Вводная лекция.
Собрание: консультации, список литературы, ссылки на видеоуроки
- "Разум и чувства", подборка видеоуроков, список
- "Честь и бесчестие", подборка видеоуроков, список
- "Победа и поражение" подборка видеоуроков, список
- "Опыт и ошибки": подборка видеоуроков, список
- "Дружба и вражда": подборка видеоуроков, список
Дорогие друзья.
Предлагаю ВАМ видеорекомендации: https://vk.com/club134145733
Была бы рада видеть Вас в своей группе. Присоединяйтесь.
Направления "Честь и бесчестие", "Разум и чувство"
Собрание: консультации, список литературы, ссылки на видеоуроки
- "Разум и чувства", подборка видеоуроков, список
- "Честь и бесчестие", подборка видеоуроков, список
- "Победа и поражение" ( после 22.11) подборка видеоуроков, список
- "Опыт и ошибки" ( после 29.11) подборка видеоуроков, список
- "Дружба и вражда" ( 6.12) подборка видеоуроков, список
Дополнительно 1) Разум и чувства , доп 2) Честь и бесчестие
Людмила Татьяничева
КОЛЬ СЕРДЦЕ И РАЗУМ ЗАТЕЯЛИ СПОР...
Коль сердце и разум затеяли спор,
Не жди для себя добра.
Любовь отгорит, как ночной костер,
Едва дотянув до утра.
Случается в жизни такая беда...
Не сразу узнать нам дано,
Что сердце и разум
Сильны лишь тогда,
Когда они заодно.
1960 г.
Комментируя направления для итогового сочинения, Н.Д. Солженицына отметила, что предложены они "в виде сопоставления двух полярных, или по крайней мере контрастных, понятий".
запись семинара "Аргументация и вывод (практическое занятие)", 26.09.2016
запись семинара "Логика и композиция сочинения", 19.09.2016
запись семинара "Психологическая подготовка к экзамену и консультация по всем вопросам", 30.11.2015
запись семинара "Анализ сочинений по критериям ФИПИ", 23.11.2015
запись семинара "Подготовка к сочинению по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"", 20.11.2015
запись семинара "Как написать вступление и заключение", 16.11.2015
запись семинара "Тематическое направление ВРЕМЯ", 09.11.2015
запись семинара "Тематическое направление ПУТЬ", 02.11.2015
запись семинара "Тематическое направление ЛЮБОВЬ", 26.10.2015
запись семинара "Подготовка к сочинению по рассказу Бунина "Чистый понедельник"", 24.10.2015
запись семинара "Тематическое направление ДОМ", 19.10.2015
запись семинара "Аргументы для направлений 2016 года из романа М. Булгакова "Белая гвардия"", 12.10.2015
запись семинара "Аргументы для направлений 2016 года из пьесы А. Чехова "Вишнёвый сад"", 05.10.2015
запись семинара "Стилистические ошибки в сочинении. Как их найти и исправить.", 28.09.2015
запись семинара "Логика сочинения. Тезисы и аргументы.", 21.09.2015
запись семинара "Структура сочинения", 14.09.2015 5 презентаций в соответствии с 5-ю направлениями сочинений.
Примерный список и все самое полезное смотрите ниже.
Вебинар по "Капитанской дочке" по всем направлениям
✒Разум и чувство
✒Честь и бесчестие
Готовимся ко второму направлению. В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путём предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных качеств человеческой личности: от верности нравственным правилам и различных форм компромисса с совестью - вплоть до глубокого морального падения личности. Скачать
✒Разум и чувство
И.С.
Тургенев «Отцы и дети»,
И.А.
Бунин «Чистый понедельник»,
А.М.
Горький «Старуха Изергиль»,
Ф.М.
Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот»
Список примерных тем:
1.
Внутренний конфликт: чувства против разума. 2. "Разум дан человеку, чтобы
понять: жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами" (Эрих Мария
Ремарк). 3. "Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни
любви, ни чести" (В.Г.Белинский). 4. "Любовь - это восхитительный
обман, на который человек соглашается по доброй воле" (А.С.Пушкин). 5.
Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть разум, охлаждающий
движения чувств" (М.Пришвин). 6. Одному только разуму, как мудрому
попечителю, должно вверять всю жизнь" (Пифагор). 7. "Разум есть,
несомненно, высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над
страстями" (Н.В.Гоголь). 8. "Разуму не постичь надобностей
сердца" (Люк де Клапье Вовенарг). 9. "Разум и чувства - две силы,
равно нуждающиеся друг в друге" (В.Г.Белинский). 10. "Просвещённый
разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитывать
сердце" (Шиллер). 11. Если допустить, что жизнь человеческая может
управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни" (Л.Н.Толстой).Читатьдалее:
Сочинение по направлению "Разум и чувство" Примеры сочинений Анализ сочинения, проверка по критериям. 22 сентября 2016 Форма итогового сочинения не будет меняться до 2019 года… "Разум и чувство" "Разум и чувства" Направление "Разум и чувства" Материалы к сочинению по направлению "Разум и… Презентация по направлению "Честь и бесчестие"
✒Честь и бесчестие
А.С.
Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»
Джек
Лондон «Белый клык»,
Л.Н.
Толстой «Война и мир»,
В.В.
Быков «Сотников»
Готовимся ко второму направлению. В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путём предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных качеств человеческой личности: от верности нравственным правилам и различных форм компромисса с совестью - вплоть до глубокого морального падения личности. Скачать
Примерный список тем
1.
Жизнь – отечеству. Честь – никому.
2.
Береги платье снову, а честь смолоду (русская пословица).
3.
Честь и достоинство – высшие нравственные ценности человека.
4.
Человека можно убить, но нельзя отнять у него честь.
5.
«Если главное в жизни – не количество прожитых лет, а честь и достоинство, то
какая разница, когда умирать» (Джордж Оруэлл)
6.
«Истинная честь не может терпеть неправду» (Генри Филдинг)
7.
«Нельзя обесчестить того, кто не страшится смерти» (Жан Жак Руссо)
8.
«Моя честь — это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь
— и моей жизни придет конец» (Шекспир).
9.
«Честь нельзя отнять, ее можно потерять» (А.П.Чехов).
10.
«На карту ставится жизнь — более того, много более: честь!» (В.Шиллер)
11.
«Кто теряет честь, сверх того уже ничего потерять не может» (Публилий Сир)
12.
«…Честь — это награда, присуждаемая за добродетель…» (Аристотель)
13.
«Ни тщеславием, ни красотой одежд или коней, ни украшением не добывай чести, но
мужеством и мудростью» (Феофраст)
14.
«Предпочитаю смерть бесчестью» (неизвестный автор)
15.
Ты без богатства век протопчешься на месте,
Но хуже, если есть оно — и нету чести!
(Пьер де Ронсар)
16.
Я всякую беду согласен перенесть,
Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь.
(Пьер Корнель)
17.
«Противоположностью чести является бесчестье, или позор, который заключается в
плохом мнении и презрении других» (Бернард Мандевиль)
18.
«Не покидайте никогда дороги долга и чести — это единственное, в чем мы
почерпаем счастье». (Жорж Луи Леклерк Бюффон)
19.
«Страшнее — чести изменить, Чем быть в отрепьях рваных!» (Роберт Берне)
20.
«Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь» (Артур
Шопенгауэр)
21.
«Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство — сильнее всего»
(Федор Михайлович Достоевский)
22.
«Честь — одна и та же у женщин и мужчин, девушек, замужних женщин, стариков и
старух: «не обманывай», «не воруй», «не пьянствуй»; только из таких правил,
относящихся ко всем людям, слагается кодекс «чести» в правдивом смысле слова»(Николай
Гаврилович Чернышевский)
23.
«Честь — это поэзия долга» (Альфред Виктор де Виньи)
24.
«Если человек утратит любовь к честности, он быстро вовлечется в такое
множество дурных поступков, что приобретет привычку к бесчестным правилам
жизни» (Николай Чернышевский)
25.
«Кто не готов умереть ради собственной чести, тот обретает бесчестье» (Блез
Паскаль)
26.
«Противоположностью чести является бесчестье, или позор, который заключается в
плохом мнении и презрении других» (Бернанд Мандевиль)
27.
«Если у вас нет ничего, то у вас есть ваша честь, если же у вас нет вашей чести
— у вас нет ничего» (Вадим Панов).
28.
«Отец учил меня, что в жизни превыше всего долг и честь. Человек, не умеющий
держать слово, ничем не лучше дикого зверя...» (Центурион)
✒Победа
и поражение
Э.
Хемингуэй «Старик и море»,
Б.Л.
Васильев «В списках не значился»,
Э.М.
Ремарк «На западном фронте без перемен»,
В.П.
Астафьев «Царь-рыба»
Подготовка к третьему направлению. Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, её причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях. Скачать
Джек
Лондон «Мартин Иден»,
А.П.
