь по роману Ф.М.Достоевского
Рабочая тетрадь по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
На титульном листе рабочих тетрадей определены основные виды работы: выписываем цитаты, наблюдаем за текстом, учимся понимать автора, комментируем прочитанное, сопоставляем с изученным ранее.
Тест Преступление и наказание
Тесты к уроку литературы по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"
В романе очень много действующих лиц. Мы детально изучаем каждого из них. Поэтому вопросы в тесте связаны в основном с внешними данными героев, их характерами.
Биография и творчество Ф.М. Достоевского
Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского
Презентация по литературе "Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского"
Предлагаю презентацию, в которой рассматриваются основные этапы жизненного и творческого пути русского писателя Ф.М.Достоевского.
Ф.М. Достоевский. Страницы жизни и творчества
Презентация к уроку литературы "Ф.М. Достоевский. Страницы жизни и творчества"
В презентации представлен материал, иллюстрирующий основные этапы жизни и творчества выдающегося русского писателя, философа, общественного деятеля; используются цитаты из писем, высказываний.
Жизненный путь Федора Михайловича Достоевского
Конспект и презентация к уроку литературы "Больная совесть наша"(Жизненный путь Федора Михайловича Достоевского)
Цель данного урока: проследить эволюцию мировоззрения писателя, понять причины произошедших изменений, показать. как изменение мировоззрения способствовало формированию новых черт личности.
Ф.М.Достоевский. Жизненный и творческий путь.
Конспект и презентация к уроку литературы "Ф.М.Достоевский. Жизненный и творческий путь."
Предложенный урок является вводным при изучении творчества Ф. М. Достоевского. На уроке ребята не только слушают рассказ учителя о писателе, но и сами знакомят одноклассников с творчеством Достоевского.
Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского
Презентация "Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского"
На презентации размещена лекция для учащихся. В начале урока детям предлагается в качестве мотивации заполнить таблицу по технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Достоевский и Омск
Презентация к уроку литературы "Достоевский и Омск"
Презентация используется на уроках литературы при изучении творчества Ф.М.Достоевского. Состоит из 22 слайдов, включающих материал об участии писателя в кружке Петрашевского и ссылке в Сибирь.
По творчеству Ф.М. Достоевского
Тест к уроку литературы в 10 классе "По творчеству Ф.М. Достоевского"
Данный тест предназначен для проверки знаний учащихся 10 класса по творчеству Ф.М. Достоевского. Тест состоит из 30 вопросов, к каждому из которых даны ответы.
Другие произведения Ф.М. Достоевского
Роман Достоевского Идиот
Семантическая структура "идиот" в романе Ф. М. Достоевского "Идиот"
Из всех направлений нынешнего философствования особую актуальность приобрели семантика и герменевтика. Исходный пункт той и другой - языковая форма выражения нашего мышления.
Бедные люди
Урок по роману Ф.М.Достоевского "Бедные люди"
Да, появился, новый роман – социальный роман: 1) целостное произведение в жанре романа; 2) В чём же его социальность?
Белые ночи
Конспект и презентация к уроку литературы "Тип петербургского мечтателя" (Белые ночи)
Тема одиночества человека» в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи»
Святочные рассказы
Урок внеклассного чтения в 6 классе "Святочные рассказы"
Разработка урока внеклассного чтения по рассказу Ф.М.Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке" и рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор".



