вторник, 30 октября 2018 г.

Островский. "Гроза" и "Бесприданница"


Женские образы в пьесах А.Н. Островского  ( "Гроза" и "Бесприданница")

1.«Гроза» и «Бесприданница» — разделены промежутком в двадцать лет.
2.Главные героини пьес. Характер  героинь (воспитание, семья, взаимоотношения с разными персонажами и т.п.) Между Ларисой и Катериной есть много общего: и жажда полета, и стремление к воле, свободе, и протест против «темного царства». Что разного?
3.Как раскрывается проблема женского бесправия, противостояния характера и внутреннего мира девушки порядкам и нравам того общества, в котором она живет? 
4. Тема любви, тема нравственной и поэтической натуры. 
 5. Мое отношение
Женский образ, его противоречивость и истинная красота всегда привлекали писателей-драматургов. Одной из основных черт русской литературы является внимание к женским образам, а зачастую и выведение женского образа как главного, ведущего в произведении. Несмотря на то что авторами произведений становились мужчины, они очень тонко чувствовали и крайне точно изображали силу и слабость женского характера. 
Исключением не явился и А. Н. Островский — создатель национального русского театра. В своих пьесах писатель показывал жизнь купеческого общества и то, как время меняло его. Две, пожалуй, наиболее популярные пьесы писателя — «Гроза» и «Бесприданница» — разделены промежутком в двадцать лет. «Гроза», написанная в 1859 году, явилась вершиной творчества А. Н. Островского. Эта пьеса стала жемчужиной русской драматургии второй половины XIX века, потому что в ней явилась сила, которая решительно противостояла странному мертвящему порядку, гнетущей атмосфере. Строки же «Бесприданницы» легли на бумагу в 1879 году. В данной пьесе купцы — это уже не невежественные представители «темного царства», а претендующие на образованность, читающие иностранные газеты, одетые на европейский лад люди. По своей идее пьесы очень похожи. На страницах обоих произведений находит отражение проблема женского бесправия, противостояния характера и внутреннего мира девушки порядкам и нравам того общества, в котором она живет. 

IСудьбы Катерины и Ларисы Огудаловой схожи. А. Н. Островский демонстрирует то, что, когда в отношения людей вмешиваются деньги, разрушается то, что когда-то называлось любовью и доверием. Но мне кажется, что дело не только в непреодолимой власти денег. Я считаю, что если между двумя людьми возникли действительно высокие отношения, то ни один человек, стоящий перед выбором «деньги или любимая», ни на минуту не остановится на варианте «деньги». Но в пьесах Островского ни Борис, ни Паратов не смогли предпочесть деньгам, безбедному существованию любимых женщин. По моему мнению, в данном случае нельзя говорить о любви Бориса к Катерине и каких-либо истинных чувствах Паратова к Ларисе. 

Характер Катерины формировался в атмосфере простой патриархальной купеческой семьи. Ее духовные потребности удовлетворялись рассказами странниц и богомолок наподобие Феклуши. Любовь в семье и предоставляемая ей свобода формировали характер Катерины, которая от природы наделена поэтической душой. Н. А. Добролюбов охарактеризовал Катерину как «луч света в темном царстве». Это действительно так. Она сияла неподдельной красотой души, искренностью и верой в то, что возможен иной образ жизни. Среди шаткой морали, которая стала последней каплей и толчком к измене, она была самой высоконравственной натурой. Ее измену мужу нельзя рассматривать как роковую ошибку и осуждать ее за это. Ведь героиня боролась со своими чувствами всеми способами, стараясь оградить себя от греха. В Борисе она видит своего защитника, ищет поддержки. Но и он уезжает и бросает Катерину, понимая, что самым лучшим выходом для нее является смерть. О том, сильна Катерина или слаба, нельзя говорить однозначно. С одной стороны, она сильный человек, потому что нашла в себе силы противостоять общественным устоям того времени, борется за счастье со своими чувствами. 

Судьба подарила Катерине счастье любить, а любить по-настоящему может только сильная личность. С другой стороны, она хрупка, чувственна, слаба именно в силу своей чистоты и наивности. Героиня устает бороться, найдя выход из тупика— самоубийство. Несмотря на все противоречия, в характере Катерины выразились правдивость, совестливость, вольнолюбие и поэтичность русской женщины. 

Лариса Огудалова — девушка, которая получила достойное образование и воспитание. Она от природы наделена творческим воображением, хорошим музыкальным слухом и голосом, красотой, женственностью. В общих чертах образ Ларисы — это образ идеальной женщины. Но ее внутренний мг формировался совсем другими факторами, нежели у Катерины. Она была воспитана без отца корт толюбивой матерью, которая своей целью видела выгодное замужество дочери. И Лариса не сомневается в том, что, даже не имея приданого, она сможет выйти замуж за мужчину, в котором соединял и любовь, и богатство. Одна из главных черт характера Ларисы — вера в настоящую любовь. А. Н. 0стровский делает акцент на том, что его главная героиня готова бороться за нее. Ей все равно, что будут говорить люди о ней и об ее семье, если она будет с тем, кого любит: «Что мне за дело до разговоров Я могу быть с вами везде». В этом случае можно говорить о некоторой наивности Ларисы, любившей Паратова по-настоящему и Ставшей жертвой своей любви. 

Сильна ли Лариса? И кто сильней: она или Катерина? Лариса не "страшится ничего, когда говорит Карандышеву о том, что она испытывает по отношению к нему: «Только я-то себя не прощаю, что вздумала связать судьбу с таким ничтожеством, как вы». Это может сделать только человек с сильный характером. В момент отчаяния Лариса задумывается о самоубийстве. Но она не решается на этот шаг. Не потому, что боится Бога и его суда, а просто из-за страха перед самим моментом падения в води «Ой, ой, как страшно... Расставаться с жизнью совсем не так легко, как я думала». Возможно, с этой точки зрения можно говорить о Ларисе как о человеке слабом по сравнению с Катериной. Но следя учитывать, что нравы Катерины и Ларисы формировались разным временем их жизни, различны! воспитанием. Но с полной уверенностью можно сказать, что Лариса — также «луч света в темной царстве». Смерть для нее стала освобождением от всех мук, которые она испытала и, возможно, испытывала бы еще на этой Земле. Безусловно, при всех различиях между Ларисой и Катериной есть много общего: и жажда полета, и стремление к воле, свободе, и протест против «темного царства». 

