Все о жанрах литературы. Лидия Гинзбург. О литературном герое
Субъектная организация повествования:
Повествование может быть:
| |
Личное:
· От лица лирического героя (исповедь)
· От лица героя-рассказчика
|
Безличное:
· От лица повествователя
|
Персонажи:
Главные
Второстепенные
Эпизодические
Собственно действующие лица
Упоминаемые (эпос, лирика)
Внесценические (драма)
Портрет
ПОРТРЕТ - ОПИСАНИЕ
|
ПОРТРЕТ-СРАВНЕНИЕ
|
ПОРТРЕТ-ВПЕЧАТЛЕНИЕ
|
Описание опирается на физиологию, а не психологию личности. Перечень портретных деталей
|
С другими персонажами; литературным стереотипом; с явлениями или предметами
|
Воплощает внутренний мир во внешнем облике:«Лицо его как будто дверью прищемлено…»А. Чехов
|
Краткий, с минимумом деталей
|
Подробный, обильно детализируемый
|
Лаконичность, приводящая к возрастанию роли художественной детали
|
Обилие подробностей, нередко избыточное
|
Статический
|
Динамический
|
Единовременно дает подробное, исчерпывающее представление о внешнем облике персонажа
Плюшкин – «Мертвые души» Н. Гоголя
|
Детали внешнего облика персонажа «накапливаются» на протяжении всего произведения
Наташа – «Война и мир» Л. Толстого
|
Описание неизменных статических деталей
|
Описание внешности в динамике
|
Цвет волос, глаз, черты лица, фигура
|
Улыбка, смех, жесты, мимика, походка, плач, выражение лица
|
Примерный план характеристики
художественного образа-персонажа
I. Место персонажа в системе образов произведения.
II. Характеристика персонажа как определенного социального типа:
1. Социальное и материальное положение.
2. Внешний облик.
3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек:
· характер деятельности и основных жизненных устремлений;
· влияние на людей (основная сфера, виды и типы воздействия).
4. Область чувств:
· тип отношения к окружающим;
· особенности внутренних переживаний
5. Авторское отношение к персонажу
6. Какие черты личности героя выявляются в произведении:
· с помощью портрета;
· в авторской характеристике;
· через характеристику других действующих лиц;
· с помощью предыстории или биографии;
· через цепь поступков;
· в речевой характеристике;
· через «соседство» с другими персонажами;
· через окружающую обстановку.
III. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.
Из истории фольклорных персонажей
Баба - Яга - ведунья, самая старая женщина рода, хранительница знаний, это потом уже в христианские времена она превратилась в злую старуху.
ОтветитьУдалитьБольшое спасибо! Очень интересно!
ОтветитьУдалитьЧудесный блог! Поздравляю с победой в городском конкурсе!
ОтветитьУдалить