Чехов «Ионыч»,
М.А.
Шолохов «Тихий Дон»,
Генри
Марш «Не навреди»
✒Дружба
и вражда
М.Ю.
Лермонтов «Герой нашего времени»,
Э.М.
Ремарк «Три товарища»,
Даниель
Дефо «Робинзон Крузо»,
В.А.
Каверин «Два капитана»
Краткий комментарий к открытым
тематическим направлениям
1.
«Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как
двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его
устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в
гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний
конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур
и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между
велением чувства и подсказкой разума.
2.
«Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с
выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или
идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали
внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным
правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого
морального падения личности.
3.
«Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в
разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском,
психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными
событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с
самим собой, ее причинами и результатами. В литературных произведениях нередко
показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в
разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
4.
«Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного
и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене
ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто
заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем
ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об
ошибках непоправимых, трагических.
5.
«Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности
человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными
людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и
последствиях вражды между ними.
Содержание
многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или
неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением
человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать
конфликты или сеющего вражду.
При
составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:
→
соответствие открытым тематическим направлениям;
→ обеспечение надпредметного характера
итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ
конкретного произведения);
→ обеспечение литературоцентричного характера
итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора
литературного материала для аргументации);
→ нацеленность на рассуждение (наличие
проблемы в формулировке);
→
соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на
написание сочинения (3 ч 55 мин.); → ясность, грамотность и разнообразие
формулировок тем сочинений.
Источник: ФИПИ.
Этапы
работы над итоговым сочинением
✒Разум и чувство
1. Внутренний конфликт: чувства против
разума.
2.
"Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя, люди живут
чувствами" (Эрих Мария Ремарк)
3.
"Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни
чести" (В.Г.Белинский)
4.
"Любовь - это восхитительный обман, на который человек соглашается по
доброй воле" (А.С.Пушкин)
5.
Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть разум, охлаждающий
движения чувств" (М.Пришвин)
6.
Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь"
(Пифагор)
7.
"Разум есть, несомненно, высшая способность, но она приобретается не
иначе, как победой над страстями" (Н.В.Гоголь)
8.
"Разуму не постичь надобностей сердца" (Люк де Клапье Вовенарг)
9.
"Разум и чувства - две силы, равно нуждающиеся друг в друге" (В.Г.Белинский)
10.
"Просвещённый разум облагораживает нравственные чувства: голова должна
воспитывать сердце" (Шиллер)
11.
Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то
уничтожится сама возможность жизни" (Л.Н.Толстой)
Итоговое сочинение.
Темы-цитаты и другие материалы для
направления "Дружба и вражда"
Предлагаю для обсуждения подобранные мною материалы к пятому направлению итогового
сочинения – «Дружба и вражда».
«Направление
нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения
взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми
народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
Содержание
многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или
неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением
человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать
конфликты или сеющего вражду».
Попыталась
представить это направление в разных ракурсах. Пока их у меня получилось пять.
Подобрала в соответствии с ними цитаты (высказывания великих, пословицы).
Думаю, что какие-то из них можно представить в качестве названий тем сочинений,
какие-то взять в качестве эпиграфа.
Дружба
– великая сила
Дерево
держится корнями, а человек друзьями.
(Пословица)
Человек
без друзей что сокол без крыльев. (Пословица)
Дни
свои влачить без друга — наигоршая из бед.
Жалости
душа достойна, у которой друга нет. Низами (персидский поэт)
И
дружить уметь нужно
«Нельзя
пожать друг другу руки со сжатыми кулаками». Индира Ганди
«Знать
меру следует во всем, везде. Знать меру надо в дружбе и вражде». Саади
«Надругательство
над дружбой — это с мудростью разлад». Шота Руставели
«Дружба
кончается там, где начинается недоверие». Сенека
Друг
познается в несчастье
«Хороший
друг должен на веселие являться по зову, на бедствие же друга приходить без
зова». Демокрит (древнегреческий философ)
«Не
избегай друга, в беде находящегося». Менандр (древнегреческий драматург,
комедиограф)
«На
вершине величия не забывай, что друг в беде». Фридрих Шиллер (немецкий поэт)
Знал
дружка в радости, не оставляй в горести (пословица).
Порой
меж дружбой и враждой лишь шаг…
И
друзья наши, и враги – собственные наши
творения.
«Расположенье
наше и вражда всегда от нас самих зависят». Бхаса (один из первых
древнеиндийских драматургов, III-IV вв.)
«Непонимание
делает из друзей врагов». Лион Фейхтвангер (немецкий писатель)
Нет
крепче друзей, чем бывшие враги, нет хуже врагов, чем бывшие друзья (народная
мудрость)
«Из
врагов всего опасней враг, прикинувшийся другом». Шота Руставели (грузинский
поэт XII века)
Что
слаще халвы? Дружба после вражды. (Арабская пословица)
«Врагов
можно победить, превратив их в друзей».
Сальвадор Дали (испанский живописец)
«Лучший
способ узнать и уничтожить врага — это стать его другом». Пауло Коэльо
Нетрудно
раскопать топор войны - сложнее раскурить трубку мира (индейская мудрость).
«Кто
стал дружить с тобой для обретенья благ, не друг надёжный твой, а самый
страшный враг». Абу Шукур (персидско-таджикский поэт X века)
«Я
тех людей никак понять не мог, кто омрачает на земле прекрасной жизнь, что
дается всем на малый срок, враждой ненужной, злобою напрасной». Расул Гамзатов
«Трусливый
друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься». Л.Н. Толстой.
Лучше
вода у друга, чем мед у врага. (Русская пословица)
Нахмуренный
друг лучше, чем улыбающийся враг. ( Английская пословица)
«Уроки» врагов
«Не
будь у меня врагов, я не стал бы тем, кем стал. Но, слава богу, врагов
хватало». Сальвадор Дали
«Обожаю
умных врагов». Сальвадор Дали
«Противник,
вскрывающий ваши ошибки, гораздо полезнее, чем друг, скрывающий их». Леонардо
да Винчи
«Все
на свете союзники мне, и я открываю объятья моим врагам, чтобы они укрепляли
меня и возвышали». А. де Сент-Экзюпери.
"Цитадель".
Произведения
для тем данного направления, думаю, каждый сумеет подобрать по своему вкусу.
Первое,
что приходит в голову, естественно, «Война и мир» Л.Н. Толстого – роман, как
говорится, на все случаи жизни.
«Два
капитана» В. Каверина. – Здесь тоже есть и дружба, и вражда.
«Маленький
принц» А.де Сент-Экзюпери.
«Разговор
о друге» А. де Сент-Экзюпери.
«Мститель»
В. Солоухина.
«Повесть
о дружбе и недружбе» Стругацких...
Далее
– небольшая подборка стихов о дружбе и вражде.
Темы, отражающие единство разума и чувств:
1.«Мудрость
– это сочетание знания и чувств». Иван Ефремов
2.«Нравственность
— это разум сердца». Генрих Гейне
3.«Разум
обретает ценность лишь тогда, когда он служит любви». А.де Сент-Экзюпери
4.«Когда
от любви поет сердце, разум должен не подпевать, а дирижировать». Вадим Панов
5.«Сердце
и разум сильны лишь тогда, когда они заодно». Людмила Татьяничева
6.«Просвещенный
разум облагораживает нравственные чувства; голова должна воспитывать
сердце». Фридрих Шиллер
7.«Разум
и страсть — руль и паруса …плывущей по морю души». Джубран Хамиль (ливанский
писатель)
8.«Сердце,
воображение и разум — вот та среда, где зарождается то, что мы называем
культурой». К.Г. Паустовский
9.«Всякое
познание берет начало от разума и исходит от чувств». Франческо Патрици
(итальянский и хорватский философ)
Темы, отражающие противоборство разума и
чувств, составляющее внутренний конфликт личности:
1.Когда
ум с сердцем не в ладу
2.«Коль
сердце и разум затеяли спор, не жди для себя добра». Людмила Татьяничева
3.«Основная
причина совершаемых человеком ошибок кроется в постоянной борьбе чувств с
разумом». Блез Паскаль
Огромен
простор для аргументации суждений, выражающих суть каждой темы. Причем в
большинстве произведений можно найти как
героев, «обладающих разумом сердца», так и тех, чьи «ум с сердцем не в ладу».
Порою один и тот же персонаж оказывается то в той, то в другой ситуации.
Назову лишь несколько таких произведений из
русской и зарубежной литературы: А.С.
Пушкин «Капитанская дочка», И.С. Тургенев «Отцы и дети», Л.Н. Толстой «Война и мир», В.В. Вересаев
"Состязание", А. И. Куприн "Гранатовый браслет", И.А.
