понедельник, 14 января 2019 г.

Достоевский. "Преступление и наказание".

Ф. М. Достоевский

 

Глава 1. Родион Раскольников, бедный молодой человек, бросил из нищеты университет и жил в Петербурге в убогой каморке, за которую сильно задолжал квартирной хозяйке. От невзгод и одиночества он целиком ушёл в себя. (См. Внешность РаскольниковаОбраз РаскольниковаХарактеристика РаскольниковаЖизнь Раскольникова до преступленияПуть Раскольникова к преступлениюРаскольников и процентщица.)

Однажды в июльский день Родион вышел на душную улицу и побрёл к старухе-процентщице Алёне Ивановне. Он собирался заложить у неё отцовские серебряные часы – и вместе с тем сделать пробу предприятию, о котором думал всё последнее время.

Злая, сварливая старушонка Алёна встретила Раскольникова неприветливо. (См. Внешность старухи-процентщицы.) За часы она дала ему лишь грошовую плату. (См. полный текст диалога Раскольникова со старухой.)

Родион внимательно осматривал квартиру процентщицы, а выйдя от неё на улицу, вдруг остановился и произнёс: «Какой ужас мог прийти мне в голову! Как это всё отвратительно и грязно!» От голода и расстройства нервов его потянуло его зайти в распивочную.

См. более подробное содержание главы 1 и полный её текст.

 

Глава 2. С Раскольниковым разговорился сидевший в распивочной оборванный пожилой человек. Он представился бывшим чиновником Мармеладовым (см. Характеристика МармеладоваВнешность Мармеладова) и рассказал грустную историю своей жизни. После первого брака Мармеладов взял в супруги Катерину Ивановну, женщину благородного происхождения, но бедную. Семейство вскоре впало в нищету: Мармеладов лишился службы по сокращению штатов, от этого стал пить и не мог найти другого места уже из-за пьянства. Катерина Ивановна заболела чахоткой. Троих её маленьких детей от другого мужа было не на что содержать. В жертву родным поневоле принесла себя Соня, дочь Мармеладова от первой жены: чтобы спасти отца, мачеху и её детей, она пошла на панель и стала торговать собой. Несколько недель назад Мармеладов поступил на службу, но потом опять запил. Стыдясь идти домой, он ночевал среди бродяг, а сегодня ходил на квартиру к Соне просить на похмелье. (См. полный текст монолога Мармеладова.)

Раскольников отвёл Мармеладова домой. В его жалком жилище он увидел Катерину Ивановну с оборванными детьми и красными, недужными пятнами на щеках. Эта вспыльчивая женщина от отчаяния стала таскать пропившего последние деньги Мармеладова за волосы. В порыве сострадания Раскольников незаметно оставил им на подоконнике милостыню из своих последних медных денег и ушёл.

См. более подробное содержание главы 2 и полный её текст.

 

Глава 3. На следующий день Родион проснулся дома голодный. Из жалости ему принесла чаю и щей хозяйкина служанка Настасья................................

Она рассказала Раскольникову, что хозяйка хочет донести на него в полицию за долги. Отдала и письмо, пришедшее ему вчера от оставшейся в провинции матери. Мать писала, что по неимению средств почти не может помогать Родиону. Жившая с ней сестра Раскольникова, Дуня, чтобы высылать брату хоть немного денег, поступила гувернанткой в дом местных помещиков – господина Свидригайлова и его жены Марфы Петровны. Свидригайлов стал домогаться красавицы Дуни. (См. Образ Свидригайлова.) Узнав про это, Марфа Петровна ославила её на весь город.

Девушка долго была предметом насмешливых сплетен, но потом Марфа Петровна нашла письмо Дуни к Свидригайлову, где та твёрдо отвергала его домогательства – и сама стала восстанавливать её репутацию, читая письмо во всех домах. К Дуне посватался состоятельный родственник Марфы Петровны, Петр Петрович Лужин, 45-летний деловой человек, тяжебщик, «враг предрассудков» и сторонник «убеждений новейших поколений». Лужин намеревался открыть в Петербурге адвокатскую контору и объяснил, что хочет взять за себя девушку честную, но без приданого, чтобы, узнав смолоду бедственное положение, она потом всю жизнь считала мужа за благодетеля.