Итак, обе героини брошены и унижены. Но в обоих случаях девушка оказалась сильнее, чем любой из мужчин. И Лариса, и Катерина погибли личностями, смерть в их случае явилась спасением от потери достоинства. Обе героини представляют собирательный образ настоящей русской женщины. Хотелось бы, чтобы в настоящее время в современном мире было больше таких натур, как они, и меньше тех, кто подталкивает их к падению.

Между двумя произведениями, пьесой "Гроза" и драмой "Бесприданница", стоит двадцать лет. Страна за это время сильно изменилась, изменился и сам писатель. Все это можно проследить, проанализировав данные произведения. В этой статье нами будет проведена сравнительная характеристика Катерины и Ларисы, главных героинь двух пьес. Особенности купечества в двух произведениях В "Грозе" купцы лишь становятся буржуазией. Видно это из того, что для них отживают традиционные патриархальные отношения, утверждается лицемерие и обман (Варвара, Кабаниха), которые Катерине противны. В "Бесприданнице", более позднем творении Островского, купцы - это уже не самодурные и невежественные представители так называемого "темного царства" а люди, претендующие на образованность, одетые по-европейски, читающие зарубежные газеты. Почему не стоит использовать перекись водорода? Как постоянно учиться: 15 шагов 42 проверенных способа изменить себя Это следует учитывать, когда проводится сравнительная характеристика Катерины и Ларисы. Ведь купеческая среда во многом повлияла на развитие характеров и судеб этих девушек. Социальное положение героинь Наша сравнительная характеристика Катерины и Ларисы начинается с определения социального положения девушек. В двух пьесах главные героини существенно отличаются по этому критерию, зато трагическими судьбами они очень похожи. В "Грозе" Катерина - это жена слабовольного, но богатого купца, который находится всецело под влиянием своей деспотичной матери. В "Бесприданнице" Лариса - незамужняя красивая девушка, которая рано лишилась отца и воспитывается матерью, очень энергичной, небогатой женщиной, не склонной к самодурству. Кабаниха по-своему печется о счастье Тихона, своего сына. Огудалова Харита Игнатьевна так же ревностно заботится о благополучии Ларисы, своей дочери, по-своему понимая его. В результате этого Катерина бросается в Волгу, а Лариса гибнет от рук своего жениха. Героиням в обоих случаях суждено умереть, несмотря на то, что близкие и родные как будто желают им лишь добра. Как производить первое впечатление на людей Уловки, которые помогут социализироваться в любой ситуации Легкий и забавный способ изучения китайской грамоты Что объединяет этих девушек? Сравнительная характеристика Катерины и Ларисы выявляет и другие общие черты. Обе эти девушки стремились к свободе, но обрели ее не в нашем мире; обе являются светлыми и чистыми натурами и любят недостойных. Они показывают всей своей сущностью протест против так называемого темного царства (общество "Бесприданницы" подходит под данное определение так же, как и представители его в "Грозе"). Время и место действия двух пьес Катерина Кабанова проживает в маленьком волжском городке, в котором быт во многом является еще патриархальным. Само действие "Грозы" происходит перед реформой, произошедшей в 1861 году, которая оказала на жизнь провинции огромное влияние. Лариса Огудалова обитает в большом городе, находящемся также на Волге, давно утратившем патриархальность в различных сферах, в том числе в семейных отношениях. Река Волга объединяет таких девушек, как Катерина и Лариса. Сравнительная характеристика героинь показывает, что она символизирует для обеих смерть и свободу: и Ларису, и Катерину смерть настигает именно на реке. Следует отметить и различия: Бряхимов открыт - сюда приезжают и отсюда уезжают. Река Волга в "Грозе" воспринимается в первую очередь как граница, а в пьесе "Бесприданница" становится своеобразным средством связи с внешним миром. Почему детям следует позволять делать даже опасные вещи? 10 недорогих увлечений, которые "раскрасят" ваши будни Главный плюс одиночества - это свобода В драме "Бесприданница" действие происходит примерно в конце 1870-х годов, когда заканчивалось второе после отмены крепостного права десятилетие. В это время капитализм развивается бурно. Прежние купцы, как мы уже отмечали, становятся предпринимателями-миллионерами. Отличия в воспитании и характере Продолжаем сравнение Катерины и Ларисы в "Грозе" и "Бесприданнице". Небогато семейство Огудаловых, но настойчивость матери Ларисы помогает завести знакомство с состоятельными и влиятельными людьми. Она внушает своей дочери, что та должна выйти замуж непременно за богатого избранника. Выбор за Катерину сделали уже давно, выдав за безвольного, нелюбимого, но зато обеспеченного Тихона. Героиня "Бесприданницы" привыкла к непринужденной жизни "света" - танцам, музыке, вечеринкам. Она сама обладает способностями - девушка хорошо поет. В подобной обстановке представить себе Катерину невозможно. Она связана намного больше с народными поверьями, с природой, религиозна. В трудную минуту Лариса также вспоминает о Боге и мечтает, согласившись связать свою судьбу с Карандышевым, мелким чиновником, уехать в деревню с ним, подальше от состоятельных знакомых и городских соблазнов. В целом она является, однако, человеком иной среды и эпохи, чем главная героиня "Грозы". Катерина и Лариса, сравнительная характеристика которых нами проводится, по характеру различны. Ларисе присущ более тонкий психологический склад, она чувствует прекрасное более тонко, чем Катерина. Это же ее делает более беззащитной перед неблагоприятными обстоятельствами. Как оставаться счастливым, что бы ни случилось Преимущества чая из крапивы, о которых нужно знать Как обнаружить меланому? Лариса тоже является жертвой лицемерия и обмана, но жизненные ценности у нее иные, которые для другой героини немыслимы. Исток их кроется, прежде всего, в воспитании. Героиня "Бесприданницы" получила европеизированное образование. Она жаждет найти красивую, возвышенную любовь и такую же жизнь. Ей для этого требуется, в конечном итоге, богатство. А вот цельности натуры, силы характера у этой девушки нет. Культурная и образованная Лариса, казалось бы, должна выразить, в отличие от Катерины, хоть какое-то подобие протеста. Но эта девушка - натура слабая. И помогает нам понять, какие разные они, Катерина и Лариса, сравнительная характеристика девушек. Разные конфликты в произведениях В драмах суть конфликта также разная. Столкновение в "Грозе" происходит между жертвами самодуров и самими тиранами. Очень сильны в пьесе мотивы замкнутости пространства, подавления, духоты, несвободы. Катерина не может себя подчинить законам того мира, в котором она оказалась после замужества. Трагично ее положение: любовь к Борису входит в противоречие с религиозностью героини, неспособностью этой девушки жить в грехе. Кульминация произведения - признание Катерины. Финал - гибель главной героини. На первый взгляд, в "Бесприданнице" все наоборот. Ларису все боготворят, ей восхищаются, она не противопоставлена героям, окружающим ее. Не может быть и речи о деспотизме и подавлении. Однако в пьесе очень силен мотив, которого в "Грозе" не было - мотив денег. Конфликт драмы формирует именно он. Лариса является бесприданницей, чем и определяется в драме ее положение. Все окружающие говорят лишь о деньгах, купле-продаже, прибыли, выгоде. Чувство человека в этом мире становится тоже предметом торговли. К трагическому финалу приводит столкновение материальных, денежных интересов с личными чувствами героини. Катерина и Лариса: две женщины - одна судьба. "Гроза" (Островский) и "Бесприданница" (этот же автор) показывают, что судьба девушек трагична как до отмены крепостного права, так и после него. Островский предлагает нам задуматься о многих вечных и насущных вопросах современности. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/173805/sravnitelnaya-harakteristika-katerinyi-i-larisyi-groza-i-bespridannitsa