Бунин. Рассказы из цикла "Темные аллеи", А.И. Солженицын «Матренин
двор», В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»,
И.Ефремов «Туманность Андромеды», А.де Сент-Экзюпери «Маленький
принц», Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
и др.
Людмила Татьяничева
КОЛЬ СЕРДЦЕ И РАЗУМ ЗАТЕЯЛИ СПОР...
Коль сердце и разум затеяли спор,
Не жди для себя добра.
Любовь отгорит, как ночной костер,
Едва дотянув до утра.
Случается в жизни такая беда...
Не сразу узнать нам дано,
Что сердце и разум
Сильны лишь тогда,
Когда они заодно.
1960 г.
БЕРЕГИТЕ
ДРУЗЕЙ
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.
Может, друг
твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай.
Провинился
друг и повинился -
Ты ему греха
не поминай.
Люди, мы
стареем и ветшаем,
И с теченьем
наших лет и дней
Легче мы своих друзей теряем,
Обретаем их куда трудней.
Если верный
конь, поранив ногу,
Вдруг
споткнулся, а потом опять,
Не вини его -
вини дорогу
И коня не
торопись менять.
Люди, я прошу
вас, ради бога,
Не
стесняйтесь доброты своей.
На земле
друзей не так уж много:
Опасайтесь
потерять друзей.
Я иных
придерживался правил,
В слабости
усматривая зло.
Скольких в
жизни я друзей оставил,
Сколько от
меня друзей ушло.
После было
всякого немало.
И, бывало, на
путях крутых
Как я каялся,
как не хватало
Мне друзей
потерянных моих!
И теперь я
всех вас видеть жажду,
Некогда
любившие меня,
Мною не
прощенные однажды
Или не
простившие меня.
Расул Гамзатов
***
Я врагами богат и друзьями,
Стало быть, и вражда — не беда,
Но беда, что сильна, и криклива,
И смела боевая вражда.
А наивная дружба готова
Мне и денег, и славы желать,
Но робка, щекотлива и любит,
Молча мне сострадая, вздыхать.
И я, право не знаю, что лучше, —
Эта дружба иль эта вражда?
Поневоле, завидуя силе,
Я врагами горжусь иногда.
Яков Полонский
У дружбы есть
свои законы…
У дружбы есть свои законы,
И у вражды есть свой закон, –
Враг может другом стать,
А друг - врагом.
Таков у жизни вечный круг,
Нет злей врага, чем бывший друг.
Генрих Акулов
***
И с другом и с врагом ты должен быть хорош!
Кто по натуре добр, в том злобы не найдешь.
Обидишь друга - наживешь врага ты,
Врага обнимешь - друга обретешь.
Омар Хайям
***
Мой мальчик, нанося обиды,
о чем заботятся враги?
Чтоб ты не выполз недобитый,
на их нарвавшись кулаки.
Мой мальчик, но — верны и строги —
о чем заботятся друзья?
Чтоб не нашел ты к ним дороги,
свои тревоги пронося.
И все-таки, людьми ученый,
еще задолго до седин,
рванешь рубаху обреченно,
едва останешься один.
И вот тогда-то, одинокий,
как в зоне вечной мерзлоты,
поймешь, что все, как ты, двуноги,
и все изранены, как ты.
Булат Окуджава
***
Соперники в искусстве брани,
Не знайте мира меж собой;
Несите мрачной славе дани,
И упивайтеся враждой!
Пусть мир пред вами цепенеет,
Дивяся грозным торжествам.
Никто о вас не пожалеет,
Никто не помешает вам.
А.С. Пушкин
А РАЗВЕ ДРУГА
НАДО ЗВАТЬ
А разве друга надо звать,
Когда темно в пути,
Когда дороги не узнать
И нету сил идти?
Когда беда со всех сторон,
Когда при солнце – ночь,
Да разве не увидит он,
Не ринется помочь?
Ведь он не сможет есть и спать,
Когда такое вдруг!
Но... если друга надо звать, –
То вряд ли это друг...
Валентина
Кошелева
О дружбе и
вражде
Я подумал, - нет на свете друга
Более надёжного, чем тень
Но тень лишь прячется от солнечного круга
Вот грянул гром, и нет её весь день.
***
Когда замок вражды сорвав, с души закрытых врат
Тебе твой друг сказал: «Входи!», сказав при этом:
«Брат»
Увидеть в нём себя сумей, и человеком будь,
Входя в простор его души, снять обувь не забудь.
Мухтар Гусенгаджиев
Темы-цитаты для
направления "Разум и чувства"
Опираясь на
краткий комментарий к первому
направлению для итогового сочинения, попыталась подобрать к нему
темы-цитаты. Приглашаю коллег к их обсуждению, своим ученикам предлагаю выбрать
наиболее близкую душе цитату и попробовать свои силы в изложении мыслей.
"Направление предполагает раздумье о разуме и
чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые
влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены
как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем
внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных
культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед
выбором между велением чувства и подсказкой разума".
Такие понятия, считает Наталья Дмитриевна, "задают как бы две точки, между которыми возникает некоторое напряженное пространство, дающее возможность составить огромное число тем. Контраст, противопоставление... как бы расшевеливают, задевают, вовлекают ученика сделать собственный выбор ... проявить свою позицию и ее аргументированно защищать".
Размышление на тему ДРУЖБА
Еще хочу сказать пару слов на тему. Я, вот, думала, над словами вебинара, и думаю, что нужно углубить позиции. Вот, я думала, а действительно, почему нет друзей у главных героев нашей литературы? Т.е. писатели очень редко берутся за тему Дружбы. Очень мало есть литературных примеров на эту тему. И я стала думать - почему? В общем-то, если так смотреть, то главные герои нашей классической литературы они все люди мыслящие люди, плюс - они эгоисты. Т.е. это одно из другого вытекает: если у тебя есть свое мнение и ты его отстаиваешь, ты ему верен - то ты уже эгоист (на мой взгляд). И я думала, что у этих героев нет друзей, потому что они эгоисты, они не могут быть с кем-то другим, принять не свою точку зрения. Но потом я задала себе вопрос: почему авторы оставляют своих главных героев без друзей? И какой ответ нашла? Они их оставляют для "себя". Если смотреть исследование вебинара, то слова Дружба (корень: друг, другой, равный, равный себе, относится к человеку как к самому себе). Друг - это не одинаковый тебе человек! Так вот, мне почему-то показалось, что сам писатель Друг своему герою. Пушкин - друг Онегину. Лермонтов - друг Печорину. Даже, я думаю, Шолохов - друг Мелехову. И тут, опять же, надо понимать, что такое Дружба. Дружба, это ни когда ты соглашаешься с мнением человека, Дружба, это когда ты говоришь А, Б, а друг скажет - В, Г и т.д.. И когда ты скажешь К, то друг скажет Л и М. Т.е. Дружба - это взаимодумание двух человек, и от этого они получают огромный кайф. Есть же такая поговорка, что тот Друг не с кем можно поговорить, а с кем можно помолчать. Но в «помолчать» вкладывается именно взаимодумание (на мой взгляд). Этот момент, мне кажется, иллюстрирует дружба Олейникова и Стоянова.
Но, если вернуться к литературе, то мне кажется, разве Пушкин не относится к Онегину как к самому себе? А Лермонтов к Печорину? Разве они не отдают им всего самого себя? И разве их герои не отвечают им тем же? Они живут! Герои не дают читателям забыть своих Друзей-авторов. И я думаю, что Без Онегина мы бы не знали Пушкина, а Лермонтова без Печорина. Ну, кто знал бы Пушкина, как частное лицо ни будь Онегина? А Онегин, наверное, после того как вышел из-под пера Пушкина, стал неким самостоятельным лицом и уже относился к Пушкину, как к самому себе: где Онегин, там и Пушкин. Тоже самое и у Лермонтова с Печориным. И если я могу согласится с тем, что в каком-то смысле Онегин собирательный образ, то для меня Печорин - это отражение Лермонтова. Я не говорю, что Печорин - брат-близнец Лермонтова. Нет. Но Печорин - это отражение Лермонтов. И это отражение может быть преломлённым, искаженным, но оно есть. И Лермонтов относится к Печорину так, как к самому себе. Т.е. Лермонтов любит Печорина, как самого себя, а Печорин Лермонтова. К кому обращены все монологи Печорина? Не к Лермонтову?...
Братство и братание у нас тесно связаны в сознании с понятием дружба. но это глубоко советское представление. там совсем другие корни, о которых с детьми говорить еще рано. я хотела показать, что братание не есть дружба, потому что там возникают другие отношения и возможно предательство.
Братство и братание у нас тесно связаны в сознании с понятием дружба. но это глубоко советское представление. там совсем другие корни, о которых с детьми говорить еще рано. я хотела показать, что братание не есть дружба, потому что там возникают другие отношения и возможно предательство.
