Так, в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет» представлена история о любви, ставшей смыслом бытия для мелкого чиновника Желткова. Желтковым, полюбившим замужнюю княгиню Веру Николаевну Шеину, владела бескорыстная любовь, чистая и платоническая. Ему доставляла радость лишь мысль о том, что княгиня счастлива. Не желавши бросить тень на её честное имя, он не вмешивался в её спокойную и безмятежную реальность, в которой присутствовали любящий муж и окружение знатных персон. Письма, которые он присылал Вере Николаевне, не содержали в себе просьб и надежд на взаимность чувств, но были лишь способом высказаться, поделиться своими эмоциями и донести до возлюбленной то, что происходит внутри него. Поэтому смертельный исход для Желткова был закономерен – ничем, кроме любви к прекрасному образу, не было насыщено его существование.
Примером того, как любовь вдыхает в человека жизнь, может служить моральное пробуждение князя Андрея Болконского из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Полностью разочарованный во всём, включая себя, он считал, что его лучшие годы на исходе. Но появление чувств к Наташе Ростовой позволила ему вновь расцвести. Л.Н. Толстой не зря отождествляет его нравственное состояние с оживлением дуба, мимо которого проезжал Болконский. До встречи с Наташей дуб был описан как практически иссохший и мёртвый. Но после того как князь Андрей проникся её жизнерадостностью, он заметил, что дуб внезапно распустил ветви и зазеленел. Он понял, что всё ещё молод и полон сил, что он не прожил и половины того, что ему уготовано судьбой. Именно эти изменения происходят с человеком, в сердце которого зарождается любовь – она исцеляет и иногда позволяет вновь поверить в себя.
В заключение хочется сказать, что без любви никто из нас не смог бы ощутить жизнь в полной мере. Она способна раскрыть любого с новой стороны, ранее ему неизвестной, и поэтому любовь может менять мир. Всему причина - потребность человеческой души любить.
Могут ли материальные ценности вытеснить духовные?
Так в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого Пьер Безухов получил в наследство от отца миллионное состояние, а в также графский титул и имения. Молодой граф растрачивал деньги на всякие пустяки, вёл фривольный образ жизни, кутил. Пьер мог истратить больше нужного, если его убедят в том, что это необходимость. Нескончаемый круг порока и траты денег истощили духовное состояние героя. Безухов ищет смысл жизни для того, чтобы прекратить бесцельное существование и понять, для чего ему стоит жить. Поиски приводят его в круг масонов, где он перенимает их идеи и взгляд на мир. Пьер решает освободить своих крестьян от крепостной зависимости. Теперь, он желает «переродить род человеческий». Забота о крестьянах помогла молодому графу прекратить его бесцельное существование, поставила ему новую цель. Таким образом, автор хочет показать, что духовные ценности могут помочь человеку в преодолении своих пороков.
Существуют и другие аргументы, подтверждающие мою точку зрения. Например, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников придумывает свою теорию, согласно которой все люди делятся на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Безумная теория Раскольникова убивает в нём гуманистическое начало. Тяготясь собственной нищетой, герой готовится к преступлению, при этом искажая свой внутренний мир. Родион осознанно убивает старуху-процентщицу и неосознанно – её сестру Лизавету, после чего крадет деньги и некоторые другие ценности. Казалось бы, материальные ценности вытеснили духовные. Однако Раскольников даже не пользуется тем, что он украл у старухи-процентщицы. После совершённого преступления героя мучает совесть. Если бы материальные ценности действительно вытеснили духовные, то Родион бы не мучился, а сразу же потратил награбленное, поскольку никаких духовных ограничителей у него бы не было.
В заключение, стоит отметить, что материальные ценности не способны заполнить духовную пустоту. Без духовных ценностей человек перестает жить – он сушествует.