Раскольников
Это — любящая семья, атмосфера доверия и дружбы. Первый сон Раскольникова как отражение его состояния, впечатлений детской души.
«Бедный мальчик уже не помнит себя. С криком пробивается он сквозь толпу к савраске,охватывает ее мертвую, окровавленную морду, целует ее в глаза, в губы… Потом вдруг вскакивает и в исступлении бросается с своими кулачонками на Миколку».
Доброта и жалость к униженным и оскорбленным как характерная черта героя. Идея протеста и борьбы.
Герой — студент юридического факультета.
Это принципиально для писателя, так как именно юристы занимаются законностью этого мира. Тем не менее, он вынужден сам зарабатывать себе на пропитание и на оплату учебы (частные уроки, переводы, статьи), материально его поддерживает семья (мать и сестра), т.е. судьба  главного персонажа романа типична для разночинца.
Доброта и благородство — черты, которые особо выделяет писатель в своем герое.
(Раскольников отдает деньги семье Мармеладова, спасает от преследования пьяную девочку на бульваре, одна из причин, по которой он убивает старуху-процентщицу — помочь матери и сестре, которая решается выйти замуж за Лужина, чтобы материально помогать брату).
Теория Раскольникова
Главное в романе — теория героя и его отношение к ней, а также других персонажей и автора:
  • содержание теории: разделение всех людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих», т.е. на сильных личностей, которым многое позволено, даже «переступить через кровь», и толпу, которой не позволено ничего;
  •  причины, побудившие Родиона сделать «пробу» (по словам самого героя): помочь семье, избавить Дунечку от унизительного брака с Лужиным, убить никчемную старуху и на ее деньги помочь многим бедным талантливым людям выбраться из нищеты, проверить себя;
  •  события, подталкивающие героя к преступлению: разговор студента с офицером, исповедь Мармеладова, судьба пьяной девочки на бульваре, утопленница, собственное бедственное положение (задавленность бедностью), обстановка нищеты, Петербург Достоевского;
  •  преступление, влекущее за собой другое преступление (убийство по-детски беззащитной Лизаветы вслед за убийством Алены Ивановны):
  •  несоответствие теории душе героя (композиция романа — большая часть о наказании, а не о преступлении): Раскольников не воспользовался деньгами, взятыми у старухи, он испытывает тяжкие душевные муки
«Знаешь, Соня… если б я зарезал из-за того, что голоден был, то я бы теперь счастлив был! Знай ты это!»,
он чувствует себя отрезанным от всего мира
  •  выход для человека, ввергнувшего себя в ад теории, по мнению писателя, — в покаянии, но покаянии не формальном (покаяние Раскольникова на площади, не признание у следователя), а внутреннем (приходящем к герою на каторге).
Система образов романа как отражение теории Раскольникова
  •  образы униженных и оскорбленных, подтверждающие несправедливость этого мира (Мармеладов, Катерина Ивановна);
  •  образы-двойники (Свидригайлов, Лужин), люди, не декларирующие теории, но практически живущие, руководствуясь теорией «все дозволено»;
  •  образы, опровергающие теорию Раскольникова ( Дунечка, Разумихин, Порфирий Петрович, Мармеладова).
Значение Сони Мармеладовой для героя
  • близость судьбы Сони и Родиона  (оба преступили черту — убийца и блудница),
  •  противостояние этих судеб (Раскольников, убив старуху и Лизавету, «убил себя», Соня, став проституткой, сохранила душу, в основе ее падения — жертвенность, в основе преступления героя — гордыня);
  •  роль Сони в покаянии Родиона (судьба героини, ее отношение к жизни, ее диалоги с Раскольниковым помогают герою заново увидеть мир, понять, что в нем нет кардинального разделения только на две категории, подвигают героя к раскаянию и покаянию).
Отношение автора к герою.
Оно определяется отношением к его античеловечной теории. Все построение романа ведет читателя к мысли, что человек, подчиняющий себя теории, обречен на падение в ад, выходом же из ада может быть только покаяние.
Средства раскрытия характеров в романе «Преступление и наказание»
  • портрет
«Он был до того худо одет, что иной, даже и приличный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу»;
  • поступки (помощь другим людям, убийство);
  • описание психического состояния героя (болезнь Родиона, ощущение «отрезанности от всего мира», нелогичность поступков);
  • сны Раскольникова — отражение его внутренней жизни. Роль последнего сна — последнее, что пробуждает героя к жизни, т.к. аллегорически показывает, к чему может привести теория.
  •  монологи и диалоги персонажа.
  •  отношения с другими персонажами.
Интерес Достоевского к социальным процессам, происходящим в России. Провидение писателя: губительность теории, которая овладевает человеком, подчиняет его себе, лишает его человечности.
Образ Раскольникова — прообраз «антигероев» ХХ века — террористов, фашистов, коммунистов — людей, которые подчиняют себя теории и считают для себя возможным решать судьбы людей и всего человечества.
Дальше по этой теме http://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/obraz-rodiona-raskolnikova-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanieь











Комментариев нет:

Отправить комментарий