Вебинары, видео: Направление "Разум и чувства"
"Дружба и вражда" +урок https://www.youtube.com/watch?v=NeHcPVkLJUg
"Опыт и ошибки" -
Вопросы задавайте в обсуждении
19 сентября. Структура сочинения. Частые ошибки в логике и композиции. Юлия Фишман.
26 сентября. Главная мысль и вывод. Тезисы и аргументы. Практическое занятие. Юлия Фишман.
3 октября. Опыт и ошибки.Ольга Базиян.
10 октября. Честь и бесчестие. Наталья Жерлыгина.
17 и 21 октября. «Война и мир» по всем направлениям. Алла Баландина. (2 пары)
24 октября. Победа и поражение. Марина Балюнова.
28 октября. Понятие «честь» в 19 веке. Историческая справка. Алексей Гончаров.
31 октября. Дружба и вражда. Марина Балюнова.
7 ноября. «Капитанская дочка» по всем направлениям. Сергей Балабанов.
14 ноября. «Белая гвардия» по всем направлениям. Татьяна Новосёлова.
21 ноября. Разум и чувства. Наталья Карпова.
28 ноября. Как избежать стилистических ошибок. Юлия Фишман.
2 декабря. Общая консультация со всеми участниками проекта. Рекомендации психолога.
Начало всех вебинаров в 18 часов по Москве.
Это бесплатный проект сайта "Могу писать". Приглашаем выпускников и преподавателей. Зайти можно через расписание.
Рекомендуем заранее зарегистрироваться на сайте, чтобы не тратить время, когда вебинар начнётся.
Приглашаем коллег к сотрудничеству. Лекции могут читать все желающие. Расписание будет пополняться по мере возникновения новых идей и новых лекторов.
"Опыт и ошибки" -
Бесплатный курс "Подготовка к итоговому сочинению"
Вопросы задавайте в обсуждении
19 сентября. Структура сочинения. Частые ошибки в логике и композиции. Юлия Фишман.
26 сентября. Главная мысль и вывод. Тезисы и аргументы. Практическое занятие. Юлия Фишман.
3 октября. Опыт и ошибки.Ольга Базиян.
10 октября. Честь и бесчестие. Наталья Жерлыгина.
17 и 21 октября. «Война и мир» по всем направлениям. Алла Баландина. (2 пары)
24 октября. Победа и поражение. Марина Балюнова.
28 октября. Понятие «честь» в 19 веке. Историческая справка. Алексей Гончаров.
31 октября. Дружба и вражда. Марина Балюнова.
7 ноября. «Капитанская дочка» по всем направлениям. Сергей Балабанов.
14 ноября. «Белая гвардия» по всем направлениям. Татьяна Новосёлова.
21 ноября. Разум и чувства. Наталья Карпова.
28 ноября. Как избежать стилистических ошибок. Юлия Фишман.
2 декабря. Общая консультация со всеми участниками проекта. Рекомендации психолога.
Начало всех вебинаров в 18 часов по Москве.
Это бесплатный проект сайта "Могу писать". Приглашаем выпускников и преподавателей. Зайти можно через расписание.
Рекомендуем заранее зарегистрироваться на сайте, чтобы не тратить время, когда вебинар начнётся.
Приглашаем коллег к сотрудничеству. Лекции могут читать все желающие. Расписание будет пополняться по мере возникновения новых идей и новых лекторов.
Подготовка к школьному итоговому сочинению
http://sochinenie.wikivote.ru/
http://sochinenie11.ru/
http://mogu-pisat.ru/ !!!
http://xn----7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/
http://vk.com/topic-3833765_30007900
Ученические сочинения - 2017.
Методические рекомендации по написанию итогового сочинения - 2017.
Итоговое сочинение - 2017. Беседы о жанре школьного сочинения.
Итоговое сочинение - 2017. Вступление, основная часть, заключение, переходы.
Как скрепить (соединить) части итогового сочинения.
Итоговое сочинение - 2017. "Опыт и ошибки": темы, выводы, цитаты. тексты.
Итоговое сочинение - 2017. "Победа и поражение": темы, выводы, цитаты, тексты.
Итоговое сочинение - 2017. "Честь и бесчестие": темы, выводы, цитаты, тексты.
Итоговое сочинение - 2017. "Разум и чувства": логическая схема.
Итоговое сочинение - 2017. "Разум и чувства": темы, выводы, цитаты, тексты.
Итоговое сочинение - 2017. "Дружба и вражда": темы, выводы, цитаты, тексты.
Итоговое сочинение - 2017. Направления, темы и аргументы. 6 видеоуроков.
Цикл видеоуроков по подготовке к итоговому сочинению от репетитора Юлии Красовских.
Примерные темы - 2017.
Примерные темы к итоговому сочинению 2017 года.
Презентация по направлению "Дружба и вражда".
Рабочая программа элективного курса «Сочинение-допуск: размышление на тему...» для 10-11 классов.
Конспект урока по направлению "Разум и чувства", Бунин.
Сочинение по направлению "Разум и чувство", анализ.
Список литературных произведений по всем направлениям 2017.
Литературные произведения и варианты тем - 2017.
Регламент проведения итогового сочинения.
Памятка для школьников.
Итоговое сочинение - 2017. Презентация.
Материалы к сочинению по направлению "Разум и чувство".
Методические материалы по подготовке к итоговому сочинению в 2016–2017 учебном году.
"Разум и чувства". Методические материалы.
Презентация по направлению "Честь и бесчестие"
"Честь и бесчестие". Методические материалы.
"Честь и бесчестие" ещё.
"Честь и бесчестие". Обзор.
Вебинар Востриковой О.В. "Итоговое сочинение - 2017. "Дружба и вражда".
Вебинар Востриковой О.В. "Итоговое сочинение - 2017. "Опыт и ошибки".
Вебинар Востриковой О.В. "Итоговое сочинение - 2017. "Победа и поражение".
Вебинар Востриковой О.В. "Итоговое сочинение - 2017. "Разум и чувства".
Итоговое сочинение в 11 классе: объявлены направления тем на 2016-2017 у.г.
Особенности формулировок тем итогового сочинения 2016/17 учебного года.
Обернихина Г.А. "Учим писать сочинение".
Методические рекомендации "В помощь учителю".
Этапы работы над сочинением.
Тема и основная мысль сочинения.
Итоги выпускного сочинения 2015 - 2016 у.г. Сочинение будет продолжаться в том же виде, без изменений еще как минимум два года.
ЕГЭ по литературе - 2016: подготовка к экзамену.
"Школьное сочинение. Это уровень ребенка девяти-десяти лет, а не семнадцатилетнего абитуриента вуза".
Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения). 2015-2016.
Все темы сочинений 3 февраля 2016 года.
Все темы сочинений 2 декабря 2015 года.
Правила заполнения бланка регистрации и бланков записи для участников итогового сочинения.
Т. Я. Еремина. КАК ГОТОВИТЬ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ? МАСТЕРСКАЯ ПОСТРОЕНИЯ ЗНАНИЙ И ТВОРЧЕСКОГО ПИСЬМА В 11 КЛАССЕ .
Каким быть выпускному сочинению?
Ташлыков С.А. Сочинение: секреты жанра: Учебное пособие.
http://sochinenie11.ru/
http://mogu-pisat.ru/ !!!
http://xn----7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/
http://vk.com/topic-3833765_30007900
Ученические сочинения - 2017.
Методические рекомендации по написанию итогового сочинения - 2017.
Итоговое сочинение - 2017. Беседы о жанре школьного сочинения.
Итоговое сочинение - 2017. Вступление, основная часть, заключение, переходы.
Как скрепить (соединить) части итогового сочинения.
Итоговое сочинение - 2017. "Опыт и ошибки": темы, выводы, цитаты. тексты.
Итоговое сочинение - 2017. "Победа и поражение": темы, выводы, цитаты, тексты.
Итоговое сочинение - 2017. "Честь и бесчестие": темы, выводы, цитаты, тексты.
Итоговое сочинение - 2017. "Разум и чувства": логическая схема.
Итоговое сочинение - 2017. "Разум и чувства": темы, выводы, цитаты, тексты.
Итоговое сочинение - 2017. "Дружба и вражда": темы, выводы, цитаты, тексты.
Итоговое сочинение - 2017. Направления, темы и аргументы. 6 видеоуроков.
Цикл видеоуроков по подготовке к итоговому сочинению от репетитора Юлии Красовских.
Примерные темы - 2017.
Примерные темы к итоговому сочинению 2017 года.
Презентация по направлению "Дружба и вражда".
Рабочая программа элективного курса «Сочинение-допуск: размышление на тему...» для 10-11 классов.
Конспект урока по направлению "Разум и чувства", Бунин.
Сочинение по направлению "Разум и чувство", анализ.
Список литературных произведений по всем направлениям 2017.
Литературные произведения и варианты тем - 2017.