Драма А. Н. Островского "Гроза" в таблицах






«Гроза»







4. Главные героини:




1. Создание и постановка 
? Заслуги Н. А. Островского перед русской драматургией, перед отечественным театром раскрыты И. А. Гончаровым, который в связи с 35-летним юбилеем творческого пути драматурга писал: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского».
? Драму «Гроза» И. С. Тургенев охарактеризовал как «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего таланта».


«Гроза» была написана в 1859 г., в том же году поставлена в театрах Москвы и Петербурга. В 1860 г. пьеса была напечатана

2. Сюжет и композиция 
? Сюжет для драмы взят автором из жизни. Не секрет, что многие волжские города оспаривали право на то, что действие пьесы происходило именно в их городе. Местные жители показывали гостям города беседку на берегу Волги, где Катерина признается в совершенном грехе.
? Действия, описанные автором, могли произойти во многих городах России того времени. Здесь господствовали домострой и самодурство, унижение и грубость.
? В основу сюжета Островский положил рассказ об истории одной семьи.

3. Город Калинов и его обитатели
• у кого деньги - у того и впасть;                  • у кого власть, тот пользуется ею безраздельно;
• человека можно унизить, оскорбить, принудить к повиновению;
• запретить любое проявление живого человеческого чувства;
• заставить лгать;                                           • заставить приспосабливаться.

Всех жителей города Калинова можно разделить на 2 группы
"Темное царство"Жертвы "темного царства"
олицетворяют гнетущую власть
враги всего живого и нового
Кабаниха, Дикой
угнетенные и бесправные
ощущают на себе власть и грубую силу «темного царства»
Катерина, Варвара, Тихон, Борис, Кудряш, Кулигин 

4. Характеристика главных героинь: Кабаниха, Катерина
Марфа Игнатьевна Кабанова
Отличительные черты характера
«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем», - так пра­вильно и метко определяет характер Кабанихи Кулигин. Суровая и властная. Всех хочет заставить жить по старинке и не терпит ни в ком из окружающих проявления своей воли, своей инициативы. Кабаниха суеверна.
Противоречи­вость
в характере и поступках героини
Ее благочестие показное. Она не пропускает ни одного церковного бого­служения, оделяет деньгами нищих, принимает в своем доме странниц вроде Феклуши. Но дома она настоящий деспот. Свою семью она доводит до полного развала: уходит из дома Варвара, Тихон теряет из-за строгости матери всякую способность думать и действовать самостоятельно, а Ка­терина покончила с собой.
Особенности речи
Язык ее богаче и сложнее, чем у Дикого, Кабаниха позволяет себе и грубые выражения, но они не характерны для её речи. Властность Кабанихи сказы­вается не в ругательствах, а в повелительном тоне ее речи. На склад ее речи наложила отпечаток та атмосфера «благочестия» и старинной обря­довости, которую она поддерживает в своем доме. В целом язык Кабанихи колоритен и пестрит пословицами, образными оборотами народной речи.
Деспотизм, ханжество, невежество, бездушная защита отживших свой век порядков и обыча­ев - таковы черты внутреннего облика героини, делающие её суровой и страшной охрани­тельницей «темного царства».
Катерина Кабанова
Место в доме Кабановых
Попадает в дом Кабановых, выйдя замуж за Тихона, не то, чтобы по любви, а потому что так положено. Занимает место снохи, нелюбимой и неуважаемой.
Чем Катерина отличается от других персонажей
Натура сильная и свободная, чистая и светлая, любящая и искренняя, но в мире, где ей приходится жить, эти качества просто недоступны для понимания.
Мир, в котором живет героиня
Мир Катерины наполнен поэзией и красотой. Они во всем: в умывании родниковой водой, в рассказах и песнях странниц, в молитвах, даже в вышивании золотом по бархату. И всему этому не было принуждения в девичестве. После замужества Катерина потеряла ощущение свободы, радости жизни. «Неволя» убивает красоту и поэзию, а значит, разру­шает мир Катерины.
В чем трагедия Катерины
Катерина не хочет и не может жить по законам «темного царства». В этом основная причина ее трагедии, трагедия свободного человека, кото­рого заставляют жить в неволе, заставляют изменить своим нравственным убеждениям. В доме Кабанихи, «все как будто из-под неволи». Сердце Кате­рины жаждет любви, на любое обращенное к ней ласковое слово она гото­ва ответить сильным чувством, но живет героиня в городе «безлюбом».
о Катерине
Варвара говорит: «Ты какая-то мудреная», т. е. странная, сложная, не­понятная.
«Такая уж я зародилась горячая - говорила она. - Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула её от берега. На другое утро уж нашли верст за десять!» «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! - признается она. - Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!»
Любовь в жизни Катерины
Катерина любит не так, как окружающие ее женщины. Она готова на все для любимого человека, преступая даже те понятия о грехе и доброде­тели, которые были для нее священными. Внутренняя чистота и прав­дивость не позволяют ей лгать в любви, обманывать, притворяться. «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» - скажет она Борису.
Добролюбов о Катерине
Натура мечтательная, впечатлительная, с характером по преимуществу «любящим, идеальным».
Катерина в то же время обладает пылкой и страстной душой. Женщина не только со страстным, но и с сильным характером. Способна на полный разрыв с опостылевшей средой и жизнью. «Луч света в темном царстве». Самоубийство её как бы на миг осветило беспробудный мрак «темного царства».
Такая впечатлительная, поэтически настроенная и в тоже время решительная жен­щина попадает в затхлую атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки.
Это объясняет конфликт Катерины как с «темным царством», так и с самой собой. Тра­гизм положения Катерины осложнялся еще и тем, что ее выдали замуж за человека, которо­го она не знала и любить не могла, как ни старается она быть ему верной и любящей женой.
5. Смысл названия
для своей пьесы автор выбирает
многозначное название
Природное явление
Социальное столкновение
Гроза как природное явление становится фоном, на котором разворачивается фи­нальная сцена пьесы.
Столкновение убеждений консервативно на­строенных представителей более старшего по­коления со стремлением к свободе, возможно­сти выбора молодых героев пьесы.
Гроза как обещание мучений на том свете за грехи - «гиена огненная».
Нравственные проблемы:
? проблема человеческого достоинства;
? проблема сохранения личности в условиях деспотизма и морального угнетения;
? проблема честности, справедливости и спо­собности сделать выбор.
Автор, поставив перед читателем вопрос: можно ли сохранить нравственность, честность в условиях города Калинова, всем ходом пьесы отвечает, что это невозможно.
Лариса Огудалова и Юлий Капитоныч Карандышев (по пьесе А. Островского « Бесприданница »)
Драма А. Н. Островского «Бесприданница» стала вершиной творчества великого драматурга. Пьеса раскрывает многогранные и психологически слож­ные человеческие характеры.
Лариса Огудалова и Сергей Сергеич Паратов (по пьесе А. Островского «Бесприданница»)
Творчество А. Н. Островского принадлежит к вер­шинам русской классической и мировой драмы. Од­ной из жемчужин является его пьеса «Бесприданни­ца».
Лариса Дмитриевна и Харита Игнатьевна Огудаловы (по пьесе А. Островского « Бесприданница »)