Мать писала, что Дуня приняла предложение Лужина и мечтает увидеть брата Родиона помощником в его конторе, а может быть и компаньоном. Лужин уже выехал в Петербург, вызвав к себе и невесту с матерью. Они вскоре приедут в столицу, где смогут повидаться и с Родионом, хотя бережливый жених даже не оплатил им дорогу и вряд ли согласится, чтобы после его брака с Дуней мать жила с ними. (См. полный текст письма матери Раскольникову.)

См. более подробное содержание главы 3 и полный её текст.

 

Глава 4. Раскольников вышел на улицу, с волнением думая о материнском письме. Он понял: идя за Лужина, Дуня приносит себя в жертву – надеется устроить брату карьеру при помощи будущего супруга. Ради того же на брак соглашается и мать, которая хорошо понимает скупого жениха.

Родион решил противиться этому замужеству. Однако он понимал, что в ближайшие годы у него не будет способа помочь сестре и матери – и даже если сейчас расстроить сватовство Лужина, то потом Дуне всё равно предстоит ничуть не лучшая участь. «Что же делать? – думал он. – Смириться с жалкой, постыдной участью или побыстрее решиться на что-то смелое

На бульваре Раскольников заметил молоденькую пьяную девушку в разорванном платье, которую выслеживал шедший сзади молодой рaзвратник. Вспомнив про историю собственной сестры со Свидригайловым, Раскольников едва не бросился на уличного фата. Начинавшуюся драку разнял пожилой городовой с добрым, смышлёным лицом. Родион отдал городовому последние деньги на наём для девушки извозчика домой, однако это первое душевное движение в следующий момент показалось ему смешным. Оно не совпадало с его новой теорией о праве сильного, по которой выходило: да пусть бы франт и позабавился! (См. полный текст отрывка «Встреча Раскольникова с пьяной девушкой».)

См. более подробное содержание главы 4 и полный её текст.

 

Глава 5. Блуждая, Раскольников добрался до дачных Островов и заснул там под кустом от голодной и нервной слабости.

Ему приснился сон, будто гуляя ребёнком с отцом на окраине родного городка, он видит, как пьяный мужик Миколка насажал в большую телегу хмельных друзей и стал вместе с ними хлестать кнутами запряжённую в неё худую кобылёнку, чтобы та пошла вскачь. Слабая лошадка едва трогалась с места. Рассвирепевшие седоки стали сечь её по глазам, потом Миколка начал бить её ломом – и уходил насмерть. Ребёнок Родя, жалостно крича, бросился целовать окровавленную лошадиную морду… (См. Первый сон Раскольникова - о забитой кляче.)

Проснувшись, Родион воскликнул: «Боже! Да неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове… буду скользить в липкой крови, взламывать замок и дрожать, залитый кровью?..» Он молил, чтобы Бог избавил его от «проклятой мечты». Но, идя назад домой через Сенную площадь, Раскольников вдруг увидел младшую сестру процентщицы, Лизавету, которую какой-то мещанин приглашал завтра к себе домой, к семи вечера, по торговому делу. Неожиданное известие, что старуха завтра в семь останется дома одна, показалось ему знаком судьбы!

См. более подробное содержание главы 5 и полный её текст.

 

Глава 6. Родиону вспомнилось и ещё одно странное совпадение. Месяца полтора назад, как раз по пути домой после своего первого визита к Алёне Ивановне, он зашёл в трактир и случайно услышал разговор про ту же процентщицу студента и офицера, игравших на бильярде. Студент рассказывал, как скупая, безжалостная Алёна тиранит свою забитую сестру Лизавету, и возмущался: «С одной стороны, глупая, ничтожная, злая старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная… С другой – молодые, свежие силы, тысячами пропадающие вокруг без поддержки. Убей её и возьми её деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству: не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?» (См. полный текст отрывка «Разговор в трактире студента и офицера».)