Регламент проведения итогового сочинения.
Памятка для школьников.
Итоговое сочинение - 2017. Презентация.
Материалы к сочинению по направлению "Разум и чувство".
Методические материалы по подготовке к итоговому сочинению в 2016–2017 учебном году.
"Разум и чувства". Методические материалы.
Презентация по направлению "Честь и бесчестие"
"Честь и бесчестие". Методические материалы.
"Честь и бесчестие" ещё.
"Честь и бесчестие". Обзор.
Вебинар Востриковой О.В. "Итоговое сочинение - 2017. "Дружба и вражда".
Вебинар Востриковой О.В. "Итоговое сочинение - 2017. "Опыт и ошибки".
Вебинар Востриковой О.В. "Итоговое сочинение - 2017. "Победа и поражение".
Вебинар Востриковой О.В. "Итоговое сочинение - 2017. "Разум и чувства".
Итоговое сочинение в 11 классе: объявлены направления тем на 2016-2017 у.г.
Особенности формулировок тем итогового сочинения 2016/17 учебного года.
Обернихина Г.А. "Учим писать сочинение".
Методические рекомендации "В помощь учителю".
Этапы работы над сочинением.
Тема и основная мысль сочинения.
Итоги выпускного сочинения 2015 - 2016 у.г. Сочинение будет продолжаться в том же виде, без изменений еще как минимум два года.
ЕГЭ по литературе - 2016: подготовка к экзамену.
"Школьное сочинение. Это уровень ребенка девяти-десяти лет, а не семнадцатилетнего абитуриента вуза".
Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения). 2015-2016.
Все темы сочинений 3 февраля 2016 года.
Все темы сочинений 2 декабря 2015 года.
Правила заполнения бланка регистрации и бланков записи для участников итогового сочинения.
Т. Я. Еремина. КАК ГОТОВИТЬ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ? МАСТЕРСКАЯ ПОСТРОЕНИЯ ЗНАНИЙ И ТВОРЧЕСКОГО ПИСЬМА В 11 КЛАССЕ .
Каким быть выпускному сочинению?
Ташлыков С.А. Сочинение: секреты жанра: Учебное пособие.
Подготовка к написанию итогового сочинения по литературе на допуск к ЕГЭ в 11 классе. 2015 – 2016 учебный год. Методические материалы по подготовке к написанию работы.
Документы: проведение итогового сочинения.
Критерии оценивания итоговых сочинений в НИУ ВШЭ.
Документы: проведение итогового сочинения.
Критерии оценивания итоговых сочинений в НИУ ВШЭ.
8 уроков по подготовке к Итоговому сочинению.
Методические рекомендации по подготовке выпускников 11 класса к итоговому сочинению в 2015 – 2016 учебном году.
Время.
Дом.
Любовь.
Путь.
Год литературы.
Готовые сочинения по направлениям 2015 и 2016 г.г.
Учимся писать сочинение.
Схема сочинения на тему "Дом".
Список произведений, в которых вы найдёте аргументы по всем направлениям сочинения-2016.
ЭОР для подготовки к государственной итоговой аттестации. Список сайтов.
ВРЕМЯ. Приглашаю к обсуждению первого направления итогового сочинения.
"Для выпускного сочинения школьнику необходимо уметь рассуждать".
Вебинар "Итоговое сочинение: типичные ошибки и пути их преодоления".
Вебинар "Итоговое сочинение по литературе в 2015 году: накапливаем опыт работы".
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования.
Вебинар "Cочинение? Легко! Перезагрузка. Итоговое сочинение: надпредметный характер, жанры, тематические направления, контроль".
Рекомендуемые критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы высшего образования.
Вебинар "Готовимся к ЕГЭ по литературе и пишем итоговое сочинение".
Вебинар "Cочинение? Легко! Перезагрузка. Итоговое сочинение: надпредметный характер, жанры, тематические направления, контроль. Дом. Любовь".
Вебинар "Cочинение? Легко! Перезагрузка. Итоговое сочинение: надпредметный характер, жанры, тематические направления, контроль. Время. Путь".
Вебинар: «Сочинение? Легко! Перезагрузка». Подготовка к сочинению. Ведущая: Светлана Игоревна Красовская, доктор филологических наук, профессор, заведующая редакцией русского языка и литературы издательства «Просвещение».
Вебинар "Сочинение глазами школьного учителя. Год литературы в России".
Н.В.Барковская "Подготовка к итоговому сочинению".
Жанры итогового сочинения.
М.А.Алексеева "Аспекты работы с концептом "Дом" в рамках итогового сочинения".
Алгоритм написания итогового сочинения по литературе: для «слабых» или для всех?
Материалы по написанию сочинения в рамках направления "Путь".
Методические материалы для написания сочинений по направлению "Дом". Ещё
Методические рекомендации по подготовке выпускников 11 класса к итоговому сочинению в 2015 – 2016 учебном году.
Время.
Дом.
Любовь.
Путь.
Год литературы.
Готовые сочинения по направлениям 2015 и 2016 г.г.
Учимся писать сочинение.
Схема сочинения на тему "Дом".
Список произведений, в которых вы найдёте аргументы по всем направлениям сочинения-2016.
ЭОР для подготовки к государственной итоговой аттестации. Список сайтов.
ВРЕМЯ. Приглашаю к обсуждению первого направления итогового сочинения.
"Для выпускного сочинения школьнику необходимо уметь рассуждать".
Вебинар "Итоговое сочинение: типичные ошибки и пути их преодоления".
Вебинар "Итоговое сочинение по литературе в 2015 году: накапливаем опыт работы".
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования.
Вебинар "Cочинение? Легко! Перезагрузка. Итоговое сочинение: надпредметный характер, жанры, тематические направления, контроль".
Рекомендуемые критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы высшего образования.
Вебинар "Готовимся к ЕГЭ по литературе и пишем итоговое сочинение".
Вебинар "Cочинение? Легко! Перезагрузка. Итоговое сочинение: надпредметный характер, жанры, тематические направления, контроль. Дом. Любовь".
Вебинар "Cочинение? Легко! Перезагрузка. Итоговое сочинение: надпредметный характер, жанры, тематические направления, контроль. Время. Путь".
Вебинар: «Сочинение? Легко! Перезагрузка». Подготовка к сочинению. Ведущая: Светлана Игоревна Красовская, доктор филологических наук, профессор, заведующая редакцией русского языка и литературы издательства «Просвещение».
Вебинар "Сочинение глазами школьного учителя. Год литературы в России".
Н.В.Барковская "Подготовка к итоговому сочинению".
Жанры итогового сочинения.
М.А.Алексеева "Аспекты работы с концептом "Дом" в рамках итогового сочинения".
Алгоритм написания итогового сочинения по литературе: для «слабых» или для всех?
Материалы по написанию сочинения в рамках направления "Путь".
Методические материалы для написания сочинений по направлению "Дом". Ещё
Мотив пути в русской литературе.
ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИТЕРАТУРЕ.
Материалы в помощь учителям при подготовке к итоговому сочинению по направлению «Год литературы».
Рекомендации по написанию выпускного сочинения по всем направлениям.
Рекомендации по написанию выпускного сочинения по всем направлениям.
Категория времени в литературе.
Тема дома в русской литературе XIX и XX века.
Материалы в помощь учителям при подготовке к итоговому сочинению по направлению «Время».
Тема дома и семьи в русской литературе XIX века. (Материалы к выпускному сочинению.)
Любовь. (Материалы к написанию выпускного сочинения.) Ещё Ещё
Тема Дома. (К выпускному сочинению.)
Материалы в помощь учителям при подготовке к итоговому сочинению по направлению «Время».
Тема дома и семьи в русской литературе XIX века. (Материалы к выпускному сочинению.)
Любовь. (Материалы к написанию выпускного сочинения.) Ещё Ещё
Тема Дома. (К выпускному сочинению.)
ОБРАЗ ДОРОГИ (ПУТИ). (Материалы к выпускному сочинению.)
Тема Времени. (Материалы к выпускному сочинению.)
Год литературы в России. (Рекомендации по написанию выпускного сочинения.)
Примерные темы выпускных сочинений по направлениям.
Направления итогового сочинения в 11 классе в 2015-2016 учебном году.
Даты проведения итогового сочинения в 2015-2016 учебном году .
О новых направлениях итогового сочинения по литературе 2015-2016 у.г.
Примеры сочинений
О проверке школьных итоговых сочинений в вузах.
"Так называемое «итоговое сочинение» (или «путинское», чего уж там!) ничем не отличается от тех, написанных еще до введения всяких там ЕГЭ".
Круглый стол «Как готовить к сочинению не только школьников, но и учителей».
Выступление учителя словесности Надежды Шапиро на конференции «Итоговое сочинение как метапредметный результат обучения».
Выступление Ирины Добротиной на конференции «Итоговое сочинение как метапредметный результат обучения».