В народе говорят: «Яблоко от яблони недалеко па­дает», но, видно, на всякое правило бывает исключе­ние. Таким исключением являются мать и дочь Огу­даловы. И чем настойчивее автор подчеркивает их разность, тем ярче выступает перед читателем харак­тер главной героини — Ларисы.
Паратов и Карандышев (по пьесе А. Островского «Бесприданница»)
В центре пьесы А. Н. Островского «Бесприданни­ца» интересный, многосложный характер и судьба главной героини Ларисы Огудаловой. Ее образ во мно­гом раскрывается во взаимоотношениях с Паратовым и Карандышевым.
Пьеса «Бесприданница» — одно из вершинных про­изведений А. Н. Островского. Героиня драмы, Лариса Огудалова, оказывается в сложной жизненной ситуа­ции: любит она одного, а замуж намеревается выйти за другого.

«Эко, братец ты мой, точно клубком туча-то вьется, ровно что в ней там живое ворочается. А так на нас и ползет, так и ползет, как живая» — так Кулигин гово­рит о грозе, надвигающейся на город Калинов. Гроза дважды собирается над Калиновым, вызывая разные чувства у героев. 

Пьеса «Гроза» была допущена драматической цен­зурой к представлению в 1859 году. Цензор И. Нордстрем, хорошо относившийся к А. Н. Островскому, по просьбе друзей драматурга представил «Грозу» как любовную, а не социально-обличительную, сатириче­скую и в своем рапорте не упомянул ни о Кабанихе, ни о Диком.
Действие пьесы начинается с ремарки: «Общест­венный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сель­ский вид». За этими строчками кроется необыкновен­ная красота волжских просторов, замечает которую лишь Кулигин, механик-самоучка: «... Чудеса, ис­тинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот/бра­тец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу». 
А. Н. Островский определил жанр своего произве­дения как драму, подчеркивая этим широкую распро­страненность конфликта пьесы, повседневность собы­тий, изображенных в ней.
Прочтите и другие полезные материалы:

Тест по пьесе А. Н. Островского « Гроза»
  1. В каком городе происходит действие пьесы Островского « Гроза» ?
А) Бряхимове;
Б) Костроме;
В) Ярославле;
Г) Калинове.

  1. Какой песней в исполнении Кулигина открывается « Гроза» ?
А) « Что стоишь, качаясь тонкая рябина»;
Б) « Виновата ли я, что люблю…» ;
В) « Среди долины ровныя…»;
Г) « Вы жертвою пали в борьбе роковой…».

3.В каком учебном заведении получил образование племянник Дикого – Борис Григорьевич?
А) В кадетском корпусе;
Б) В Коммерческой академии;
В) В Московском университете ;
Г) В ремесленном училище;
4. Что мечтает изобрести Кулигин?
А) Велосипед;
Б) Двигатель внутреннего сгорания;
В) Вечный двигатель;
Г) Машину времени;
5. На какое устройство « для общей пользы» Кулигин просит денег у Дикого?
А) Грамоотвод;
Б) Часы;
В) Газовый фонарь;
Г) Мусоропровод
6. Что по мнению Кабанихи, должна делать хорошая жена после отъезда мужа?
А) Запереться дома;
Б) Вышивать мужу рубаху;
В) Выть на крыльце;
Г) Читать « Домострой».
7. За какие слова Дикой грозится отправить Кулигина к городничему?
А) Вы ее погубили! Вы! Вы!
Б) Все в огне будете в неугасимом… .
В) Я телом в прахе истлеваю, умом громам повелеваю… .
Г) Ночью темнотою покрылись небеса.
8.А.Н.Островский написал:
А) более 30 пьес
Б) более 50 пьес
В) более 100 пьес
9. Какому критику принадлежит следующее высказывание о драме А.Н.Островского «Гроза» “Катерина начинает терзаться угрызениями совести и доходит в этом направлении до сумасшествия”
А) А.Н Добролюбову
Б) Д.Писареву
10. Драма А.Н Островского “Гроза” была написана :
А) до отмены крепостного права;
Б) после отмены крепостного права;
11. Почему погибла Катерина:
А) Ей досталась жестокая свекровь;
Б) она, изменив мужу, совершила грех и не выдержала мук совести;
В) не умела мать, приспосабливаться, столкнулась с деспотизмом ,фальшью, душевной нервозностью?
12. В образе Феклуши А.Н Островский показал:
А) странницу, личность целеустремленную, любознательную, трудолюбивую, много поведавшую;
Б) корыстную, невежественную, ленивую натуру, которая заботиться не столько о своей душе, сколько о желудке.
13. А.Н Островский родился:
А) в Москве
Б) в Петербурге
В) в Костроме
14. Жертвами “темного царства” в драме А.Н Островского “Гроза” являются:
А) Борис;
Б) Кулигин ;
В) Катерина;
Г) Дикой;
Д) Тихон.
15. Страдания Катерины в драме “Гроза” вызвали у калиновцев:
А) сочувствие;
Б) осуждение;
В) злобу;
16. Литературную известность А.Н Островскому принесет комедия:
А) “ Бедность не порок ”;
Б) “ Свои люди- сочтемся ”;
В) “ На всякого мудреца довольно простаты ”;
17. Драма А.Н Островского “Бесприданница отражает”:
А) события 60-x годов;
Б) события 70-х годов;
В) события 80-х годов;
18. А.Н Островский в своем творчестве показал:
А) быт и нравы купцов Замоскворечья;
Б) купца не только как представителя торгового сословия, но и как центральную русскую натуру.
19. Памятник А.Н Островскому в Москве поставлен:
А) перед Большим театром;
Б) перед Художественным театром;
В) перед Малым театром.
20. Судовладелец и “блестящий барин” в драме А.Н Островского “Бесприданница”
А) Карандышев;
Б) Кнуров;
В) Паратов;
Г) Вожеватов.
21. Можно ли считать Бориса из драмы А.Н Островского “Гроза” достойным избранником Катерины?
А) да;
Б) нет;
22. Какую пьесу А.Н Островского ставили в ряд гоголевских произведений и называли купеческими “Мертвыми душами”
А) “Гроза”;
Б) “Бешеные деньги”;
В) “Свои люди- сочтемся”;
Г) “Бедность не порок”

