Назовите сказки. Что общего у этих сказок?
- Давайте ещё раз вспомним, что такое сказка?
- Какие виды сказок вы знаете?
- Из каких частей она состоит?
- Что обязательно должно быть в сказке?
- Какие вам больше нравятся и почему?
- Кто сочинял сказки, которые мы изучили?
- Трудно ли быть сочинителем?
- Сочиняли ли вы когда-нибудь сказки?
Пишу –значит люблю.
М.Пришвин.
– Писать и сочинять сказки может лишь тот человек, который их любит, понимает и бережёт.
- Иван Захарович Суриков, русский поэт, писал о своих впечатлениях от чтения сказок
Слушаю я сказку –
Сердце так и мрёт;
А в трубе сердито
Ветер злой поёт…
Александр Николаевич Афанасьев – знаменитый издатель русских народных сказок. Именно этот человек подарил многим поколениям русского народа сказки.
Особая заслуга Александра Николаевича Афанасьева в том, что он извлёк из архива Русского Географического общества хранившиеся там сказки и присоединил к ним многочисленные записи Владимира Ивановиче Даля. В сборник вошли сказки всей России. Заговорили и поведали свои истории сказки енисейские, нижегородские, костромские, московские, саратовские и многих других мест России. В этом сборнике заговорила вся русская земля.
– Вот такой прекрасный сказочник жил в России и подарил нам сказки. А мы с вами сегодня постараемся познакомиться с законами сказки и создать свою сказку.
Сегодня на уроке вы не просто окунётесь в волшебный мир сказки, но и сами попробуете сотворить свою сказку. Но сначала нам надо подготовиться к этому творческому процессу и вспомнить о сказочных «премудростях».
Знакомство с несколькими присказками, зачинами, концовками.
1-я присказка.
На море, на океане,
На острове Буяне
Стоит дуб зелёный,
Под тем дубом стол золочёный,
Садись, кушай,
Мою сказку слушай!
2-я присказка.
На море, на океане, на острове Буяне стоит дерево – золотые яблочки. По этому дереву ходит кот Баюн. Идёт он вверх – песенки поёт, идёт вниз – сказочки сказывает. Это ещё не сказка, а присказка. А сказочка вся впереди. Ушки открой и слушай.
3-я присказка.
Летела воронушка – весёлая головушка. Она летела, летела и на золотую маковку села. Хвостиком повертела, по сторонам посмотрела и опять полетела, а пёрышко нам оставила.
– Давайте подумаем. Зачем в сказке нужна присказка?
(Вводит в мир сказки, настраивает на поэтическое восприятие текста, включает творческое воображение читателя).
После присказки в волшебной сказке идёт зачин. Он напоминает нам, что все события в сказке происходят где-то, место действия нельзя определить или показать на географической карте. Все события в сказке происходят только чудесным образом.
Найдите и зачитайте зачины сказок.
- Жил себе…
- Жили-были старик со старухой…
- Однажды…
- В стары годы, в старопрежние, в красну вёсну, в тёплые лета…
- В некотором царстве, далёком (некотором) государстве жил-был царь…
- Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудесные…
- Все волшебные сказки заканчиваются по-разному. Концовки красиво заканчивают сказку.
– Вспомните примеры концовок волшебных сказок.
Вам – сказку,
А мне – бубликов связку,
Гречневой кашки
В крашеной чашке,
Масла горшок
Да горячий пирожок.
Я там была и мёд кушала. А когда чай-то пила, по губам текло, а в рот не попало. Вот и сказке конец. Сказка вся, боле врать нельзя
- Вот, видишь, как бывает оно на свете.
- Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец.
- И стали они в добре поживать, лиха не знать.
- И стали себе жить-поживать, добра наживать да медок попивать.
- Поехали в своё государство, пир собрали, в трубы затрубили,
в пушки запалили, и был пир такой, что и теперь помнят.
- …и теперь живёт, хлеб жуёт.
– Какую роль играют в сказке концовки?
(Делают сказку красивой и необыкновенной, настраивают нас на доброе восприятие жизни).
– Что мы можем сказать о сказочнике, обратив внимание на концовку?
(Сказочник получает благодарность, в старину его угощали. Концовка характеризует сказочника как очень доброго и весёлого человека).
- О каких ещё сказочных премудростях мы не вспомнили?
(троекратное повторение, постоянные эпитеты, победа добра над злом)
- В сказках есть устойчивые выражения, которые употребляются в определённых местах:
1) шёл он долго ли, коротко ли… — когда герой путешествует;
2) ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать… — при описании красоты.
Язык сказки народный. Встречаются повторы, постоянные эпитеты (красочные выражения), пословицы, поговорки.
Слова – обращения, которые используются в волшебных сказках.
Слова – обращения к героине:
– Девица красная,
– Голубка ненаглядная,
– Цветик мой,
– Лебёдушка моя белая.
Обращения к герою:
– Добрый молодец,
– Сокол ясный,
– Суженый мой.
Постоянные эпитеты.
Лес (дремучий).
Дуб (могучий).
Море (синее).
Солнце (красное.)
Стрелы (острые).