Слушая разговор, Раскольников страшно волновался, ибо те же мысли прямо перед этим пришли в голову ему самому… (См. Идея Раскольникова о праве сильной личностиТеория РаскольниковаКрушение теории РаскольниковаВ чём ошибочность теории Раскольникова?)

…Почти весь следующий день после встречи с Лизаветой на Сенной он проспал, а, пробудившись, увидел, что уже вечер. В возбуждении он вскочил в постели, пришил к одежде изнутри петлю, чтобы незаметно нести топор, смастерил из двух деревяшек «заклад», завернул его в бумагу и перевязал шнурком.

Был уже седьмой час. Родион выбежал на улицу. Топор он незаметно своровал внизу, в открытой каморке дворника. По пути к дому процентщицы он, чувствовал, как будто его ведут к эшафоту. На его звонок вначале ответа не было, но потом за дверью послышался лёгкий шорох, и начали снимать запор.

См. более подробное содержание главы 6 и полный её текст.

 

Глава 7. Войдя в квартиру, Раскольников отдал Алёне Ивановне «заклад». Старуха долго путалась в замысловато намотанном вокруг него шнурке. Когда она в досаде сделала движение повернуться в сторону Родиона, тот вынул из-под одежды топор и несколько раз ударил её по голове. Старуха рухнула на пол. Раскольников вынул у неё из кармана связку ключей и побежал в спальню. Под кроватью он нашёл сундучок с заложенными вещами, открыл его и стал набивать карманы первым, что попадалось под руку. (См. полный текст сцены убийства.)

Сзади вдруг послышался шорох. Раскольников выбежал из спальни и увидел, что над телом сестры стоит вернувшаяся домой Лизавета. Он бросился на неё, ударил по голове топором – и в ужасе заметил, что входная дверь в квартиру оставалась незапертой!

Второе убийство было непредвиденным. Раскольников торопился уходить, но кто-то стал подниматься снизу по подъездной лестнице. Родион едва успел запереть дверь. Неизвестный подошёл к ней, стал настойчиво звонить, дёргать ручку двери и кричать, чтобы старуха открывала. Вскоре подошёл ещё один, по голосу молодой, и заметил, что дверь отстаёт при дёрганьи – значит, она заперта не на замок, а на крючок изнутри! Почему же не открывают?

Оба решили, что дело неладно! Молодой побежал вниз за дворником. Первый вначале остался у двери, но, подождав, тоже спустился к подъезду. Раскольников вышел за ним. Навстречу уже поднимались снизу несколько человек. Родион терял надежду ускользнуть незамеченным, но вдруг заметил, что одна квартира, в которой он, идя к старухе, видел красивших рабочих, сейчас распахнута и пуста. Он скользнул в неё, выждал, когда те, другие, прошли наверх и быстро вышел из дома. На своём дворе он подбросил топор на старое место – и забылся дома на диване в полубреду…

См. более подробное содержание главы 7 и полный её текст.

 

 

Читайте также:

 

Достоевский «Преступление и наказание»: часть 2 – краткое содержание по главам

 

Достоевский «Преступление и наказание»: часть 3 – краткое содержание по главам

 

Достоевский «Преступление и наказание»: часть 4 – краткое содержание по главам

 

Достоевский «Преступление и наказание»: часть 5 – краткое содержание по главам

 

Достоевский «Преступление и наказание»: часть 6 – краткое содержание по главам

 

Достоевский «Преступление и наказание»: эпилог – краткое содержание по главам

 

Достоевский «Преступление и наказание» – краткое содержание всего романа по частям и главам

 

Достоевский «Преступление и наказание» – анализ

 



Раскольников протиснулся сквозь толпу, несколько минут смотрел на пьяного и вдруг коротко и отрывисто захохотал. Через минуту он уже забыл о нем, даже не видал его, хоть и смотрел на него. Он отошел наконец, даже не помня, где он находится; но когда дошел до средины площади, с ним вдруг произошло одно движение, одно ощущение овладело им сразу, захватило его всего — с телом и мыслию.