1-г;2-в;3-б;4-в;5-б;6-в;7-в;8-б;9-в;10-а;11-в;12-б;13-а;14-а,б,в,д;15-а;16-б;17-б;18-б;19-в;20-в;21-б;22-в.
    Лучшей психологической драмой А. Н. Островского по праву считается "Бесприданница". Ее нередко сопоставляют с "Грозой", и в известной мере это справедливо. "Гроза" — главное произведение дореформенной драматургии Островского, "Бесприданница" же вбирает в себя многие мотивы пореформенного творчества драматурга. На сопоставление этих пьес наводит и то, что в обеих перед нами развертывается драма незаурядной женской натуры, приводящая к трагической развязке. Наконец, важно и то, что в обеих пьесах существенную роль играет собирательный образ волжского города, в котором происходит действие. Но различие эпох, изображенных в этих пьесах, привело к совершенному несходству художественного мира "Грозы" и "Бесприданницы". 
    "Бесприданница" — драма буржуазной эпохи, и это решающим образом влияет на ее проблематику. Если душа Катерины в "Грозе" вырастает из народной культуры, одухотворенной нравственными ценностями православия, то Лариса Огудалова — человек нового времени, порвавшего связи с тысячелетней народной традицией, освободившего человека не только от устоев морали, но и от стыда, чести, совести. В отличие от Катерины, Лариса лишена цельности. Ее человеческая талантливость, стихийное стремление к нравственной чистоте, правдивость — все, что идет от ее богато одаренной натуры, высоко поднимает героиню над окружающими. Но сама житейская драма Ларисы — результат того, что буржуазные представления о жизни имеют над ней власть, влияют на ее понимание людей. 
    Мотив торговли, проходящий через всю пьесу и концентрирующийся в главном сюжетном событии — торге за Ларису, охватывает всех героев-мужчин, среди которых Лариса должна сделать свой выбор. И Паратов здесь не только не исключение, но, как выясняется, — самый жестокий и бесчестный участник торга. Отвечая на восторженные рассказы своей невесты о смелости Паратова, бестрепетно стрелявшего в монету, которую держала Лариса, Карандышев верно замечает: "Сердца нет, оттого он так и смел". И Островский солидарен с этим мнением, хотя Карандышев и не является выразителем авторских оценок. Вообще, такого героя в пьесе нет, зато почти каждый из действующих лиц в той или иной момент верно оценивает ситуацию и людей, в ней участвующих. 
    Сложность характеров героев — будь то противоречивость их внутреннего мира, как у Ларисы, или несоответствие внутренней сущности героя и внешнего поведения, как у Паратова, — вот в чем психологизм драмы Островского. 
    Паратов для всех окружающих — большой барин, широкая натура, бесшабашный храбрец, и все эти краски и жесты автор ему оставляет. Но, с другой стороны, он тонко, как бы между прочим, показывает нам и другого Паратова, его истинное лицо. В первой же встрече с ним мы слышим признание: "Что такое "жалость", этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно". И сразу мы узнаем, что продает Паратов не только "Ласточку", но и себя самого невесте с золотыми приисками. В конечном итоге, тонко компрометирует его и сцена в доме Карандышева, потому что отделка его квартиры и попытка устроить роскошный обед — это ведь карикатура на стиль и образ жизни Паратова. И вся разница заключается в суммах, которые каждый из героев может на это потратить. Глубоко значительна сцена, характеризующая обоих соперников, домогающихся любви Ларисы. 
    Таким образом, средством психологических характеристик у Островского оказываются не самопризнания героев, не рассуждения о чувствах и свойствах их, но преимущественно их действия и бытовой диалог. Ни один из героев не изменяется в процессе драматического действия, а лишь постепенно раскрывается перед зрителями. Даже о Ларисе можно сказать то же: она прозревает, узнает правду об окружающих ее людях, принимает страшное решение стать "очень дорогой вещью". И только смерть освобождает ее от всего, чем наделил житейский опыт. В этот момент она как бы возвращается к естественной красоте своей натуры. 
    Финал драмы — смерть героини среди праздничного шума, под цыганское пение — поражает своей художественной дерзостью. Душевное состояние Ларисы показано автором в стиле "сильного драматизма" и при этом с безупречной психологической точностью. Она смягчена, успокоена, она всех прощает, потому что счастлива тем, что наконец-то вызвала вспышку нечеловеческого чувства — безрассудный, самоубийственный поступок Карандышева, освободивший ее от унизительной жизни содержанки. 
    Редкий художественный эффект этой сцены А. Н. Остров- ский строит на остром столкновении разнонаправленных эмоций: чем больше мягкости и всепрощения у героини, тем острее суд зрителя. Драма "Бесприданница" стала вершиной творчества Островского, произведением, в котором сошлись в удивительно емком художественном единении мотивы и темы большинства пьес позднего периода. В этой пьесе, раскрывающей по-новому сложные и психологически многозвучные человеческие характеры, предвосхищена неизбежность появления в России нового театра.


