1. Топы (от греч. topos – место), или общие места (калька с греч. koinoi topoi и лат. loci communes), – смысловые модели, отражающие специфику мыслительной деятельности человека, и необходимые для развития той или иной темы.(смотри далее)
2. Определение, содержание и структура риторики как науки. (смотри далее) Собрание материала о риторике. Источник.
"Местами" они были названы, вероятно, потому что в сознании ритора каждое подразделение темы в речевом произведении имело свое положение, т.е. место, позицию. Потому и модель, по которой можно было изобрести новую идею, новое "место" в речи, получила наименование "место" (топос, или топ, ср. совр. англ. topic – тема речи). "Общими" же эти смысловые модели были названы на основании их обобщающей, "модельной" природы.
2. Определение, содержание и структура риторики как науки. (смотри далее) Собрание материала о риторике. Источник.
"Местами" они были названы, вероятно, потому что в сознании ритора каждое подразделение темы в речевом произведении имело свое положение, т.е. место, позицию. Потому и модель, по которой можно было изобрести новую идею, новое "место" в речи, получила наименование "место" (топос, или топ, ср. совр. англ. topic – тема речи). "Общими" же эти смысловые модели были названы на основании их обобщающей, "модельной" природы.
Впервые наиболее полно сущность и виды топосов были описаны Аристотелем в "Топике" и "Риторике". В разные периоды развития риторики ее теоретики (Аристотель, Цицерон, М.В. Ломоносов) предлагали свой набор смысловых моделей, с помощью которых можно создать конкретное речевое произведение. Аристотель представил в своей "Риторике" около сорока общих мест, из которых 28 "надежных" топов и 10 "ненадежных". Смысловые модели Аристотель связывал с обучением искусству аргументации: каждый топ мог использоваться не только для изобретения содержания речи, но и для доказательства, т. е. в качестве аргумента. У Цицерона в трактате "Топика" находим 16 основных топов, которые автор, как и Аристотель, рассматривал как виды доказательства.
М.В. Ломоносов тоже предлагал 16 общих мест, призванных "расплодить" простые идеи, умножить их, превратить в "сложенные": 1) род и вид; 2) целое и части; 3) свойства материальные; 4) свойства жизненные; 5) имя; 6) действия и страдания; 7) место; 8) время; 9) происхождение; 10) причина; 11) предыдущее и последующее; 12) признаки; 13) обстоятельства; 14) подобия; 15) противные и несходные вещи; 16) уравнения. В "Общей риторике" Н.Ф. Кошанского представлено еще больше топов-моделей – 24 [с. 149 – 150; 295 – 302].
Современная риторика, обобщив опыт авторитетных предшественников, пришла к выводу, что для создания любого речевого произведения достаточно девяти смысловых моделей: "род – вид", "определение", "целое – части", "свойства", "сопоставление", "причина и следствие", "обстоятельства", "примеры и свидетельства", "имя".
‹ Задания на продуцирование речи
Элокуция – это этап словесного оформления речи. Важен отбор слов и словосочетаний; смысловой, семантический, стилистический, звуковой отбор слов. Здесь же осуществляется выбор тропов и фигур речи (образные средства для выражения смысла речи – «цветы красноречия»).
Топ, род и вид отражают универсальный закон речи или мышления, умение рассуждать, от общего к частному – дедукция, от частного к общему – индукция.
Смысловая модель: Определение
Структура нестрогой (свободной) хрии.
Определение, содержание и структура риторики как науки.
1. О термине «риторика».
2. Место риторики в системе языкового образования.
3. Основные категории риторики.
4. Объект и предмет риторики как науки.
5. Структура риторики: общее, частное, тематика риторики; теоретическая и прикладная риторика.
6. Основные законы риторики.
7. Основные правила риторики.
В системе языкового образования риторика следит за грамматикой. Вначале изучают грамматику, затем переходят к риторике. Между грамматикой и риторикой имеется существенное методологическое различие. Грамматика или лингвистика, предполагает, что все люди, используя тот или иной язык, должны знать его единство. Риторика предполагает обратный тезис: каждый создатель речи должен быть индивидуален, не похожим на других, сообщать нечто новое, отсюда основное требование риторики: запрет на отсутствие новизны в сообщении.
Гр. и риторика связываются через стилистику. Стилистика предполагается как правильность речи, так и ее привлекательность. Как любая наука, риторика опирается на основные категории, которые могут быть представлены двумя схемами:
- Схема Квинтилиана:1) Изобретение;2) Расположение;3) Исполнение;
Эта схема есть методика подготовки устной речи и ее произношения. Данная схема безразлична к содержанию речи.
- Схема Аристотеля:1) Этос;2) Пафос;3) Логос.
Затрагивается действительность, речь превращается в процесс общественной жизни.
Опр.: под эпосом античная традиция понимает условия и соглашения, на основе которых ритору дозволена действительность. Эти условия предлагает получатель речи создателю речи. Эти условия касаются времени, действия, сроков, предвидения речи, темпы речи.
Опр.: под пафосом понимается замысел речи, то есть пафос предполагает внесение новизны в речь, то есть то, для чего строится речь.