Он вдруг вспомнил слова Сони: «Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и пред ней согрешил, и скажи всему миру вслух: „Я убийца!“». Он весь задрожал, припомнив это. И до того уже задавила его безвыходная тоска и тревога всего этого времени, но особенно последних часов, что он так и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким-то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего. Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю…

Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю, с наслаждением и счастием. Он встал и поклонился в другой раз.

В то время, когда он, на Сенной, поклонился до земли в другой раз, оборотившись влево, шагах в пятидесяти от себя, он увидел Соню. Она пряталась от него за одним из деревянных бараков, стоявших на площади, стало быть, она сопровождала все его скорбное шествие! Раскольников почувствовал и понял в эту минуту, раз навсегда, что Соня теперь с ним навеки и пойдет за ним хоть на край света, куда бы ему ни вышла судьба. Все сердце его перевернулось… но — вот уж он и дошел до рокового места…

…………….

Раскольников опустился на стул, но не спускал глаз с лица весьма неприятно удивленного Ильи Петровича. Оба с минуту смотрели друг на друга и ждали. Принесли воды.

— Это я … — начал было Раскольников.

— Выпейте воды.

Раскольников отвел рукой воду и тихо, с расстановкой, но внятно проговорил:

— Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором и ограбил.

Илья Петрович раскрыл рот. Со всех сторон сбежались.

Раскольников повторил свое показание. . . . . . . . . . . . 

