- Утверждены тематические направления итогового сочинения 2020/21 учебного года:
1. Забвению не подлежит
2. Я и другие
3. Время перемен
4. Разговор с собой
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2020/21 учебного года
Письмо Рособрнадзора № 05-86 от 24.09.2020 о направлении методических материалов и документов для организации и проведения итогового сочинения (изложения) в 2020/21 учебном году
1. Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2020/21 учебном году
2. Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2020/21 учебном году
3. Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения) в 2020/21 учебном году
Какова роль исторических памятников?
- Как вы понимаете выражение «быть самим собой»?
- Почему люди боятся перемен?
- К чему приводит душевный разлад?
- Почему конфликт отцов и детей неизбежен?
1. Забвению не подлежит
2. Я и другие
3. Время перемен
4. Разговор с собой
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2020/21 учебного года
Письмо Рособрнадзора № 05-86 от 24.09.2020 о направлении методических материалов и документов для организации и проведения итогового сочинения (изложения) в 2020/21 учебном году
1. Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2020/21 учебном году
2. Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2020/21 учебном году
3. Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения) в 2020/21 учебном году
Какова роль исторических памятников?
Могут ли материальные ценности в будущем вытеснить духовные ?
Тематическое направление: Между прошлым и будущим: портрет моего поколения27.09.2020 14:12:45Автор: Ирина Пономарева
Каждый из нас задумывался над вопросом:"Могут ли материальные ценности в будущем вытеснить духовные ?".Я считаю ,что материальные и духовные ценности бывают ,иногда,на ровне,но бывает такое,что одна из ценностей будет иметь большей приоритет,чем другая .Для того чтобы обосновать свою точку зрения,хотелось бы сказать,что материальные ценности -это ценности,от которых есть реальная польза ,а духовная ценность -это богатства,которые влияют на наш взгляд ,на наше духовное состояние .Так могут материальные ценности в будущем вытеснить духовные ?Я думаю,что не могу ,потому что одно от другого все равно будет зависеть .
Многие авторы классики обращались к этой теме .Так в произведении Андрея Платонова "Юшка".Главный герой Юшка очень сильно болел и работал у кузнеца за маленькую зарплату.Люди относились к нему плохо.Раз в год он уходил с накопленными деньгами чтобы помочь девочке, которая осталась совсем одна .Через время Ефим умер ,а та девочка ,отучившись,приехала лечить его,но было уже поздно .Позже девушка стала лечить людей ,не брав с них ничего .Этим рассказом автор хочет донести до нас следующую мысль,что именно для этого героя была главная цель помочь девочке не материально ,а духовно .
Существуют и другие аргументы ,подтверждающие мою точку зрения.Например в комедии Д.И.Фонвизина"Недоросль".Где госпожа Простакова взяла Софью не из-за того, что она осталась сиротой ,а для того чтобы женить своего брата за на ней и забрать ее имущество .Софья получает письмо от своего дяди . В письме было сказано ,что Стародум заработал хорошие деньги для Софьи .Тогда у Простаковой возникает новая идея отдать своего единственного и глупого сына за Софью чтобы получить хорошое наследство ,но в конечном итоге у нее ничего не получается.Этот эпизод комедии показывает нам ,что для Простаковой было важно материальное благополучие.
Подводя итоги сказанному можно сделать вывод ,что у каждого человека будут свои ценности ,кому-то нужно больше материального ,а кому-то достаточно духовного ,в этом мы убедились благодаря примерам их художественной литературы .
Многие авторы классики обращались к этой теме .Так в произведении Андрея Платонова "Юшка".Главный герой Юшка очень сильно болел и работал у кузнеца за маленькую зарплату.Люди относились к нему плохо.Раз в год он уходил с накопленными деньгами чтобы помочь девочке, которая осталась совсем одна .Через время Ефим умер ,а та девочка ,отучившись,приехала лечить его,но было уже поздно .Позже девушка стала лечить людей ,не брав с них ничего .Этим рассказом автор хочет донести до нас следующую мысль,что именно для этого героя была главная цель помочь девочке не материально ,а духовно .