Как вы думаете, вы готовы стать сказочниками и сочинить свою сказку? А легко это сделать?
(Нет)
Будь добросовестным по отношению к товарищам, работай в полную меру своих сил.
Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.
Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться.
Выступать от имени группы почетно.
4. Создание сказки.
Начинаем работу по созданию сказки. Начинаем сказку с зачина или с присказки. «Будет сказка занимательна, слушайте её, дети, внимательно».
Работа по композиционным особенностям волшебной сказки.
– Можем ли мы считать, что сказки начинаются с необычайного события?
– Каким испытаниям подвергается наш герой (героиня)?
– Сколько в сказке бывает испытаний?
– Есть ли у нашего героя (героини) друзья, которые будут ему помогать?
– Как закончится волшебная сказка?
– Выберите концовку, подходящую для вашей сказки. («Вот и сказка вся, врать больше нельзя», « Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!»)
– Как вы озаглавите свою волшебную сказку?
– Какое имя носит главный герой?
– Как он появился на свет?
– Опишите вашего героя.
- При составлении сказки пользуйтесь планом.
- Удачи!
План работы над собственной сказкой
1. Выбрать вид (волшебная, бытовая, о животных) и тему сказки.
2. Подобрать или придумать героев сказки исходя из её типа, героями могут быть: человек, животное, предмет.
3. Выбрать нужный зачин.
4. Использовать народные языковые обороты (пословицы, поговорки, постоянные эпитеты).
5. Составить план, схему, сюжет сказки.
6. Подобрать концовку.
7. Продумать оформление сказки.
8. Записать сказку, проверить.
- Закончив составление сказки, группа отчитывается о своей работе.
6. Домашнее задание.
- Сочинить и оформить собственную сказку.
1. Сватовство царевичей.
2. Испытание невесток:
а) испечь каравай хлеба;
б) выткать ковер за ночь;
в) приехать на царский пир.
3. Иван-царевич и старый старичок.
4. Встреча царевича с медведем, зайцем, селезнем, щукой.
5. Царевич и Баба-Яга.
6. Счастливое завершение сказки.
Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо (слушать)
Поурочные планы по русской литературе 5 класс
Устное народное творчество (фольклор) – coвoкyпнocть paзличныx видoв и фopм мaccoвoгo cлoвecнo-xyдoжecтвeннoгo твopчecтвa, вoшeдшиx в бытoвyю тpaдицию тoгo или инoгo нapoдa.
Закличка – обрядовая песня заклинательного характера, сопровождающая обряд кликания и включающая обязательное словесное обращение к объекту клича: Зиме, Весне, Лету, Осени, Солнцу, Земле, Дождю, птицам и т.д., которые живут в закличках, как одушевлённые существа.
Считалка – рифмованный стишок, состоящий в большинстве случаев из придуманных слов со строгим соблюдением ритма.
Загадка – выражение, нуждающееся в разгадке, иносказательное, поэтическое воспроизведение предмета или явления.
Скороговорка – это короткое предложение или фраза, преднамеренно составленная так, что её трудно правильно произносить, обычно из-за различных комбинаций подобных звуков; малый поэтический жанр фольклорного происхождения.
Список литературы
Обязательная литература:
- Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература. 5 кл.: Учеб. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019, стр. 304.
- Иванова Е. В., Дидактические материалы по литературе: 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр.112.
- Ахмадуллина Р. Г. Литература. 5кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019, стр. 80.
Дополнительная литература:
- Гороховская Л. Н. Марьина О.Б. Проверочные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96.
- Гороховская Л. Н., Марьина О. Б. Контрольные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112.
- Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400.
- Егорова Н. В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80.
- Карасева И. В., Пташкина В. Н. Литература. 5 кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017 – стр. 27.
- Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр.80.
- Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019, стр. 64.
Открытые электронные ресурсы:
- Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm (дата обращения: 19.06. 2019).
- Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору. http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (дата обращения: 19.06. 2019).
- Поиск книг в электронных библиотеках Рунета http://www.eboogle.net/ (дата обращения: 19.06. 2019).
- Все книги России, библиографический каталог http://www.biblus.ru/Default.aspx (дата обращения: 19.06. 2019).
- Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей http://feb-web.ru/ (дата обращения: 19.06. 2019).
- Методико-литературный Интернет-сервер «Урок литературы» http://mlis.ru/ (дата обращения: 19.06. 2019).
- Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и текстыhttp://www.philosophy.ru/edu/ref/rudnev/ (дата обращения: 19.06. 2019).
- Раздел «Литература» на проекте «Мир энциклопедий» http://www.encyclopedia.ru/literature.html(дата обращения: 19.06. 2019).
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Термин «фольклор» (в переводе «народная мудрость») впервые ввёл английский учёный У. Дж. Томс в XIX веке. Изначально этот термин использовали для обозначения всей духовной (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.) и материальной (жильё, одежда) культуры народа. С начала XX в. термин используется в более узком, более конкретном значении: устное народное творчество.
Фольклор был словесным искусством, присущим народному быту. С древности у большинства народов существовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, мифологические рассказы, заговоры. Важнейшим событием стало появление сказки, сюжеты которой осознавались как вымысел, а не как имевшее место быть в реальности событие.