На первый взгляд, эти герои — антиподы. Паратов красив, богат, «блестящий барин из судохозяев», а Карандышев — мелкий небогатый чиновник с неинтересной внешностью. Паратов всюду появляется с шиком, каждым жестом, каждым шагом обращает на себя внимание. Приезд Сергея Сергеевича в Бряхимов сопровождается радостной суетой. Горожане, зная натуру барина, умеющего широко и весело проводить время, ожидают щедрой награды и настоящего праздника. Паратов легко находит общий язык с людьми, вызывает у них восхищение. Харита Игнатьевна, например, так отзывается о Паратове: «Молодец мужчина! Экой сокол! Глядеть на тебя да радоваться». Лариса глубоко и сильно полюбит Паратова, смелого и страстного поклонника. Карандышева же почти презирает, несмотря на то, что согласилась стать его женой. Он для нее соломинка, «за которую хватается утопающий». Никто из персонажей не отзывается о нем уважительно. «Человек самолюбивый, завистливый», — замечает Вожеватов. «Ну что такое Карандышев!» — с презрением и недоумением говорит Кнуров, узнав о решении Ларисы выйти замуж за этого человека. Окружающим неприятны завистливость Карандышева, его озлобленность, стремление во что бы то ни стало оказаться в избранном обществе.


Карандышев и Паратов — соперники. Это определяет их неприязнь друг к другу. Паратов резко-пренебрежительно отзывается о Юлии Капитоныче: «А еще разговаривает, гусь лапчатый». Карандышев, в свою очередь, называет Сергея Сергеевича развратным человеком, промотавшимся кутилой. Между героями существует социальная пропасть. Карандышев — «маленький человек», а Паратов — «хозяин -У    жизни». У него есть правило — «никому не прощать, а то страх забудут, забываться станут». И это не пустой звук, а одно из главных качеств Паратова.

Однако при глубоком анализе характеров и поступков Паратова и Карандышева можно сделать вывод, что у героев есть много общего. И тот, и другой крайне самолюбивы и тщеславны, любят произвести впечатление, добиваются поставленной цели любыми средствами. Обоим Лариса нужна для самоутверждения. Она для них — игрушка. Паратов добился того, что Лариса его страстно полюбила, а сам он «женихов всех отбил, да и след простыл». Вернувшись в Бряхимов, Сергей Сергеевич хочет унизить в глазах Ларисы ее жениха, жестоко проучить Карандышева за то, что тот перед ним «топорщится». Он вступает в спор с Карандышевым, чтобы лишний раз подчеркнуть в присутствии Огудаловых, насколько ничтожен, мелок, смешон избранник Ларисы по сравнению с ним, блестящим барином. Приглашая девушку на прогулку на «Ласточке», Паратов хладнокровно приносит в жертву своему капризу ее репутацию. Для него поездка — веселое прощание с холостяцкой жизнью, а для Ларисы — надежда на счастье с любимым человеком.

Карандышев упорно ждал, когда Лариса останется без претендентов на руку и сердце, и добился своего: стал женихом девушки. Но у него никак не складываются отношения с невестой. Он постоянно проявляет больное самолюбие, торопится самовозвыситься. Ему не терпится испытать торжество победителя, и на Ларису после ее согласия выйти за него замуж он уже смотрит как на свою собственность. Званый обед задуман Карандышевым не только для собственного самоутверждения, но и как своеобразный акт мести: «Лариса Дмитриевна, три года я терпел унижения, три года я сносил насмешки прямо в лицо от ваших знакомых, надо же и мне, в свою очередь, посмеяться над ними».

И Карандышеву, и Паратову Лариса небезразлична, но при этом они не дорожат девушкой, не прислушиваются к ее словам, не хотят понять, что с ней происходит. Герои упиваются своей властью над Ларисой. На званом обеде Карандышев ликует, он уже наслаждается своим положением будущего мужа, полного властелина Ларисы. За нее он решает, станет она петь для гостей или нет: «Нет, нет, и не просите, нельзя; я запрещаю». Паратов в сцене встречи с Ларисой надевает на себя маску разочаровавшегося в женщинах и оскорбленного мужчины. На доверчивую девушку он действует красноречием. Постепенно Паратов усиливает натиск, изображая боль от «поступка» Ларисы, который якобы свидетельствует о женском непостоянстве. Он разыгрывает разочарованного героя. Девушка вынуждена оправдываться, доказывать свою невиновность. Паратов слышит от нее признание в любви и торжествует победу.
Оба героя виноваты в гибели Ларисы. И «маленький человек», и блестящий барин не имеют в душе истинной чуткости и способности бескорыстно любить. Они считают, что в мире, где все строится на расчете, можно купить и честь, и любовь, и красоту. Лариса идеализировала и Паратова, и Карандышева. Последнего она воспринимала как человеках доброй душой, бедного и непонятого окружающими, и искренне хотела его полюбить. Паратов был для Ларисы идеалом мужчины. Она считала его благородным и надежным, мечтала соединить свою судьбу с ним. Слишком поздно девушка поняла, что в мире наживы, корысти и непомерных амбиций нет места для любви.
Карандышев и Паратов в своей борьбе за Ларису проявили свои самые оттал-кивающие качества характера — тщеславие, расчет и бессердечность. Оба героя вызывают осуждение. Их чувства к Ларисе — пародия на любовь.

Богатый барин, умеющий «красиво жить» и разрушивший жизнь Ларисы и Карандышева.
Характеристика личности Паратова
Паратов Сергей Сергеевич - персонаж пьесы А.Н. Островского "Бесприданница" (1878)Сергей Сергеевич Паратов был видным красивым мужчиной, любимцем женщин ("блестящий барин, лет за тридцать, из судохозяев"). В отличии от своих приятелей, купцов Кнурова и Вожеватова, Паратов был настоящим аристократом и сорил деньгами направо и налево (проматывал семейный капитал, полученный в наследство). Цыгане, роскошный пароход, рестораны... - в общем, Паратов умел "красиво жить".
Вместе с тем, он, судя по всему, по-настоящему любил простых людей и, ради развлечения, иногда разделял с ними их тяжелый труд (как Петр I).
Обладая недюжинной физической силой (он ходил на медведя с рогатиной, а также в одиночку переставил коляску с Ларисой поближе к сухому месту), Паратов был весьма сильной натурой, альфа-самцом. Об этом говорит сцена с офицером, которому Сергей Сергеевич показал, что такое настоящая смелость (этому посвящена отдельная статья) и сцена с Карандышевым, который пренебрежительно отозвался о бурлаках (разозлившись на бедного чиновника, Паратов отомстил ему, напоив его с помощью Робинзона).
Естественно, Лариса влюбилась в богатого, сильного и умеющего очаровать женщину барина. Моральных устоев Паратов не имел и делал то, что захочется (У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно). Поэтому он дважды воспользовался Ларисой, заманив ее на корабль (при это не собираясь на ней жениться).
По большому счету, Паратов - пустой человек. Конечно, он умел сорить деньгами и пускать пыль в глаза, но настоящего стержня и благородства души у него не было.