Существуют и другие аргументы ,подтверждающие мою точку зрения.Например в комедии Д.И.Фонвизина"Недоросль".Где госпожа Простакова взяла Софью не из-за того, что она осталась сиротой ,а для того чтобы женить своего брата за на ней и забрать ее имущество .Софья получает письмо от своего дяди . В письме было сказано ,что Стародум заработал хорошие деньги для Софьи .Тогда у Простаковой возникает новая идея отдать своего единственного и глупого сына за Софью чтобы получить хорошое наследство ,но в конечном итоге у нее ничего не получается.Этот эпизод комедии показывает нам ,что для Простаковой было важно материальное благополучие.
Подводя итоги сказанному можно сделать вывод ,что у каждого человека будут свои ценности ,кому-то нужно больше материального ,а кому-то достаточно духовного ,в этом мы убедились благодаря примерам их художественной литературы .
Список направлений тем итогового сочинения 2021 (нажимайте для подробностей)
- Направление «Забвению не подлежит»
- Направление «Я и другие»
- Направление «Время перемен»
- Направление «Разговор с собой»
- Направление «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»
Краткий видеоразбор направлений в 2021 году
"Итоговое сочинение ... является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал". + Рекомендации для экспертов: "При проверке итогового сочинения по Критерию № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» нужно учитывать следующее. В соответствии с данным критерием участник сочинения, приводя примеры из
литературного материала, имеет право привлекать не только художественные произведения, но и дневники, мемуары, публицистику, произведения устного
народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст). «Незачет» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются)".
Полезные ссылки
- Всё про итоговое 2021
- Все темы для итогового 2021
- Литература для итогового 2021
- Аргументы для сочинения 2021
Официальные комментарии по направлениям итогового сочинения 2021
Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2020/21 учебного года
1. Забвению не подлежит
Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.
2. Я и другие
При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.
3. Время перемен
В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.
4. Разговор с собой
Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.
Важное примечание про итоговое 2021
Сами темы сочинений становятся известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) может быть «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допускают только выпускников, получивших «зачет».
Сочинение оценивается по двум требованиям (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Соответствие теме»; «Аргументация. Привлечение литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»).
Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по двум требованиям и трем критериям («зачет» по критериям № 1 и № 2 — в обязательном порядке, а также «зачет» по одному из других критериев).
100 тем для итогового сочинения
Направления для итогового уже появились, а что с ними делать, не знают пока даже учителя. Вероятнее всего, рассказы Бунина и «Судьба человека» в этом году не подойдут для аргументации сочинений так замечательно, как раньше. Что же делать, что читать? Как готовиться к экзамену? Не откладывать подготовку и перестать переживать! Приходи на интенсив «Итоговое на максимум» — через две недели ты уже не будешь бояться итогового и делать из подготовки к нему глобальную проблему! Для записи пиши Ксении Александровне или Оксане Николаевне кодовое слово ИТОГОВОЕ.
А вот как примерно могут выглядеть темы итогового сочинения (это авторский материал ОК ЕГЭ, просим указывать ссылку на нас). В списке учтены аспекты новых направлений и особенности реальных формулировок тем прошлых лет.
Я и другие
- Какую роль сильная личность может сыграть в жизни общества?
- Когда человек может чувствовать себя одиноким в обществе?
- Можно ли быть независимым от общественного мнения?
- В чём ценность исторического опыта?
- Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?
- Какими должны быть отношения между друзьями?
- Какими должны быть отношения в семье?
- На чем должны основываться отношения между родителями и детьми?
- В чем состоит опасность конфликтов между родителями и детьми?
- Когда родители могут гордиться детьми?
- Почему человеку важно уметь прощать?
- На чем должны основываться отношения между людьми?
- Зачем человеку нужен друг?
- Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде?
- Что разрушает дружбу?
- В чём причины вражды между людьми?
- В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?
- Почему человек стремится обрести друзей?
- Что мешает взаимопониманию между любящими?
- Каким Вы представляете себе гармоничный семейный союз?
- Что может привести к краху любви?
- Подтвердите или опровергните слова В. Скотта: «В жизни нет ничего лучше собственного опыта».