Почему нужно помнить историю своего народа
Многие писатели и поэты в своих произведениях на конкретных примерах показывали весь ужас войны. Вспомнить хотя бы произведение Михаила Шолохова «Судьба человека». Перед нами предстает главный герой Андрей Соколов, потерявший в войну всю семью. На протяжении всей повести мы видим героя как настоящего патриота, готового отдать жизнь за свою Родину. Вспомнить хотя бы эпизод в лагере, когда по доносу другого военнопленного должны были расстрелять. Но перед этим Мюллер предлагает Андрею выпить напоследок. Автор показывает нам мужественного русского солдата, который соглашается на предложение немецкого офицера. Невозмутимость и мужество Соколова так трогают немцев, что он остается жить. Война изменила многое в судьбе этого человека, заставила пережить много горя. Похожий жизненный сценарий пережили многие участники войны 1941-1945 годов. Чтобы не дать повториться этим событиям, нельзя забывать об этом.
213.Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?
309.Когда слово становится преступлением?
407.Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
505.В чём может проявляться любовь к своему отечеству?
Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Здесь нам предлагают поразмышлять о путешествиях и странниках. Причём речь может пойти как о реальной дороге, так и о жизненном пути. Темы могут попросить выпускников порассуждать о своих поездках, впечатлениях, опыте, полученном в путешествиях, а также обратиться к образу странника из литературы. Поиск смысла жизни, творческий путь, понятие «дом» — всё это может лечь в основу темы этого направления, ведь путешествие всегда было и остаётся средством познания мира внешнего и внутреннего.
Примерные темы:
- Почему людям так нравится путешествовать?
- Согласны ли вы с высказыванием Эмиля Золя: «Ничто так не развивает ум, как путешествие»?
- Как вы понимаете смысл высказывания: «Инвестиции в поездки — это инвестиции в себя»?
- Правда ли, что жизнь странника гораздо интереснее, чем жизнь «домашнего» человека?
- Как найти смысл на жизненном пути?
- Согласны ли вы, что лучший этап любого путешествия — возвращение домой?
- «Путешествия лишают тебя дара речи, а потом превращают в лучшего рассказчика» — Ибн Баттута.
- Почему в поездку можно уехать одним человеком, а вернуться совершенно другим?
- Согласны ли вы с высказыванием: «Путешествовать — значит развиваться».
Литературные аргументы:
- «Война и мир» Л. Н. Толстой
- «Вокруг света за 80 дней» Жюль Верн
- «Герой нашего времени» М. Лермонтов
- «Шантарам» Грегори Дэвид Робертс
- «Дети капитана Гранта» Жюль Верн
- «Жена путешественника во времени» Одри Ниффенеггерф
- «Горе от ума» А. С. Грибоедов
- «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов
Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Это направление заставляет нас задуматься о плюсах и минусах, которые приносит нам технологический прогресс. Человек развивается, меняет мир вокруг, и каждый день мы, с одной стороны, пользуемся дарами цивилизации, с другой – подвергаемся риску и боремся с негативными последствиями. Темы позволят выпускникам задуматься о том, что каждый великий шаг прогресса несёт за собой последствия, которые порой могут оказаться катастрофическими: для экологии и здоровья самого человека. Обращаясь к классической литературе, мы сравниваем мир «до» с нашим современным миром, прослеживаем, как меняются ценности людей, духовный мир, социум. Отдельного внимания заслуживают антиутопии, авторы которых много лет назад старались спрогнозировать возможный вред от прогресса.
Примерные темы:
- Что важнее: развитие технологий или духовное развитие?
- Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса?
- Согласны ли вы с высказыванием А. Эйнштейна: «Стало чудовищно очевидно, что наши технологии превзошли нашу человечность»?
- Может ли прогресс навредить человеку?
- Согласны ли вы с высказыванием: «Лень — двигатель прогресса»?
- Могут ли технологии заменить учителя?
- Как технологический прогресс отражается на природе?
- Один из величайших мифов нашего времени — это то, что технологии сближают нас. Так ли это?
Литературные аргументы:
- «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
- «О дивный новый мир» О. Хаксли
- «Отцы и дети» И. С. Тургенев
- «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер
- «1984» Дж. Оруэлл
- «Мы» Е. И. Замятин
- «Голодные игры» С. Коллинз
- «Повелитель мух» У. Голдинг
- «Прощание с Матёрой», «Уроки французского» В. Г. Распутин
- «Цветы для Элджернона» Дэниел Киз
Преступление и наказание — вечная тема
Темы этого направления не будут ограничиваться только произведением Ф. М. Достоевского, поскольку затрагивают важную философскую тему «преступления» в широком смысле этого слова. Стоит обсудить и последствия, с которыми сталкивается «преступник».