Роль в сюжете пьесы

Паратов, будучи частым гостем в доме Огудаловых, стал объектом обожания Ларисы Огудаловой. Он распугал все женихов и провел с ней ночь на своем пароходе. После этого, Паратов уехал в свое имение, решать проблемы с управляющим. Ясно, что живя в таком духе, богатым оставаться трудно. Паратов разорился, но тут же нашел выход, воспользовавшись своей фамилией и внешними данными. Он обвенчался с девушкой, имеющей богатое приданое.
Продав свой пароход Вожеватову, Паратов снова приехал в город, где жили Огудаловы. Он пришел к ним гости и снова растревожил сердце Ларисы, которая собиралась выйти замуж за Карандышева. Поссорившись с последним, он, с помощью своего шута Робинзона, напоил его и увез Ларису на пароход (отметить его продажу). Проведя с ней ночь, Сергей Сергеевич, сказал ей, что она ему не нужна... В результате, отчаявшуюся Ларису застрелил ревнивый Карандышев.

Цитаты Паратова

  • Мне хочется знать, скоро ли женщина забывает страстно любимого человека: на другой день после разлуки с ним, через неделю или через месяц...
  • О вас я всегда буду думать с уважением; но женщины вообще, после вашего поступка, много теряют в глазах моих.
  • Да ведь ревнивые люди ревнуют без всякого повода.
  • Смотрите, я буду стрелять в девушку, которая для меня дороже всего на свете, и не побледнею
  • У всякого свой вкус: один любит арбуз, а другой — свиной хрящик.
  • А теперь, господа, у меня другие дела и другие расчеты. Я женюсь на девушке очень богатой, беру в приданое золотые прииски.
  • Я только поучу его. У меня правило: никому ничего не прощать; а то страх забудут, забываться станут.
  • Если я кого хочу поучить, так на неделю дома запираюсь да казнь придумываю.
  • Я обручен. — Ах!. — Вот золотые цепи, которыми я окован на всю жизнь.
  • Очень просто; потому что если мужчина заплачет, так его бабой назовут; а эта кличка для мужчины хуже всего, что только может изобресть ум человеческий.

http://www.literaturus.ru/2016/09/test-bespridannica-ostrovskij-otvety-voprosy-viktorina.html 
ТЕСТ

произведений в творчестве А. Н. Островского. В этой статье представлен тест по пьесе "Бесприданница" Островского: вопросы и ответы (викторина). Правильные ответы на вопросы смотрите в конце теста. Смотрите: Все материалы по пьесе "Бесприданница" Тест по пьесе "Бесприданница" Островского в ответах и вопросах 1. Как называется пароход, который Паратов собирается продать Вожеватову? Буревесник Ласточка Волна Касатка 2. На каком музыкальном инструменте играет Лариса Огудалова после званого обеда? скрипка форепиано флейта гитара 3. Кто из героев пьесы устраивает званый обед? Паратов Карандышев Кнуров Лариса Огудалова 4. Кто из персонажей оказывается помолвлен с богатой невестой? Кнуров Вожеватов Паратов Робинзон 5. Кто из героев обещает оплатить свадебное платье Ларисы? Паратов Карандышев Кнуров Вожеватов 6. Кто из героев является другом детства Ларисы Огудаловой? Паратов Вожеватов Карандышев Кнуров 7. Какой напиток по утрам пьет Вожеватов? шампанское чай лимонад кофе 8. В какой город собирается везти Ларису господин Кнуров? Лондон Париж Милан Петербург 9. Кто из героев любит гулять перед обедом, чтобы "нагулять" аппетит? Паратов Робинзон Кнуров Вожеватов 10. Кто из персонажей произности фразу: "Так не доставайся ж ты никому!"? Паратов Карандышев Кнуров Робинзон 11. В кого влюблена Лариса Огудалова? в Кнурова в Робинзона в Вожеватова в Паратова 12. С кем соглашается ехать на выставку Лариса Огудалова? с Паратовым с Кнуровым с Робинзоном с Вожеватовым 13. Кто из героев является провинциальным актером? Паратов Кнуров Робинзон Вожеватов 14. Кто из героев говорит фразу: "Если я кого хочу поучить, так на неделю дома запираюсь да казнь придумываю."? Паратов Кнуров Лариса Робинзон 15. Кто из героев убивает Ларису Огудалову в конце пьесы? Кнуров Карандышев Паратов Робинзон Правильные ответы на вопросы ответ (2) Ласточка ответ (4) гитара ответ (2) Карандышев ответ (3) Паратов ответ (3) Кнуров ответ (2) Вожеватов ответ (1) шампанское  ответ (2) Париж ответ (3) Кнуров ответ (2) Карандышев ответ (4) в Паратова ответ (2) с Кнуровым ответ (3) Робинзон ответ (1) Паратов ответ (2) Карандышев 

 Тест по творчеству Островского. “Гроза”, “Бесприданница”.

1 часть
1) Имя Островского
А) Николай Алексеевич
Б) Алексей Николаевич
В) Александр Николаевич
Г) Николай Александрович

2) Островского прозвали
А) “Колумб Замоскворечья”
Б) “человек без селезенки”
В) “товарищ Константин”
Г) “луч света в темном царстве”

3) Островский учился
А) в Царскосельском Лицее
Б) в Нежинской гимназии
В) в Московском университете
Г) в Симбирском университете

4) Произведение “Гроза”
А) комедия
Б) трагедия
В) драма
Г) роман

5) Какое произведение не принадлежит Островскому:
А) “Снегурочка”
Б) “Волки и овцы”
В) “Обломов”
Г) “Свои люди – сочтемся”

6) Драма “Гроза” была впервые напечатана в
А) 1852
Б) 1859
В) 1860
Г) 1861

7) Какое изобретение хотел внедрить в быт своего города механик-самоучка Кулигин?
А) телеграф
Б) печатный станок
В) громоотвод
Г) микроскоп

8) Определите кульминацию
драмы “Гроза”
А) прощание Тихона и Катерины перед его поездкой
Б) сцена с ключом
В) встреча Катерины с Борисом у калитки
Г) раскаяние Катерины перед жителями города