Презентация  



Роман "Преступление и наказание"
Преступление и наказание
Презентация по литературе "Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание"
На изучение романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" в 10 классе отводится ряд уроков. Данная презентация может стать основой при подготовке к проведению уроков по изучению романа.
Образ Раскольникова в романе Преступление и наказание
Конспект и презентация к уроку литературы «Образ Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
На уроке будут затронуты общечеловеческие вопросы, касающиеся нравственного выбора.
Тест по роману Преступление и наказание
Интерактивный тест по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"
Данный интерактивный тест может быть использован на уроках литературы в 10 классе после изучения романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" как итоговый.
Правда Сони Мармеладовой
Конспект и презентация к уроку литературы "Правда Сони Мармеладовой"
На данном уроке определяется, в чем заключается "правда” Сони Мармеладовой, прослеживается, как на протяжении романа меняется взгляд Раскольникова на "преступление” Сони, происходит открытие христианских ценностей Раскольникова.
Петербург Достоевского
Урок-проект "Петербург Достоевского"
Цель: раскрыть образ Петербурга в творчестве русских классиков; подготовить уч-ся к восприятию романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Тема гордости, покаяния и смирения
"Обрести душу..." Тема гордости, покаяния и смирения в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Анализ эпизодов проходит в дискуссионном пространстве урока и в тесном контакте с произведением. Уроки в разных классах по данному алгоритму получаются не просто разными, но и полярными в выводах.
Презентация Двойники и антиподы Раскольникова
Презентация "Двойники" и антиподы Раскольникова" по роману "Преступление и наказание"
Кто, по вашему мнению, относится к двойникам, а кто к антиподам Раскольникова?
Петербург Ф.М. Достоевского
Конспект и презентация к уроку литературы."Петербург Ф.М. Достоевского"
Разработка урока по теме "Петербург Ф.М. Достоевского" в системе уроков по роману "Преступление и наказание".
Образ Сони Мармеладовой
"Преступление и наказание" (Образ Сони Мармеладовой)
Расскажите историю Сони Мармеладовой. В чем же «правда» Сони? По каким принципам она живет? Во имя чего «преступила» героиня?
Рабочая тетрадь по роману Ф.М.Достоевского
Рабочая тетрадь по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
На титульном листе рабочих тетрадей определены основные виды работы: выписываем цитаты, наблюдаем за текстом, учимся понимать автора, комментируем прочитанное, сопоставляем с изученным ранее.
Тест Преступление и наказание
Тесты к уроку литературы по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"
В романе очень много действующих лиц. Мы детально изучаем каждого из них. Поэтому вопросы в тесте связаны в основном с внешними данными героев, их характерами.
Биография и творчество Ф.М. Достоевского
Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского
Презентация по литературе "Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского"
Предлагаю презентацию, в которой рассматриваются основные этапы жизненного и творческого пути русского писателя Ф.М.Достоевского.
Ф.М. Достоевский. Страницы жизни и творчества
Презентация к уроку литературы "Ф.М. Достоевский. Страницы жизни и творчества"
В презентации представлен материал, иллюстрирующий основные этапы жизни и творчества выдающегося русского писателя, философа, общественного деятеля; используются цитаты из писем, высказываний.
Жизненный путь Федора Михайловича Достоевского
Конспект и презентация к уроку литературы "Больная совесть наша"(Жизненный путь Федора Михайловича Достоевского)
Цель данного урока: проследить эволюцию мировоззрения писателя, понять причины произошедших изменений, показать. как изменение мировоззрения способствовало формированию новых черт личности.
Ф.М.Достоевский. Жизненный и творческий путь.
Конспект и презентация к уроку литературы "Ф.М.Достоевский. Жизненный и творческий путь."
Предложенный урок является вводным при изучении творчества Ф. М. Достоевского. На уроке ребята не только слушают рассказ учителя о писателе, но и сами знакомят одноклассников с творчеством Достоевского.
Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского
Презентация "Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского"
На презентации размещена лекция для учащихся. В начале урока детям предлагается в качестве мотивации заполнить таблицу по технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Достоевский и Омск
Презентация к уроку литературы "Достоевский и Омск"
Презентация используется на уроках литературы при изучении творчества Ф.М.Достоевского. Состоит из 22 слайдов, включающих материал об участии писателя в кружке Петрашевского и ссылке в Сибирь.
По творчеству Ф.М. Достоевского
Тест к уроку литературы в 10 классе "По творчеству Ф.М. Достоевского"
Данный тест предназначен для проверки знаний учащихся 10 класса по творчеству Ф.М. Достоевского. Тест состоит из 30 вопросов, к каждому из которых даны ответы.
Другие произведения Ф.М. Достоевского
Роман Достоевского Идиот
Семантическая структура "идиот" в романе Ф. М. Достоевского "Идиот"
Из всех направлений нынешнего философствования особую актуальность приобрели семантика и герменевтика. Исходный пункт той и другой - языковая форма выражения нашего мышления.
Бедные люди
Урок по роману Ф.М.Достоевского "Бедные люди"
Да, появился, новый роман – социальный роман: 1) целостное произведение в жанре романа; 2) В чём же его социальность?
Белые ночи
Конспект и презентация к уроку литературы "Тип петербургского мечтателя" (Белые ночи)
Тема одиночества человека» в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи»
Святочные рассказы
Урок внеклассного чтения в 6 классе "Святочные рассказы"
Разработка урока внеклассного чтения по рассказу Ф.М.Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке" и рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор".