Выступление Натальи Беляевой на конференции «Итоговое сочинение как метапредметный результат обучения».
Выступление Виктора Дронова на конференции «Итоговое сочинение как метапредметный результат обучения».
Презентация Светланы Красовской "Итоговое сочинение: работа над ошибками".
"Что увидели учителя, прочитав сочинения 11-классников".
«Внимая ужасам войны» (из опыта подготовки к итоговому сочинению по литературе в 11 классе).
Все темы сочинений 3 декабря 2014
Сочинение в среднем звене
Сергей Волков: "Сочинение теперь как такой сигнальный маячок: читайте с детьми книги, разговаривайте с ними, учите их выражать и доказывать мысли"
Видеолекции "Подготовка к выпускному сочинению"
"Только уникальным шарлатанам и пошлякам (оценочное суждение) подобает выдавать в школу такие темы".
Андрей Нарушевич "Итоговое сочинение в 11 классе"
Андрей Георгиевич Нарушевич "Подготовка учащихся к итоговому выпускному сочинению в 11 классе"
Татьяна Владимировна Скрипка "Готовимся к новому сочинению по литературе в 11-м классе. "Сквозные" темы, мотивы, образы в русской литературе XIX - XX вв."
Татьяна Скрипка "Тематические тесты по литературе как эффективное средство подготовки к сочинению"
Татьяна Скрипка "Художественные произведения второй половины ХХ века как материал для учебно-тренировочных тестов"
"Система подготовки к итоговому сочинению в 11 классе"
Фоксфорд. Подготовка к итоговому сочинению в 11 классе
Наборы небольших худ. произведений для аргументов ещё
Т.Егораева "Итоговое сочинение в 2014-2015 учебном году"
Сайт ВИРО. "Итоговое сочинение"
"Методические рекомендации по алгоритму написания итогового сочинения (изложения) для учителей русского языка и литературы"
Вебинары "Итоговое сочинение по литературе"
Структура сочинения. Презентация
Темы сочинений с апробации 20 ноября 2014
Готовые сочинения.
Курс дистанционный "Подготовка к сочинению".
Презентации курса "Подготовка к выпускному сочинению"
Как написать сочинение на тему "Чем люди живы?"
Как написать сочинение на тему "Спор поколений: вместе и врозь"
Как написать сочинение на тему "Человек и природа"
Примерные темы выпускных сочинений по направлениям.
Направления итогового сочинения в 11 классе в 2015-2016 учебном году.
Даты проведения итогового сочинения в 2015-2016 учебном году .
О новых направлениях итогового сочинения по литературе 2015-2016 у.г.
Примеры сочинений
О проверке школьных итоговых сочинений в вузах.
"Так называемое «итоговое сочинение» (или «путинское», чего уж там!) ничем не отличается от тех, написанных еще до введения всяких там ЕГЭ".
Круглый стол «Как готовить к сочинению не только школьников, но и учителей».
Выступление учителя словесности Надежды Шапиро на конференции «Итоговое сочинение как метапредметный результат обучения».
Выступление Ирины Добротиной на конференции «Итоговое сочинение как метапредметный результат обучения».
Выступление Натальи Беляевой на конференции «Итоговое сочинение как метапредметный результат обучения».
Выступление Виктора Дронова на конференции «Итоговое сочинение как метапредметный результат обучения».
Презентация Светланы Красовской "Итоговое сочинение: работа над ошибками".
"Что увидели учителя, прочитав сочинения 11-классников".
«Внимая ужасам войны» (из опыта подготовки к итоговому сочинению по литературе в 11 классе).
Все темы сочинений 3 декабря 2014
Сочинение в среднем звене
Сергей Волков: "Сочинение теперь как такой сигнальный маячок: читайте с детьми книги, разговаривайте с ними, учите их выражать и доказывать мысли"
Видеолекции "Подготовка к выпускному сочинению"
"Только уникальным шарлатанам и пошлякам (оценочное суждение) подобает выдавать в школу такие темы".
Андрей Нарушевич "Итоговое сочинение в 11 классе"
Андрей Георгиевич Нарушевич "Подготовка учащихся к итоговому выпускному сочинению в 11 классе"
Татьяна Владимировна Скрипка "Готовимся к новому сочинению по литературе в 11-м классе. "Сквозные" темы, мотивы, образы в русской литературе XIX - XX вв."
Татьяна Скрипка "Тематические тесты по литературе как эффективное средство подготовки к сочинению"
Татьяна Скрипка "Художественные произведения второй половины ХХ века как материал для учебно-тренировочных тестов"
"Система подготовки к итоговому сочинению в 11 классе"
Фоксфорд. Подготовка к итоговому сочинению в 11 классе
Наборы небольших худ. произведений для аргументов ещё
Т.Егораева "Итоговое сочинение в 2014-2015 учебном году"
Сайт ВИРО. "Итоговое сочинение"
"Методические рекомендации по алгоритму написания итогового сочинения (изложения) для учителей русского языка и литературы"
Вебинары "Итоговое сочинение по литературе"
Структура сочинения. Презентация
Темы сочинений с апробации 20 ноября 2014
Готовые сочинения.
Курс дистанционный "Подготовка к сочинению".
Презентации курса "Подготовка к выпускному сочинению"
Как написать сочинение на тему "Чем люди живы?"
Как написать сочинение на тему "Спор поколений: вместе и врозь"
Как написать сочинение на тему "Человек и природа"
Как написать сочинение на тему "Уроки, заданные человечеству войной"
Итоговое сочинение 2015
Примерный алгоритм выпускного сочинения.
Экспресс-программа по подготовке к выпускному сочинению.
Сочинение? Легко! 10-11 классы. Светлана Красовская, Мстислав Шутан, Елена Певак, Виктория Моисеева, Татьяна Неретина.
Пишем сочинение вместе
Важное о сочинении для учеников
Методические рекомендации по написанию сочинения по направлению «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЕ»
Материалы для написания сочинения "Чем люди живы".
Н.Беляева "Методическое обеспечение итогового сочинения (изложения) в 2014-2015 у.г.
Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения).
Видеолекция Светланы Красовской "Итоговое сочинение: спорные вопросы, узкие места и подготовительная работа"
Красовская Светлана "Экзаменационное сочинение: тематические направления, литературные аргументы, критерии оценивания".
Видеолекция "Школьное сочинение: современные методические подходы"
Натан Тамарченко КАК УЧАТ В ШКОЛЕ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ И КАК ЭТО СТОИЛО БЫ ДЕЛАТЬ?
Рекомендации по написанию выпускного сочинения по направлению "Вопросы, задаваемые войной".
Имя Лермонтова на карте России.
«Печально я гляжу на наше поколенье».
5 примеров сочинений по Лермонтову
Сочинение "Черты романтизма в поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри"
Вопросы, заданные человечеству войной. Практикум «Пишем сочинение вместе»
Готовые сочинения
"Дрофа": вебинары
Итоговое сочинение 2015
Примерный алгоритм выпускного сочинения.
Экспресс-программа по подготовке к выпускному сочинению.
Сочинение? Легко! 10-11 классы. Светлана Красовская, Мстислав Шутан, Елена Певак, Виктория Моисеева, Татьяна Неретина.
Пишем сочинение вместе
Важное о сочинении для учеников
Методические рекомендации по написанию сочинения по направлению «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЕ»
Материалы для написания сочинения "Чем люди живы".
Н.Беляева "Методическое обеспечение итогового сочинения (изложения) в 2014-2015 у.г.
Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения).
Видеолекция Светланы Красовской "Итоговое сочинение: спорные вопросы, узкие места и подготовительная работа"
Красовская Светлана "Экзаменационное сочинение: тематические направления, литературные аргументы, критерии оценивания".
Видеолекция "Школьное сочинение: современные методические подходы"
Натан Тамарченко КАК УЧАТ В ШКОЛЕ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ И КАК ЭТО СТОИЛО БЫ ДЕЛАТЬ?
Рекомендации по написанию выпускного сочинения по направлению "Вопросы, задаваемые войной".
Имя Лермонтова на карте России.
«Печально я гляжу на наше поколенье».
Г. Егораева. Методические рекомендации к написанию выпускного сочинения по литературе (11 класс).
Методические указания и контрольные задания по литературе (подготовка к сочинению).
Как получить зачет на итоговом сочинении
Перечень возможных тем сочинения по направлениям.
Памятка по написанию выпускного сочинения
Список литературы для подготовки к итоговому сочинению
Темы по направлению "Чем люди живы?"
Воспитание добротой ( по рассказу Валентина Распутина «Уроки французского").
Методические указания и контрольные задания по литературе (подготовка к сочинению).
Как получить зачет на итоговом сочинении
Перечень возможных тем сочинения по направлениям.
Памятка по написанию выпускного сочинения
Список литературы для подготовки к итоговому сочинению
Темы по направлению "Чем люди живы?"
