Современный человек утрачивает способность читать романы
С глобализацией всемирной сети у людей стал формироваться «цифровой мозг», о чём предостерегают специалисты. В центральной нервной системе головного мозга создаются новые цепи нейронов, которые отвечают за чтение информации в Интернете «по диагонали», пишет издание The Washington Post. В своей статье журналист Майкл С.Розенуолд поясняет, что этот альтернативный способ сейчас конкурирует с традиционно сложившимися за долгие тысячелетия механизмами вдумчивого прочтения
«На протяжении рабочего дня мы привыкаем к поверхностному чтению, что сказывается в дальнейшем, когда нам нужно внимательнее и более глубоко обработать прочитанное», - рассказывает один из ведущих экспертов в мире по механизмам чтения, когнитивный нейролог из американского исследовательского Университета Тафтса Марианн Вулф.
Важно знать, чем отличается чтение на бумаге и в сети. По некоторым сведениям, информация на бумаге усваивается легче. Также звучат опасения, что у детей, легко справляющихся с электронными девайсами, снижается развитие навыков вдумчивого чтения.
«Мозг человека на протяжении всей жизни остаётся пластичным. Он способен к постоянной адаптации», - говорит американский специалист. Вульф в прошлом году обнаружила, что её головной мозг не так адаптировался, как бы она того хотела.
За просмотром сотен электронных писем в Интернете эксперт просидела целый день, а вечером она попыталась почитать книгу Германа Гессе «Игру в бисер» и к своему удивлению осознала, что ей не удаётся сконцентрироваться на чтении. «Пробраться через первую напечатанную страницу стало лишь простой пыткой. У меня никак не удавалось заставить себя читать медленно и вдумчиво. Всё время перепрыгивала через строчки, выискивала ключевые слова, мои глаза обращали внимание на те выражения, которые в ускоренном темпе позволяли собрать максимум необходимой информации. Я себя возненавидела за это», - делится своими впечатлениями Вулф.
«Изначально головной мозг человека не предназначался для чтения, - рассказывает автор. – Однако со временем, как появилась письменность, он адаптировался и к этой задаче. И вот появилась всемирная сеть, и чтение из преимущественно линейного постепенно переросло в чтение «по диагонали».
В Интернете принцип подачи информации совсем иной, чем в печатных изданиях. «В сети идёт огромный поток данных, включая гиперссылки, видеозаписи и интерактивные элементы, - всё это рядом с текстом. Поэтому наш мозг старается отыскать «короткие пути», просматривая страницы по диагонали, вычленяя ключевые слова, быстро прокручивая сверху вниз опубликованный текст. Это нелинейное чтение», - пишется в статье.
По мнению учёных, нелинейный способ чтения у многих людей стал вторгаться и в другие сферы деятельности. Как поясняет журналист из Техасского университета Эндрю Диллон, человек садится почитать роман, но начинает использовать свои глубоко въевшиеся «привычки кликать, перепрыгивать и ходить по ссылкам». «Человечество вступило в новую эпоху информационного поведения, и теперь остаётся лишь наблюдать за её последствиями», - добавил он.
Брэндон Эмброз, финансовый аналитик, рассказывает, что при прочтении романа упустил из виду ряд важных сюжетных узлов, и пришёл к выводу, что просеивал текст в поисках определённых моментов, наподобие того, как в процессе работы выискивает ключевые факты. «Такое ощущение, что люди больше не могут читать романы», - сетует Эмброз.
«В книгах мне очень трудно читать сложноподчинённые длинные предложения, к примеру, таких авторов, как Марсель Пруст, Джордж Элиот и т.д., - рассказывает Рамеш Куруп. – Фразы в сети
обычно короче и проще, а вся дополнительная информация, как правило, содержится в гиперссылках».
Эксперт Вулф подтверждает, что большинство современных американских студентов не могут читать классические произведения XIX-XX столетий – «то ли они не хотят и им просто не интересно, либо причина заключается в том, что они не могут воспринимать текст со сложным построением фраз и синтаксисом».
«Современные люди утрачивают способность восприятия сложного синтаксиса, а ведь это возможность отражения наших запутанных мыслей. Полагаю, мы придём к тому, что не сможем читать сложную прозу и выражать сложные мысли», - выказывает свои опасения учёный.
В Израиле два года тому назад исследователи провели эксперимент, во время которого студентам инженерного факультета необходимо было прочесть один и тот же отрывок текста на бумаге и на мониторе. Изначально студенты полагали, что информацию с экрана они усваивают лучше, но оказалось, что понимание и изучение бумажного текста идёт легче, сообщает ресурс.
Впрочем, оба способа чтения, как отмечают учёные, имеют свои плюсы, и в потенциале человеческий мозг может освоить оба.