Раскольников
Это — любящая семья, атмосфера доверия и дружбы. Первый сон Раскольникова как отражение его состояния, впечатлений детской души.
«Бедный мальчик уже не помнит себя. С криком пробивается он сквозь толпу к савраске,охватывает ее мертвую, окровавленную морду, целует ее в глаза, в губы… Потом вдруг вскакивает и в исступлении бросается с своими кулачонками на Миколку».
Доброта и жалость к униженным и оскорбленным как характерная черта героя. Идея протеста и борьбы.
Герой — студент юридического факультета.
Это принципиально для писателя, так как именно юристы занимаются законностью этого мира. Тем не менее, он вынужден сам зарабатывать себе на пропитание и на оплату учебы (частные уроки, переводы, статьи), материально его поддерживает семья (мать и сестра), т.е. судьба  главного персонажа романа типична для разночинца.
Доброта и благородство — черты, которые особо выделяет писатель в своем герое.
(Раскольников отдает деньги семье Мармеладова, спасает от преследования пьяную девочку на бульваре, одна из причин, по которой он убивает старуху-процентщицу — помочь матери и сестре, которая решается выйти замуж за Лужина, чтобы материально помогать брату).
Теория Раскольникова
Главное в романе — теория героя и его отношение к ней, а также других персонажей и автора:
  • содержание теории: разделение всех людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих», т.е. на сильных личностей, которым многое позволено, даже «переступить через кровь», и толпу, которой не позволено ничего;
  •  причины, побудившие Родиона сделать «пробу» (по словам самого героя): помочь семье, избавить Дунечку от унизительного брака с Лужиным, убить никчемную старуху и на ее деньги помочь многим бедным талантливым людям выбраться из нищеты, проверить себя;
  •  события, подталкивающие героя к преступлению: разговор студента с офицером, исповедь Мармеладова, судьба пьяной девочки на бульваре, утопленница, собственное бедственное положение (задавленность бедностью), обстановка нищеты, Петербург Достоевского;
  •  преступление, влекущее за собой другое преступление (убийство по-детски беззащитной Лизаветы вслед за убийством Алены Ивановны):
  •  несоответствие теории душе героя (композиция романа — большая часть о наказании, а не о преступлении): Раскольников не воспользовался деньгами, взятыми у старухи, он испытывает тяжкие душевные муки
«Знаешь, Соня… если б я зарезал из-за того, что голоден был, то я бы теперь счастлив был! Знай ты это!»,
он чувствует себя отрезанным от всего мира
  •  выход для человека, ввергнувшего себя в ад теории, по мнению писателя, — в покаянии, но покаянии не формальном (покаяние Раскольникова на площади, не признание у следователя), а внутреннем (приходящем к герою на каторге).
Система образов романа как отражение теории Раскольникова
  •  образы униженных и оскорбленных, подтверждающие несправедливость этого мира (Мармеладов, Катерина Ивановна);
  •  образы-двойники (Свидригайлов, Лужин), люди, не декларирующие теории, но практически живущие, руководствуясь теорией «все дозволено»;
  •  образы, опровергающие теорию Раскольникова ( Дунечка, Разумихин, Порфирий Петрович, Мармеладова).
Значение Сони Мармеладовой для героя
  • близость судьбы Сони и Родиона  (оба преступили черту — убийца и блудница),
  •  противостояние этих судеб (Раскольников, убив старуху и Лизавету, «убил себя», Соня, став проституткой, сохранила душу, в основе ее падения — жертвенность, в основе преступления героя — гордыня);
  •  роль Сони в покаянии Родиона (судьба героини, ее отношение к жизни, ее диалоги с Раскольниковым помогают герою заново увидеть мир, понять, что в нем нет кардинального разделения только на две категории, подвигают героя к раскаянию и покаянию).
Отношение автора к герою.
Оно определяется отношением к его античеловечной теории. Все построение романа ведет читателя к мысли, что человек, подчиняющий себя теории, обречен на падение в ад, выходом же из ада может быть только покаяние.
Средства раскрытия характеров в романе «Преступление и наказание»
  • портрет
«Он был до того худо одет, что иной, даже и приличный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу»;
  • поступки (помощь другим людям, убийство);
  • описание психического состояния героя (болезнь Родиона, ощущение «отрезанности от всего мира», нелогичность поступков);
  • сны Раскольникова — отражение его внутренней жизни. Роль последнего сна — последнее, что пробуждает героя к жизни, т.к. аллегорически показывает, к чему может привести теория.
  •  монологи и диалоги персонажа.
  •  отношения с другими персонажами.
Интерес Достоевского к социальным процессам, происходящим в России. Провидение писателя: губительность теории, которая овладевает человеком, подчиняет его себе, лишает его человечности.
Образ Раскольникова — прообраз «антигероев» ХХ века — террористов, фашистов, коммунистов — людей, которые подчиняют себя теории и считают для себя возможным решать судьбы людей и всего человечества.
Дальше по этой теме http://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/obraz-rodiona-raskolnikova-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanieь











Комментариев нет:

Отправить комментарий