9) К какому литературному направлению следует отнести драму “Гроза”
А) реализм
Б) романтизм
В) классицизм
Г) сентиментализм

10) Действие драмы “Гроза” происходит
А) в Москве
Б) в Нижнем Новгороде
В) в Калинове
Г) в Петербурге

11) Как звали мужа Катерины?
А) Тихон
Б) Борис
В) Кудряш
Г) Акакий

12) Определите основной конфликт драмы “Гроза”
А) история любви Катерины и Бориса
Б) столкновение самодуров и их жертв
В) история любви Тихона и Катерины
Г) описание дружеских отношений Кабанихи и Дикого

13) Кто из героев драмы “Гроза” “позавидовал” умершей Катерине, считая собственную жизнь предстоящей мукой?
А) Борис
Б) Кулигин
В) Варвара
Г) Тихон

14) Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе
А) сноска
Б) ремарка
В) пояснение
Г) сопровождение

15) Кто из героев пьесы характеризуется автором как “молодой человек, порядочно образованный”?
А) Кулигин
Б) Тихон
В) Борис
Г) Кудряш

16) К какому типу литературных героев принадлежала Кабаниха
А) “лишний человек”
Б) герой-резонер
В) “маленький человек”
Г) “самодур”

17) Кто написал критическую статью “Мотивы русской драмы” о “Грозе”?
А) В. Г. Белинский
Б) Н. Г. Чернышевский
В) Н. А. Добролюбов
Г) Д. И. Писарев

18) О каком персонаже идет речь?
У него уж такое заведение. У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, изругает на чем свет стоит. “Ты, – говорит,
– почему знаешь, что я на уме держу? Нешто ты мою душу можешь знать? А может, я приду в такое расположение,
что тебе пять тысяч дам”. Вот ты и поговори с ним! Только еще он во всю свою жизнь ни разу в такое-то
расположение не приходил.
А) Дикой
Б) Борис
В) Кудряш
Г) Тихон

19) Кто сказал:
“Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры”.
А) Кудряш
Б) Кулигин
В) Борис Григорьевич
Г) Дикой

20) Кому принадлежат слова, обращенные к главной героине пьесы “Бесприданница”?
“Хороши ваши приятели! Какое уважение к вам! Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека, – человек сам располагает своей судьбой, они смотрят на вас, как на вещь”.
А) Кнурову
Б) Паратову
В) Вожеватову
Г) Карандышеву










2 часть
1) Годы жизни А. Островского:
А) 1823 – 1886
Б) 1809 – 1852
В) 1812 – 1891
Г) 1799 – 1837

2 Островский учился
А) в Царскосельском Лицее
Б) в Нежинской гимназии
В) в Московском университете
Г) в Симбирском университете

3) Островского прозвали
А) “Колумб Замоскворечья”
Б) “человек без селезенки”
В) “товарищ Константин”
Г) “луч света в темном царстве”

4) Драма “Гроза” была впервые напечатана в
А) 1852
Б) 1859
В) 1860
Г) 1861

5) Какое произведение не принадлежит Островскому:
А) “Снегурочка”
Б) “Бедность не порок”
В) “Обломов”
Г) “Свои люди – сочтемся”

6) Произведение “Гроза”
А) комедия
Б) трагедия
В) драма
Г) повесть
7) К какому сословию принадлежала Кабаниха?
А) купцы
Б) мещане
В) дворяне
Г) разночинцы

8) Кто устроил встречи Катерины и Бориса, украв у Кабанихи ключ?
А) Кудряш
Б) Кулигин
В) Варвара
Г) Глаша
9) К какому литературному направлению следует отнести драму “Гроза”
А) реализм
Б) сентиментализм
В) классицизм
Г) романтизм

10) Как звали возлюбленного Катерины
А) Кулигин
Б) Тихон
В) Борис
Г) Кудряш

11) В каком городе происходит действие пьесы?
А) в Нижнем Новгороде
Б) в Торжке
В) в Москве
Г) в Калинове

12) Кому принадлежит фраза: “Делай что хочешь, только бы шито да крыто было”?
А) Кудряшу
Б) Катерине
В) Варваре
Г) Кабанихе

13) Что изобретал механик-самоучка Кулигин?
А) телеграф
Б) перпетуум-мобиле
В) солнечные часы
Г) громоотвод

14) Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе
А) сноска
Б) ремарка
В) пояснение
Г) сопровождение

15) Какой фразой заканчивается драма “Гроза”?
А) Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы…
Б) Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией,
который милосерднее вас!
В) Спасибо вам, люди добрые, за вашу услугу!
 Г) Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!

16) К какому типу литературных героев принадлежал Дикой
А) “лишний человек”
Б) “самодур”
В) “маленький человек”
Г) герой-любовник

17) Кто написал критическую статью “Луч света в темном царстве” о “Грозе”?
А) В. Г. Белинский
Б) Н. Г. Чернышевский
В) Н. А. Добролюбов
Г) Д. И. Писарев

18) О каком персонаже идет речь?
Он прежде наломается над нами, надругается всячески, как его душе угодно, а кончит
все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость. Да еще станет
рассказывать, что из милости дал, что и этого бы не следовало.
А) Дикой
Б) Борис
В) Кудряш
Г) Тихон

19) Кто сказал:
“Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня
отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру,
мы с сестрой сиротами и остались. Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и
оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы придем
в совершеннолетие, только с условием…”
А) Тихон
Б) Борис
В) Дикой
Г) Кудряш

20) Кому принадлежат слова из пьесы А. Островского “Бесприданница”?
“Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я
испытала себя… я вещь! Наконец слово для меня найдено, вы
нашли его. Уходите! Прошу вас, оставьте меня!”
А) Лариса Дмитриевна Огудалова
Б) Агрофена Кондратьевна Большова
В) Анна Павловна Вышневская
Г) Харита Игнатьевна Огудалова



ОТВЕТЫ:
1 вариант
1-в, 2-а, 3-в, 4-в, 5-в, 6-б, 7-в, 8-г, 9-а, 10-в, 11-а, 12-б, 13-г, 14-б, 15-в, 16-г, 17-г, 18-а, 19-б, 20-г
2 вариант
1-а, 2-в, 3-а, 4-б, 5-в, 6-в, 7-а, 8-в, 9-а, 10-в, 11-г, 12-в, 13-б, 14-б, 15-г, 16-б, 17-в, 18-а, 19-б, 20-а
Автор теста: Савостьянова Т. И.

Комментариев нет:

Отправить комментарий