В отличие от литературного произведения, автора которого мы всегда можем определить, фольклор – искусство коллективное. Каждое произведение устного народного творчества не только выражает мысли и чувства определённых групп людей, но и коллективно создается и распространяется, от человека к человеку. Именно поэтому в обозначении фольклора очень важно определение «устное творчество». Однако коллективность в фольклоре не означает, что отдельные личности не играли никакой роли. Талантливые мастера, чьи имена мы теперь уже не узнаем, создавали песни, частушки, сказки, которые уходили в жизнь уже без имени автора.
В фольклоре выделяют раздел «детский фольклор», к которому относятся:
1) тексты, которые сочиняют сами дети;
2) тексты, которые сочиняют взрослые для детей.
Детский фольклор является частью мудрой древней народной педагогики.
К первой группе можно отнести следующие жанры:
Колыбельные – песенки, которые поёт мать для ребенка, чтобы его усыпить. Древние колыбельные не потеряли своих функций и популярности и в наше время. Цель колыбельных – успокоить ребёнка – достигается особой манерой исполнения и обращением к помощи различных животных. Самыми распространёнными персонажами колыбельных, кроме волчка, были куры, петушок, голуби.
Потешки, которыми развлекают ребёнка, чтобы он не плакал. Потешки содержат игровой элемент, который малыши выполняют пальчиками, ручками, ножками.
Загадки. Загадки можно считать самым древним жанром фольклора. В прежние времена человек верил, что, отгадывая загадки, он подчинит себе природу, животных, растения. Загадки для чаще всего связаны с бытовыми предметами или существами из животного мира, знакомыми ребёнку, который должен хорошо представлять себе, о чём идёт речь.
Ко второй группе можно отнести такие жанры, как:
Заклички. Заклички или выкрикивались с интонацией призыва, или имели протяжный напев. Закличка включала обязательное словесное обращение к объекту клича: Зиме, Весне, Лету, Осени, Солнцу, Земле, Дождю, птицам и т. д., которые живут в закличках как одушевлённые существа.
Считалки. Используются с целью определить очередность участников игры. Тот, кто произносит считалку, указывает по очереди на каждого участника. При финальных словах «Тот и вон пойдёт» или «А я водить не буду» участник становится ведущим или выполняет другую роль (в зависимости от условий).
Теоретический материал для углублённого изучения
Говоря о детском фольклоре, надо, прежде всего, иметь в виду произведения устного народного творчества, специально предназначенные для детей и не входящие в «обычный» репертуар взрослых. Отличительная черта произведений детского фольклора выражается в учёте психологии и возрастных особенностей детей.
Наконец, в детском фольклоре есть и такие произведения, которые созданы самими детьми. Они возникали в играх и в быту детей. Эти произведения живут лишь в детской среде. Детский фольклор в прямом смысле слова – творчество детей. Ему особенно присущи черты, свойственные детям. Отличительная черта всех этих произведений состоит в учёте возрастных особенностей детей. Этот фольклор выражает душевный мир ребёнка. История произвела строгий отбор тех детских произведений, которые могли жить века, забывалось и исчезало всё то, чему не было дано остаться в памяти народной. Традиционный детский фольклор покоряет своим совершенством, красотой и жизненной силой. Это поистине поэзия детства и отрочества. Её замечательные свойства обнаружились в том, что она на протяжении столетий с успехом формировала душевный мир здоровых и весёлых русских людей.
Особый жанр детского фольклора этого рода образуют игровые припевы и приговоры, нераздельно соединённые с элементами драматического представления в игре. Сюда можно отнести и считалки. Большинство из них создано детьми, но по образцу и подобию «пересчётов» взрослых. Несмотря на весьма серьёзное изменение в образной структуре и в самом назначении этого жанра, считалка генетически связана с творчеством взрослых. Считалками можно назвать и собственное творчество детей.
(В. П. Аникин «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор»).
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Подчёркивания / зачёркивания элементов
Подчеркните верный вариант:
Заклички – это обращение к:
- сверстникам
- животным
- силам природы и временам года
Вспомним назначение закличек, рассмотренных на уроке, их направленность на призывы к силам природы, и выберем ответ: «к силам природы и временам года».
Правильный ответ:
- силам природы и временам года
Сортировка элементов по категориям;
Соотнесите группу малых жанров фольклора с их названиями
- Произведения, созданные детьми.
- Произведения, созданные взрослыми для детей.
- колыбельные песни
- считалки
- заклички
- потешки
- загадки
- скороговорки
Правильный ответ:
- Произведения, созданные детьми:
- считалки
- заклички
- Произведения, созданные взрослыми для детей:
- колыбельные песни
- потешки
- загадки
- скороговорки
Вспомним о происхождении малых жанров фольклора, о том, с какой целью народом создавались те или иные жанры и в какой среде возникали: в среде детей или взрослых. Из предложенных вариантов выберем жанры считалки и заклички, возникшие в процессе игровой деятельности детей, остальные жанры относятся ко второй группе.
Урок 1
Цели урока: Мой урок 5 класс
Комментариев нет:
Отправить комментарий