Эксперты советуют учить детей одновременно и «медленному, внимательному чтению» книг в печатной версии и постепенно погружать их в мир электронной информации. Вульф по сей день неустанно тренирует свой мозг и с радостью сообщила, что все-таки прочитала «Игру в бисер», на что потратила около двух недель, и, в конце концов, смогла «получить удовольствие от прочтения книги и более-менее выздороветь».
Важно знать, чем отличается чтение на бумаге и в сети. По некоторым сведениям, информация на бумаге усваивается легче. Также звучат опасения, что у детей, легко справляющихся с электронными девайсами, снижается развитие навыков вдумчивого чтения.
«Мозг человека на протяжении всей жизни остаётся пластичным. Он способен к постоянной адаптации», - говорит американский специалист. Вульф в прошлом году обнаружила, что её головной мозг не так адаптировался, как бы она того хотела.
За просмотром сотен электронных писем в Интернете эксперт просидела целый день, а вечером она попыталась почитать книгу Германа Гессе «Игру в бисер» и к своему удивлению осознала, что ей не удаётся сконцентрироваться на чтении. «Пробраться через первую напечатанную страницу стало лишь простой пыткой. У меня никак не удавалось заставить себя читать медленно и вдумчиво. Всё время перепрыгивала через строчки, выискивала ключевые слова, мои глаза обращали внимание на те выражения, которые в ускоренном темпе позволяли собрать максимум необходимой информации. Я себя возненавидела за это», - делится своими впечатлениями Вулф.
«Изначально головной мозг человека не предназначался для чтения, - рассказывает автор. – Однако со временем, как появилась письменность, он адаптировался и к этой задаче. И вот появилась всемирная сеть, и чтение из преимущественно линейного постепенно переросло в чтение «по диагонали».
В Интернете принцип подачи информации совсем иной, чем в печатных изданиях. «В сети идёт огромный поток данных, включая гиперссылки, видеозаписи и интерактивные элементы, - всё это рядом с текстом. Поэтому наш мозг старается отыскать «короткие пути», просматривая страницы по диагонали, вычленяя ключевые слова, быстро прокручивая сверху вниз опубликованный текст. Это нелинейное чтение», - пишется в статье.
По мнению учёных, нелинейный способ чтения у многих людей стал вторгаться и в другие сферы деятельности. Как поясняет журналист из Техасского университета Эндрю Диллон, человек садится почитать роман, но начинает использовать свои глубоко въевшиеся «привычки кликать, перепрыгивать и ходить по ссылкам». «Человечество вступило в новую эпоху информационного поведения, и теперь остаётся лишь наблюдать за её последствиями», - добавил он.
Брэндон Эмброз, финансовый аналитик, рассказывает, что при прочтении романа упустил из виду ряд важных сюжетных узлов, и пришёл к выводу, что просеивал текст в поисках определённых моментов, наподобие того, как в процессе работы выискивает ключевые факты. «Такое ощущение, что люди больше не могут читать романы», - сетует Эмброз.
«В книгах мне очень трудно читать сложноподчинённые длинные предложения, к примеру, таких авторов, как Марсель Пруст, Джордж Элиот и т.д., - рассказывает Рамеш Куруп. – Фразы в сети
обычно короче и проще, а вся дополнительная информация, как правило, содержится в гиперссылках».
Эксперт Вулф подтверждает, что большинство современных американских студентов не могут читать классические произведения XIX-XX столетий – «то ли они не хотят и им просто не интересно, либо причина заключается в том, что они не могут воспринимать текст со сложным построением фраз и синтаксисом».
«Современные люди утрачивают способность восприятия сложного синтаксиса, а ведь это возможность отражения наших запутанных мыслей. Полагаю, мы придём к тому, что не сможем читать сложную прозу и выражать сложные мысли», - выказывает свои опасения учёный.
В Израиле два года тому назад исследователи провели эксперимент, во время которого студентам инженерного факультета необходимо было прочесть один и тот же отрывок текста на бумаге и на мониторе. Изначально студенты полагали, что информацию с экрана они усваивают лучше, но оказалось, что понимание и изучение бумажного текста идёт легче, сообщает ресурс.
Впрочем, оба способа чтения, как отмечают учёные, имеют свои плюсы, и в потенциале человеческий мозг может освоить оба.
Эксперты советуют учить детей одновременно и «медленному, внимательному чтению» книг в печатной версии и постепенно погружать их в мир электронной информации. Вульф по сей день неустанно тренирует свой мозг и с радостью сообщила, что все-таки прочитала «Игру в бисер», на что потратила около двух недель, и, в конце концов, смогла «получить удовольствие от прочтения книги и более-менее выздороветь».
Кирилл ХАБИНОК
Комментариев нет:
Отправить комментарий