Воспитание добротой ( по рассказу Валентина Распутина «Уроки французского").
«Спор поколений: вместе и врозь»
Методические рекомендации по написанию сочинения по направлению "Спор поколений"
Выпускное сочинение по литературе в 11 классе. Комментарий разработчиковМетодические рекомендации по написанию сочинения по направлению "Спор поколений"
5 примеров сочинений по Лермонтову
Сочинение "Черты романтизма в поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри"
Вопросы, заданные человечеству войной. Практикум «Пишем сочинение вместе»
Готовые сочинения
"Дрофа": вебинары
Материалы к выпускному сочинению 2015 года по направлению "Человек и природа"
Материалы к написанию сочинения "Человек и природа" (По рассказу Николая Почивалина «На природе»).
Рекомендации по написанию сочинения
Материалы к написанию сочинения "Человек и природа" (По рассказу Николая Почивалина «На природе»).
Рекомендации по написанию сочинения
Список возможных тем по первому направлению
Список возможных тем по направлению "Вопросы, заданные человечеству войной"
Методические рекомендации к написанию экзаменационного сочинения по литературе
Темы сочинений в рамках подготовки к выпускному сочинению
Возможные темы выпускного сочинения.
Круг проблем направления "Чем люди живы?"
ЧЕМ ЖИВЫ ЛЮДИ? СВОБОДНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ.
Презентация "Чем люди живы?"
Примерные темы сочинения направления «Вопросы, заданные человечеству войной».
Сочинение ученицы на военную тему. Вопросы, заданные войной.
Методические рекомендации к написанию экзаменационного сочинения по литературе
Темы сочинений в рамках подготовки к выпускному сочинению
Возможные темы выпускного сочинения.
Круг проблем направления "Чем люди живы?"
ЧЕМ ЖИВЫ ЛЮДИ? СВОБОДНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ.
Презентация "Чем люди живы?"
Примерные темы сочинения направления «Вопросы, заданные человечеству войной».
Сочинение ученицы на военную тему. Вопросы, заданные войной.
ВОПРОСЫ, ЗАДАННЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ ВОЙНОЙ. Свободное размышление учителя.
Утверждены критерии оценки итогового сочинения.
Особенности формулировок тем итогового сочинения для выпускников организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования
Утвержденные Рособрнадзором Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования
Письмо Рособрнадзора № 02-651 от 01.10.2014 "О документах по организации и проведению итогового сочинения (изложения)"
Проект рекомендуемых критериев оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы высшего образования
Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения)
Технический регламент проведения итогового сочинения (изложения)
Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования
Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
Чем люди живы? (На материале произведений М.Горького).
Рекомендации по написанию сочинений по пятому направлению "Вопросы, заданные человечеству войной".
Рекомендации по написанию третьего блока сочинений "Человек и природа в отечественной и мировой литературе".
Подготовка к первому направлению тем итогового сочинения 2014-2015.
Утверждены критерии оценки итогового сочинения.
Особенности формулировок тем итогового сочинения для выпускников организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования
Утвержденные Рособрнадзором Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования
Письмо Рособрнадзора № 02-651 от 01.10.2014 "О документах по организации и проведению итогового сочинения (изложения)"
Проект рекомендуемых критериев оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы высшего образования
Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения)
Технический регламент проведения итогового сочинения (изложения)
Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования
Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
Чем люди живы? (На материале произведений М.Горького).
Рекомендации по написанию сочинений по пятому направлению "Вопросы, заданные человечеству войной".
Рекомендации по написанию третьего блока сочинений "Человек и природа в отечественной и мировой литературе".
Подготовка к первому направлению тем итогового сочинения 2014-2015.
Произведения, которые можно использовать при написании сочинения 2014-2015 года.
Рекомендации по написанию сочинений по второму направлению "Вопросы, заданные человечеству войной".
Проект критериев оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования.
Презентация Егораевой Г.Т. посвящена подготовке к итоговому сочинению в 11 классе.
Ученические сочинения по тематическим направлениям 2015 года ещё ещё ещё
Данная презентации с семинара Бузиной Е.В. содержит информацию об итоговом сочинении, об изменениях, касающихся ЕГЭ и ОГЭ, а также ссылки на полезные интернет-ресурсы.
Лев Айзерман: "Весь год я слышу бодрые «уря-уря»: в школу возвращается сочинение...Нас захлестнёт поток пустословия, штампов, безликости"
Сергей Кравцов: "Критериев для проверки сочинения будет не больше 10"
В Министерстве образования и науки РФ опровергли информацию о том, что в сочинениях выпускников не будет учитываться грамотность.
"Сочинение – экзамен не по литературе (для этого есть ЕГЭ по литературе) и не по русскому (есть ЕГЭ по русскому) – это межпредметный экзамен".
Сергей Волков: "Работа над критериями идет, ошибки всех сортов будут подчеркиваться, грамотность будет учитываться при выставлении зачета"
Выпускные сочинения - зачем и о чем?
"Теперь учителя будут готовить школьников к написанию сочинения на темы, вписывающиеся в парадигму этих направлений"
"То, что нам сегодня предлагают под названием “сочинение”, ни в коем случае нельзя отождествлять с тем сочинением, которое мы писали когда-то"
Тематические направления итогового сочинения в выпускных классах на учебный год 2014/2015
Сергей Волков: "Направления тем сочинения, которое в этом году будут писать 11-классники, планируется обнародовать 27 августа 2014".
Сайт "Всё о выпускном сочинении"
Ещё раз об итоговом сочинении на основе литературных произведений в 11 классе.
В 2015 году планируются изменения в порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования
СОЧИНЕНИЕ КАК ДОПУСК К ЕГЭ
Перечень направлений тем для итогового сочинения на 2014/15 учебный год будет утвержден до сентября
"Система обучения сочинениям в 5-8 классах". Под ред. Т.А.Ладыженской
Блог "Как научиться писать сочинения и рефераты"
Дмитрий Ливанов: "В декабре 11-классники напишут сочинение. Оно будет оцениваться по двухбалльной шкале: зачет или незачет"
Темы итоговых сочинений по литературе в 10 классе (2013-2014 у.г.)
Тралкова Н.Б. "Сочинение на литературную тему как учебная задача"
Мастер-класс Ирины Минераловой "Слова в русской литературе: пишем сочинение вместе"
"Через несколько дней базовая модель итогового сочинения будет предъявлена педагогическому сообществу для широкого обсуждения"
Критерии оценивания сочинения по литературе для обучающихся 10-х классов Санкт-Петербурга
Михаил Павловец: "Только что с очередного заседания рабочей группы при МОН по возвращению сочинения"
Сергей Волков, Михаил Павловец, Марат Алимов "УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ"
Итоговое сочинение по литературе в 10 классе Москва
Галина Ребель "Выпускное сочинение по литературе: перезагрузка"
Сергей Волков о первом заседании рабочей группы МОН по введению итогового сочинения
Первое заседание рабочей группы по введению итогового сочинения состоялось
Проект "Возвращение выпускного сочинения: общественные консультации"
Оксана Смирнова о сочинении ещё ещё ещё ещё ещё ещё ещё
Опять о школьном выпускном сочинении
"В результате учителя русского языка и литературы сошлись на том, что вводить сочинение как выпускной экзамен нецелесообразно"
"Но сказать президенту о том, что возврат к сочинению — плохая идея, никто не решится"
Главный изъян идеи возвращения экзаменационного сочинения по литературе"Я для себя знаю, для чего я прихожу в класс. Но государство не знает, для чего оно посылает учителей литературы в классы"
"Школьники не читают, не пишут, да и говорить толком не умеют не в последнюю очередь потому, что этого не умеют и их учителя"
Заседание Общественного совета при МОН: возвращение по поручению президента сочинения как итогового экзамена
"За основу сочинения школьники смогут выбрать одну из 100 книг, рекомендованных к прочтению Президентом Путиным"
"Ввести сочинение в систему аттестации учащихся десятых классов в 2013/2014 учебном году – с такой инициативой выступили педагоги столицы".
Сергей Волков о выпускном сочинении
"Количество нынешних учителей, которым НЕ НА-ДО, достигло критической массы"
"Чтобы человек успешно написал сочинение в 11 классе, его надо начинать готовить к этому с пятого"
Ирина Лукьянова: "Выпускное сочинение, как я его помню, — совершенно мертворожденный жанр с огромным количеством формальных требований"
Проект критериев оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования.
Презентация Егораевой Г.Т. посвящена подготовке к итоговому сочинению в 11 классе.
Ученические сочинения по тематическим направлениям 2015 года ещё ещё ещё
Данная презентации с семинара Бузиной Е.В. содержит информацию об итоговом сочинении, об изменениях, касающихся ЕГЭ и ОГЭ, а также ссылки на полезные интернет-ресурсы.