В центре рассуждений выпускника встанут такие понятия, как:
- мораль и нравственность;
- совесть;
- честь;
- ответственность;
- вина и раскаяние.
Опираясь на личный опыт, обращаясь к опыту литературных героев, мы посмотрим на тех, кто совершает нечто неблаговидное, проанализируем, к чему приводят подобные поступки, как они влияют на человека и его окружение. Это направление также наталкивает на мысли о том, что такое справедливое наказание, в каких ситуациях допустимо мстить, осуждать, а в каких – великодушно прощать.
Примерные темы:
- Чем страшен человек без совести?
- Можно ли понять и простить человека, совершившего преступление?
- «Тварь ли я дрожащая или право имею…» — в чем заключалась ошибка теории Раскольникова?
- Что может толкнуть человека на преступление?
- Почему каждый человек должен нести ответственность за свои поступки?
- Согласны ли вы с утверждением: «Нет хуже мук, чем муки совести»?
- Должно ли последовать наказание за возмездие?
Литературные аргументы:
- «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский
- «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкин
- «Голодные игры» С. Коллинз
- «Повелитель мух» У. Голдинг
- «Старуха Изергиль» М.Горький
- «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
- «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь
- «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
- «Анна Каренина» Л. Н. Толстой
В качестве второго аргумента обратимся к произведению Шолохова «Судьба человека». Во время войны главный герой — Андрей Соколов, попав в плен, узнал, что в его группе есть предатель. Чтобы избежать неприятных последствий, Андрей задушил изменщика. Убийство — это преступление, уголовно наказуемое деяние, но так как людям во время войны приходилось убивать ради того, чтобы выжить, закон здесь не уместен. Автор показал нам, что есть такие моменты, когда у человека нет выхода и он идет на преступление в благих целях. Все приведённые мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что можно понять и простить человека, который совершил преступление. Так как мы не знаем, какие мотивы были у него, ведь жизнь не предсказуемая. Бывают такие ситуации, когда человек обязан пойти на тот или иной шаг. Действительно заслуживает прощения лишь тот, кто действовал на благо общества.
Полезный материал по теме
Можно ли понять и простить человека, совершившего преступление? Для чего человеку нужна совесть? Аргументы Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», М. А. Шолохов «Судьба человека»
«Высшая мудрость — различать добро и зло» Аргументы Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», М. А. Шолохов «Судьба человека»
На пути к благородной цели все ли способы хороши? Аргументы Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», М. А. Шолохов «Судьба человека»
Какие жизненные принципы и правила вы бы постарались сохранить неизменными при любых обстоятельствах?
Аргументы М. А. Шолохов «Судьба человека», Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
Источник: https://www.kritika24.ru/page.php?id=138139
Преступление и наказание
Темы этого направления не будут ограничиваться только произведением Ф. М. Достоевского, поскольку затрагивают важную философскую тему «преступления» в широком смысле этого слова. Стоит обсудить и последствия, с которыми сталкивается «преступник».
В центре рассуждений выпускника встанут такие понятия, как:
- мораль и нравственность;
- совесть;
- честь;
- ответственность;
- вина и раскаяние.
Опираясь на личный опыт, обращаясь к опыту литературных героев, мы посмотрим на тех, кто совершает нечто неблаговидное, проанализируем, к чему приводят подобные поступки, как они влияют на человека и его окружение. Это направление также наталкивает на мысли о том, что такое справедливое наказание, в каких ситуациях допустимо мстить, осуждать, а в каких – великодушно прощать.
Примерные темы:
- Чем страшен человек без совести?
- Можно ли понять и простить человека, совершившего преступление?
- «Тварь ли я дрожащая или право имею…» — в чем заключалась ошибка теории Раскольникова?
- Что может толкнуть человека на преступление?
- Почему каждый человек должен нести ответственность за свои поступки?
- Согласны ли вы с утверждением: «Нет хуже мук, чем муки совести»?
- Должно ли последовать наказание за возмездие?
Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
Очень интересная и неоднозначная тема! Каждый из нас может назвать произведение искусства (фильм, книгу, стихотворение или музыкальную композицию), которое поразило, впечатлило, а может, даже изменило нас. Анализ такого произведения, его интерпретацию ожидают увидеть эксперты от тех, кто выбирает данное направление. Немаловажно также вспомнить литературных героев, на жизнь и судьбу которых повлияло искусство, ведь все мы знаем, какое огромное влияние оно может оказывать на человека. Разумеется, многие авторы не обошли эту тему: искусство – сила, которая способна менять мир, в том числе духовный мир персонажей. Это направление однозначно можно считать одним из самых популярных среди выпускников.
Примерные темы:
- С каким литературным персонажем вы себя ассоциируете?
- Почему важно приобщаться к искусству с детства?
- Какое произведение оказало на вас самое большое влияние?
- Правда ли, что искусство может изменить судьбу человека?
- С героем какого произведения вы бы хотели встретиться в реальной жизни и почему?
Литературные аргументы:
- «Зеленая лампа» А. Грин
- «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
- «Война и мир» Л. Н. Толстой
- «Гарри Поттер» Дж. Роулинг
- «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков
- «Граф Монте-Кристо» А. Дюма
- «Черный человек» С. Есенин
- «Гранатовый браслет» А. И. Куприн
Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Это направление отсылает нас к одноимённому произведению Н. А. Некрасова. Однако, как и в случае третьей темой, оно не замыкается только на нём. Здесь выпускнику следует подумать об острых социальных и общественных вопросах: кто такой «гражданин»? В чем его ответственность перед обществом и родиной? Как меняется страна с ходом истории, взгляды народа и уровень его жизни? Могут ли жители нашей страны обрести счастье, а все государственные проблемы – разрешиться? Рассуждения о долге, родине, патриотизме лягут в основу сочинений тех, ко выберет это направление.
Выпускникам, интересующимся политикой, социологией, историей и культурой стоит обратить внимание на данный блок. Помимо литературных аргументов вы сможете обратиться к исторической, психологической, философской литературе и публицистике, чтобы подчеркнуть и доказать свою позицию.
Примерные темы:
- Какого человека можно назвать гражданином?
- Ощущаете ли вы личную ответственность перед государством?
- Нужно ли отдавать долг Родине и почему?
- Что делает граждан одной страны счастливыми?
- Может ли один человек повлиять на общество?
- Чего не хватает нашему государству?
- За что вы любите Россию?
- Кто должен заботиться о тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию: государство или граждане?
Литературные аргументы:
- «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов
- «Война и мир» Л. Н. Толстой
- «Недоросль» Д. И. Фонвизин
- «Похороните меня за плинтусом» П. Санаев
- «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
- «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер
- «1984» Дж. Оруэлл
- «Горе от ума» А. С. Грибоедов
Выберите только ОДНУ из
предложенных тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему.
Рекомендуемый объём не менее 350 слов.
Сформулируйте свою точку
зрения и аргументируйте свою позицию, рассуждая в рамках заявленной темы на
основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по
Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина
раскрытия темы с опорой на литературный материал).
Продумайте композицию
сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм
грамотности.
При оценке сочинения в
первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное
привлечение литературных произведений.
Выбрав близкую ему тему,
вы должны будете за 3 часа 55 минут написать сочинение объемом примерно 350
слов. Обращаем ваше внимание, что сочинения длиной менее 250 не оценивается!
Читать далее: https://4ege.ru/sochinenie/5721-osobennosti-formulirovok-tem-itogovogo-sochineniya.html
Темы для итогового сочинения должны:
• соответствовать открытым направлениям тем итогового
сочинения;
• соответствовать надпредметному характеру итогового
сочинения (не нацеливать на литературоведческий анализ конкретного
произведения);
• соответствовать литературоцентричному характеру итогового
сочинения (давать возможность широкого выбора литературного материала, на который
участник будет опираться в своих рассуждениях); • нацеливать на рассуждение
(наличие проблемы в формулировке);
• соответствовать возрастным особенностям выпускников,
времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
• быть ясными, грамотными и разнообразными по формулировкам.
Разработанные темы позволяют участнику выбирать литературный
материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях (как уже было
отмечено выше, литературный компонент является обязательным для успешного
выполнения работы).
https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie
Наши работы
Комментариев нет:
Отправить комментарий