- Как Вы понимаете слова Д.С. Лихачёва: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни»?
Забвению не подлежит
- Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти?
- Какие произведения становятся классическими?
- Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют актуальности с течением времени?
- Какое произведение искусства можно назвать великим и вечным?
- Что такое вечная тема в искусстве?
- Нужно ли классическое искусство современному человеку?
- Почему нужно помнить о подвигах предков?
- Память о войне: формальность или нравственный долг?
- «Кто умер, но не забыт, тот бессмертен». Как Вы понимаете эти слова Лао Цзы?
- Согласны ли вы со словами: «Тысячи слов оставят меньший след, чем память об одном поступке» (Генрик Ибсен)?
Время перемен
- Нужны ли в современном мире вечные ценности?
- Можно ли утверждать, что вечные ценности устарели сегодня?
- Какие уроки современной жизни, по вашему мнению, человечество должно усвоить, чтобы не повторить свои ошибки в будущем?
- "Не дай вам бог жить в эпоху перемен": как вы понимаете эти слова?
- Нужны ли перемены обществу и почему?
- Какие перемены в обществе опасны?
- "Русский бунт: бессмысленный и беспощадный": почему перемены могут быть жестокими?
- "Справедливость" или "милосердие" — что важнее, на ваш взгляд, в эпоху перемен?
- Нужно ли менять мир?
- Легко ли жить в эпоху перемен?
- Каким должен быть технический прогресс?
- Чем можно пожертвовать ради достижения большой цели?
- Что помогает людям достигать великих целей?
- К чему могут привести научные открытия?
- Какие жизненные перемены могут быть важны для человека?
- Что бы Вы хотели изменить в современном мире?
- Почему перемены важны?
Между прошлым и будущим
- В чем причина конфликтов между родителями и детьми?
- В чем причина конфликтов между представителями различных поколений?
- Согласны ли Вы со словами А.И. Солженицына: «Не наказывая, даже не порицая злодеев – мы тем самым из-под новых поколений вырываем всякие основы справедливости»?
- Какого человека можно назвать героем своего времени?
- Зачем человеку заглядывать в будущее?
- Какие вопросы волнуют людей в любую эпоху?
- Почему старшему поколению порой бывает трудно понять молодёжь?
- Влияет ли историческая эпоха на отношения «отцов» и «детей»?
- Согласны ли Вы с французским писателем Альбером Камю, утверждавшим, что «каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир»?
- Как можно сохранить и передать потомкам опыт предков?
- Чем может быть ценен для детей опыт отцов?
- В чём заключается ценность исторического опыта?
- Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?
- Что такое семейные традиции и зачем они нужны?
- Согласны ли Вы со словами Элеоноры Рузвельт: «Будущее принадлежит тем, кто верит в красоту своей мечты».
- «Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего» (Иммануил Кант). Почему?
- Как Вы понимаете слова Н.В.Гоголя: «Стоит только попристальнее вглядеться в настоящее, будущее вдруг выступит само собой»?
- Действительно ли «лучший способ предсказать свое будущее – это создать его» (Стивен Кови)?
Разговор с собой
- «Во мне два я, два полюса планеты, два разных человека, два врага»: в каком случае возникает конфликт человека с самим собой?
- Когда возникает выбор между честью и бесчестием?
- Как, по-вашему, связаны понятия чести и совести?
- Зачем голос совести нужен человеку?
- Голос разума и голос сердца: как сделать правильный выбор?
- Нужно ли стремиться к познанию самого себя?
- Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
- Как избежать ошибок в поиске жизненного пути?
- Как научиться понимать самого себя?
- Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь?
- Куда приводят мечты?
- Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь?
Темы будут пополняться.
Источник: https://ctege.info/itogovoe-sochinenie-2021/napravleniya-tem-itogovogo-sochineniya-2021.html?ddexp4attempt=1
Источник: https://ctege.info/itogovoe-sochinenie-2021/napravleniya-tem-itogovogo-sochineniya-2021.html?ddexp4attempt=1
Комментариев нет:
Отправить комментарий