Лев Айзерман: "Весь год я слышу бодрые «уря-уря»: в школу возвращается сочинение...Нас захлестнёт поток пустословия, штампов, безликости"
Сергей Кравцов: "Критериев для проверки сочинения будет не больше 10"
В Министерстве образования и науки РФ опровергли информацию о том, что в сочинениях выпускников не будет учитываться грамотность.
"Сочинение – экзамен не по литературе (для этого есть ЕГЭ по литературе) и не по русскому (есть ЕГЭ по русскому) – это межпредметный экзамен".
Сергей Волков: "Работа над критериями идет, ошибки всех сортов будут подчеркиваться, грамотность будет учитываться при выставлении зачета"
Выпускные сочинения - зачем и о чем?
"Теперь учителя будут готовить школьников к написанию сочинения на темы, вписывающиеся в парадигму этих направлений"
"То, что нам сегодня предлагают под названием “сочинение”, ни в коем случае нельзя отождествлять с тем сочинением, которое мы писали когда-то"
Тематические направления итогового сочинения в выпускных классах на учебный год 2014/2015
Сергей Волков: "Направления тем сочинения, которое в этом году будут писать 11-классники, планируется обнародовать 27 августа 2014".
Сайт "Всё о выпускном сочинении"
Ещё раз об итоговом сочинении на основе литературных произведений в 11 классе.
В 2015 году планируются изменения в порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования
СОЧИНЕНИЕ КАК ДОПУСК К ЕГЭ
Перечень направлений тем для итогового сочинения на 2014/15 учебный год будет утвержден до сентября
"Система обучения сочинениям в 5-8 классах". Под ред. Т.А.Ладыженской
Блог "Как научиться писать сочинения и рефераты"
Дмитрий Ливанов: "В декабре 11-классники напишут сочинение. Оно будет оцениваться по двухбалльной шкале: зачет или незачет"
Темы итоговых сочинений по литературе в 10 классе (2013-2014 у.г.)
Тралкова Н.Б. "Сочинение на литературную тему как учебная задача"
Мастер-класс Ирины Минераловой "Слова в русской литературе: пишем сочинение вместе"
"Через несколько дней базовая модель итогового сочинения будет предъявлена педагогическому сообществу для широкого обсуждения"
Критерии оценивания сочинения по литературе для обучающихся 10-х классов Санкт-Петербурга
Михаил Павловец: "Только что с очередного заседания рабочей группы при МОН по возвращению сочинения"
Сергей Волков, Михаил Павловец, Марат Алимов "УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ"
Итоговое сочинение по литературе в 10 классе Москва
Галина Ребель "Выпускное сочинение по литературе: перезагрузка"
Сергей Волков о первом заседании рабочей группы МОН по введению итогового сочинения
Первое заседание рабочей группы по введению итогового сочинения состоялось
Проект "Возвращение выпускного сочинения: общественные консультации"
Оксана Смирнова о сочинении ещё ещё ещё ещё ещё ещё ещё
Опять о школьном выпускном сочинении
"В результате учителя русского языка и литературы сошлись на том, что вводить сочинение как выпускной экзамен нецелесообразно"
"Но сказать президенту о том, что возврат к сочинению — плохая идея, никто не решится"
Главный изъян идеи возвращения экзаменационного сочинения по литературе"Я для себя знаю, для чего я прихожу в класс. Но государство не знает, для чего оно посылает учителей литературы в классы"
"Школьники не читают, не пишут, да и говорить толком не умеют не в последнюю очередь потому, что этого не умеют и их учителя"
Заседание Общественного совета при МОН: возвращение по поручению президента сочинения как итогового экзамена
"За основу сочинения школьники смогут выбрать одну из 100 книг, рекомендованных к прочтению Президентом Путиным"
"Ввести сочинение в систему аттестации учащихся десятых классов в 2013/2014 учебном году – с такой инициативой выступили педагоги столицы".
Сергей Волков о выпускном сочинении
"Количество нынешних учителей, которым НЕ НА-ДО, достигло критической массы"
"Чтобы человек успешно написал сочинение в 11 классе, его надо начинать готовить к этому с пятого"
Ирина Лукьянова: "Выпускное сочинение, как я его помню, — совершенно мертворожденный жанр с огромным количеством формальных требований"
Список доступных записей
запись семинара "Тематическое направление ОПЫТ И ОШИБКИ", 03.10.2016запись семинара "Аргументация и вывод (практическое занятие)", 26.09.2016
запись семинара "Логика и композиция сочинения", 19.09.2016
запись семинара "Психологическая подготовка к экзамену и консультация по всем вопросам", 30.11.2015
запись семинара "Анализ сочинений по критериям ФИПИ", 23.11.2015
запись семинара "Подготовка к сочинению по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"", 20.11.2015
запись семинара "Как написать вступление и заключение", 16.11.2015
запись семинара "Тематическое направление ВРЕМЯ", 09.11.2015
запись семинара "Тематическое направление ПУТЬ", 02.11.2015
запись семинара "Тематическое направление ЛЮБОВЬ", 26.10.2015
запись семинара "Подготовка к сочинению по рассказу Бунина "Чистый понедельник"", 24.10.2015
запись семинара "Тематическое направление ДОМ", 19.10.2015
запись семинара "Аргументы для направлений 2016 года из романа М. Булгакова "Белая гвардия"", 12.10.2015
запись семинара "Аргументы для направлений 2016 года из пьесы А. Чехова "Вишнёвый сад"", 05.10.2015
запись семинара "Стилистические ошибки в сочинении. Как их найти и исправить.", 28.09.2015
запись семинара "Логика сочинения. Тезисы и аргументы.", 21.09.2015
запись семинара "Структура сочинения", 14.09.2015 5 презентаций в соответствии с 5-ю направлениями сочинений.
Прочитать другие публикации на Calaméo
Подборка материалов для подготовки к итоговому сочинению в 2016-2017 учебном году
Данная статья содержит 26 ссылок на материалы, которые можно активно использовать для подготовки к итоговому сочинению в 2016/2017 учебном году.
Ссылки сгруппированы по следующим темам:
1. общие материалы
ОБЩИЕ МАТЕРИАЛЫ
- ЕГЭ Методические рекомендации от ФИПИ по подготовке к итоговому сочинению (изложению) в 2016-2017 учебном году
- ЕГЭ Итоговое выпускное сочинение в 2016/2017 учебном году: новые направления и подходы (запись вебинара)
- ЕГЭ Методические рекомендации по подготовке к написанию итогового сочинения в 2016/2017 учебном году
- ЕГЭ Итоговое сочинение: общие рекомендации
- ЕГЭ Стратегия написания итогового сочинения
- ЕГЭ Цикл видеоуроков по подготовке к итоговому сочинению от репетитора Юлии Красовских
- ЕГЭ Список литературных произведений по направлениям выпускного сочинения и варианты тем к каждому направлению
- ЕГЭ Список литературных произведений к пяти новым направлениям выпускного сочинения
- ЕГЭ Памятка для участников итогового сочинения
ЕГЭ 5 презентаций для подготовки к итоговому сочинению в 2016/2017 учебном году
МАТЕРИАЛЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "РАЗУМ И ЧУВСТВА"
- ЕГЭ Рекомендации по написанию итогового сочинения по направлению "Разум и чувство"
- ЕГЭ Итоговое сочинение по направлению "Разум и чувство"
- ЕГЭ Материалы к сочинению по направлению "Разум и чувство"
- ЕГЭ Сочинение-2017 по направлению "Разум и чувства"
- ЕГЭ 11 примерных тем сочинений по направлению "Разум и чувства"
- ЕГЭ Итоговое сочинение. Направление "Разум и чувства"
МАТЕРИАЛЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "ЧЕСТЬ И БЕСЧЕСТИЕ"
- ЕГЭ Материал для подготовки к сочинению по направлению "Честь и бесчестие"
- ЕГЭ Подготовка к выпускному сочинению по направлению "Честь и бесчестие" (методические материалы)
- ЕГЭ 28 примерных тем выпускного сочинения по направлению "Честь и бесчестие"
- ЕГЭ Итоговое сочинение. Направление "Честь и бесчестие"
МАТЕРИАЛЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "ДРУЖБА И ВРАЖДА"
- ЕГЭ Материал для подготовки к сочинению по направлению "Дружба и вражда" (презентация)
- ЕГЭ Итоговое сочинение. Направление "Дружба и вражда"
МАТЕРИАЛЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "ПОБЕДА И ПОРАЖЕНИЕ"
- ЕГЭ Подготовка к выпускному сочинению по направлению "Победа и поражение" (методические материалы)
- ЕГЭ Итоговое сочинение. Направление "Победа и поражение"
МАТЕРИАЛЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "ОПЫТ И ОШИБКИ"
Комментариев нет:
Отправить комментарий