Опр.: под логосом понимают словесное наполнение речи, то есть воплощение замыслов в слове, то есть эмоции.
Опр.: под эпосом античная традиция понимает условия и соглашения, на основе которых ритору дозволена действительность. Эти условия предлагает получатель речи создателю речи. Эти условия касаются времени, действия, сроков, предвидения речи, темпы речи.
Опр.: под пафосом понимается замысел речи, то есть пафос предполагает внесение новизны в речь, то есть то, для чего строится речь.
Опр.: под логосом понимают словесное наполнение речи, то есть воплощение замыслов в слове, то есть эмоции.
Эффективность речи
Чтобы речь была эффективной, она должна обладать свойствами новизны, уместности и правильности.
Социальная стагнация – деградация речи.
Объектом исследования современной риторики является не только устная речь, а все виды речи. Данные виды речи риторика заимствует из стилистики, а главной частью стилистики является теория словесности.
Словесность.
Структура риторики
Риторика подразделяется на общую, частную, тематическую. Она изучает этос, пафос, логос. Исследует какой-то один вид речи в сочетании со стилистикой этого вида речи (частная словесность).
Тематическая риторика исследует правила комбинирования видов словесности вокруг одной темы (для Америки).
Кроме этого существует деление риторики на теоретическую и прикладную.
Теоретическая – дедуктивным способом исследует законы речи, которые затем верифицируются фактами истории и риторической практики.
Практическая – исследует правило пользы речи, которое апробируется на практике и обусловлены случаями успешной или безуспешной речи.
Законы риторики.
Пр.1. Если диалог ведется в одном виде словесности, и тема обсуждается большим количеством лиц и длительное время, то происходитопустошение речи (энтропия).
Пр. 2. Если диалог ведется в разных видах словесности, и тема варьируется, то возникает обогащение содержания.
Пр.3. Слои смысла в метологич. высказывании имеют определенный порядок – образ автора, общее содержание речи, образное содержание речи, эмоциональное содержание речи, логическое содержание, композиционное, то стилистически содержание невозможно построить речь с другой структурой содержания.
Правило гемилектики
Полное понимание текста возможно лишь тогда, когда речь ведется от образа автора, либо наоборот.
Правило риторики
Правило риторики – индивидуальное использование законов риторики, в зависимости от цели говорящего.
1) Диалектика – когда основная цель речи – поиск истины (Сократ).
2) Эристика – утверждение своей позиции в обществе независимо от истины.
3) Софистика – цель речи – утверждение своей позиции или выгодной, удобной точки зрения, которая не содержит истины, но с применением правил диалектики.
Оратория
Риторический анализ и риторический эскиз речи
1. Риторический канон и современное красноречие. Этапы классического риторического канона.
2. «Общее место» (Топ – как смысловой глагол). Топика.
3. Смысловая схема речи. Как размножаются идеи.
4. Классический образец речи – рассуждение (хрия). Структура строгой хрии.
5. Особенности структуры хрии и ее использования.
Риторический анализ – позволяет понять как устроена готовая речь, то есть проследить путь от мысли к слову. Для этого используется такое понятие как риторический канон.
Этапы классического риторического канона:
1. Инвенция – изобретение (найти что сказать).
2. Диспозиция – расположение изобретения.
3. Элокуция – словесное оформление мысли.
4. Меморио – запоминание.
5. Actio hypocrisis – произнесение (исполнение) речи.
Инвенция предполагает осмысление речи, подразделение ее на ряд подтем. То есть на первом этапе (инвенции) фиксируется все богатство, наличие идей. Для этого существуют так называемые «общие места» (топы – смысловые модели развития речи).
Топ
– система понятий, предполагающих способы мыслей о любой речи.
Диспозиция предполагает перегруппировку идей и их построение в том порядке, в каком они бы выполнили главную задачу речи. В виду линейности речи выделяется следующая структура:
1) введение;
2) предложение;
3) повествование;
4) подтверждение;
5) опровержение;
6) заключение.
Actio hypocrisis – произнесение речи на публике предполагает умение пользоваться навыками и техникой речи (голос, интонация, жесты, мимика).
Инвенция.
Инвенция – поиск идей, содержания, смысла будущей речи.
По Ломоносову идеи подразделяются на простые и сложные по структуре.
Для того, чтобы развить идею испол. смысловой модели « топы « «общие места»: род, вид, часть, целое, определение, сходства, различия, причина, следствие, сравнение.
Совокупность «общих мест» - топика – отражает общие законы мышления или смысловой модели, по которой любой ритор или оратор творит речь. Топика позволяет без напряжения разработать любую идею.
Смысловая модель: Род, вид
Предмет речи очень просто можно определить через блиайшие родовые и видовые отличия.
В классической риторической традиции определение (дефиниция, экспликация) речи следует за вступлением.
I способ – подвести под общее понятие.
II способ – определить предмет речи через противопоставление.
III способ – используя метонимию – через смежность предмета.
IV способ – через последовательное перечисление свойств.
Троп: целое, часть.
Используется для определения:
1) Предмет речи рассматривается как часть целого и рассказывается об этом в целом;
2) Рассматриваются элементы (части) предметов речи и говорят о них в отдельности - анализ; и вновь возвращаются к целому на новом познавательном уровне – синтез.
I. Выделяются или перечисляются только те части предмета, которые функционально значимы.
II. Самые заметные признаки и свойства.
Второй этап классического риторического канона – диспозиция.
Диспозиция (по Ломоносову) – расположение идей в пристойном порядке.
Риторический канон в расположении идей речи отражают европейскую культуру слова. Современные рекомендации, опираясь на традиции, ничего не навязывают оратору, а лишь предлагают определенные образцы.
Рекомендации старых риторик:
По Ломоносову порядок расположения топов следующий:
1) описание неодушевленных предметов:
- дается определение предмета, используется смысловая модель Род-вид;
- смысловая модель целое-частное;
- внешние свойства (форма, материал);
- место, где встречается данный предмет;
- функции предмета;
- свидетельства (ссылка на цитаты, что говорят об этом предмете другие авторы);
2) схема описания одушевленных предметов (животных):
- определение, использование, топ, род, вид;
- свойства, внешний вид;
- действия, образ жизни;
- свойства внутренние: характер, нрав;
- польза;
3) требования при описании технического предмета (инструкция);
- описание должно быть понятным, полным, точным.
Для того, чтобы описать предмет творчески, описание делится на три части – начало, середина, конец.
Начало:
1) обращение к предмету описания (О мысль! Люди!)
2) сказать о времени дня или года
3) сказать о месте, где предмет находится или встречается.
(описание от общего к частному).
Середина:
1) если предмет бездействует (озеро, поляна), описываются перемены в нем происходящие в зависимости от внешних условий (время, погода)
2) неодушевленные физические предметы, которые состоят из частей – описывается каждая часть
3) нравственный предмет (совесть, благородство) – обращаются к топу, вид, род, разновидность, подобие, противоположность.
4) действующее лицо (киноактер) – описываются свойства. Существуют правила расположения середины, концовки: а) самое интересное в предмете располагается ближе к концу описания; б) избегать излишней детализации (брать самое существенное, главное); избегать повторов.
Конец:
1) эмоционально обратиться к предмету речи, выразить свои чувства, пожелания;
3) выразить нравственную идею, моральную мысль.
Как рассказывать истории
Существуют различные стратегии ведения рассказа (образец: Дубыч, Довлатов).
Рекомендации:
1. Начало повествования:
а) обращение к адресату;
б) общая мысль рассказа, повествования (заложение интереса);
в) дается общепринятая истина, высказанная в афористической форме;
г) место, время действия, лицо.
2. Середина повествования:
а) следовать естественному ходу событий, продвигаясь к кульминации.
3. Конец повествования:
а) развязка истории, вывод, при этом рассказывая историю необходимо помнить что, кому, с какой целью рассказывать.
Принципы создания интересного рассказа:
1. Простота, ясность, краткость.
2. Правдоподобие.
3. Постепенное нарастание интереса.
Классический образец речи-рассуждения (хрия).
Хрия
Опр. – слово или рассуждение, которое изъясняет или доказывает какой-либо тезис.
В хрии мы имеем одну мысль (предложение, тезис), которую нужно доказать как справедливую, либо опровергнуть как ложную.
Структура строгой (классической) или прямой хрии.
Строгая хрия требует, чтобы формулировка основного тезиса предшествовала возможным выводам и частным следствиям из этого тезиса: тезис – доказательство.
Структура состоит из 8 частей:
1. Приступ – начало речи с целью привлечения внимания (похвала или описание).
2. Парафразис – разъяснение темы, экспликация.
3. Причина – доказательство тезиса (этот тезис верен, потому что…).
4. Противное – если нет, то…
5. Подобие – сравнение этого явления со смежными областями.
6. Пример.
7. Свидетельство (ссылка на авторитет)
8. Заключение или вывод (свое отношение к теме).
Доказательство – тезис.
Опр. Такой способ рассуждения, когда вначале подбираются частные аргументы, а затем формируется сам тезис, называется индуктивным(сократовским).
Структура состоит из 5 частей:
1. Приступ.
2. Доказательство или аргумент.
3. Связь – посредством искусственной связи или логического мостика адресат подводится к той мысли, в которой его необходимо убедить.
4. Формулировка тезиса (основной мысли).
5. Заключение.
Д/З: Используя структуру обратной хрии написать обращение, листовку, рекламу.
3 Этап классического риторического канона – эллокуция.
Опр. Эллокуция предполагает правильный выбор языков и речевых средств в соответствии с определенной речевой ситуацией с тем, чтобы создать гармонию дискуса.
Гармония дискуса достигается за счет использования тропов и фигур речи.
Троп
Опр. – это оборот речи, употребление слова или выражения в переносном значении. При этом у говорящего и адресата образуется два смысла: прямой и переносный.
К тропам относятся: метафора, метонимия, синектоха, катахреза, оксюморон, аллегория и т.д.
Прочитала... Я как тот мольеровский герой, который только что узнал что говорит прозой)))
ОтветитьУдалить