понедельник, 22 ноября 2021 г.

Темы сочинений

Читать человек учится ещё с детских лет. В неосознанном возрасте к ребёнку в руки попадают красочные энциклопедии, книги с картинками, после - алфавит и первые сказки. На начальном этапе становления личности человеку помогают именно книги. Когда юноша понимает своё любимое направление в литературе, он углубляется в сферу, интересную именно ему. В процессе чтения очень важна рефлексия - оценка своих чувств, эмоций и переживаний, которые вызывает произведение. Именно это я называю душевной работой. Почти каждая прочитанная мною книга вызывала особенные мысли, которые так или иначе влияли на мой внутренний мир. Обращаясь к читательскому опыту, хочу выделить 2 произведения, действительно заставившие меня задуматься о прочитанном. В романе Л.Н. Толстого "Анна Каренина" рассказывается о тяжёлой судьбе главной героини. Анна - смелая, уверенная в себе женщина, привлекательная собой, чарующая всех окружающих, приезжает к своему брату, чтобы помочь ему помириться с женой. Бескорыстная помощь Карениной говорит о её добродушии и благородности. Семья Облонских не распалась только благодаря главной героине романа. Но что же о личной жизни самой Анны? Встреча с Вронским - красивым офицером, имеющим популярность среди женщин светского общества - переворачивает жизнь Карениной с ног на голову. Долгое время Анна борется с собой, пытаясь сохранить верность уже не любимому мужу, но всё рушится, когда она понимает, что весь смысл её жизни - Алексей Вронский и сын Серёжа. Трагический исход любви героини произведения Льва Толстого дал мне почву для размышлений. Правильно ли поступила Анна, отдавшись чувству страсти? Насколько была сильна любовь Вронского и Карениной и противопоставленных им Кити и Левина? Возможен ли был другой исход в подобной ситуации? Эти вопросы волнуют меня до сих пор. Социально - психологический роман М.Ю. Лермонтова " Герой нашего времени" с каждым прочтением раскрывается для меня по новому. Главный герой Григорий Печорин представлен в образе "лишнего человека". Он переполнен идеями, тревогами и иными чувствами, но тем не менее в жизни его нет целей, точек опоры, он просто ищет то, что заставляет его чувствовать себя живым. Самая объёмная повесть романа "Княжна Мери" даёт полную характеристику главного героя, объясняет его поведение. Грушницкий здесь противопоставлен Печорину: их различные судьбы пересекаются, и ещё до начала противостояния обоих Григорий Печорин предполагает, что итог этих лицемерных отношений будет вовсе не положительным. Княжна Мери - причина ссоры между молодыми людьми - оказывается всего лишь игрушкой Печорина, жертвой его характера. Не только она была очарована загадочным героем романа: Вера, единственная женщина, которую уважал Печорин, также претерпела множество боли из - за возлюбленного. Есть ли связь между героем из общества 19 века и членами современного общества? Отрицательный или положительный Печорин персонаж? Настолько ли порочен главный герой, насколько он отзывается о себе в своих записях? Эти вопросы приводят меня к немалой душевной работе. Прочитанные книги воздействуют на наше восприятие, мировоззрение и мысли, они определяют наше будущее, заставляют нас работать душевно. Только осознанное чтение поможет нам найти себя и определиться с жизненными ценностями. 
 Какова роль любви в жизни человека
Любовь – это не просто чувство глубокой привязанности к объекту симпатии. Это состояние полного погружения в мир другого человека. Любовь способна подвигнуть на порой немыслимые поступки, заставить изменить себя, придать нравственно опустошённой душе силы для продолжения истинной, одухотворённой жизни, отличной от бесцельного существования, и для кого-то она становится единственной причиной жить. В русской литературе огромное место занимают произведения, посвящённые любви в разных её проявлениях.
Так, в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет» представлена история о любви, ставшей смыслом бытия для мелкого чиновника Желткова. Желтковым, полюбившим замужнюю княгиню Веру Николаевну Шеину, владела бескорыстная любовь, чистая и платоническая. Ему доставляла радость лишь мысль о том, что княгиня счастлива. Не желавши бросить тень на её честное имя, он не вмешивался в её спокойную и безмятежную реальность, в которой присутствовали любящий муж и окружение знатных персон. Письма, которые он присылал Вере Николаевне, не содержали в себе просьб и надежд на взаимность чувств, но были лишь способом высказаться, поделиться своими эмоциями и донести до возлюбленной то, что происходит внутри него. Поэтому смертельный исход для Желткова был закономерен – ничем, кроме любви к прекрасному образу, не было насыщено его существование.
Примером того, как любовь вдыхает в человека жизнь, может служить моральное пробуждение князя Андрея Болконского из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Полностью разочарованный во всём, включая себя, он считал, что его лучшие годы на исходе. Но появление чувств к Наташе Ростовой позволила ему вновь расцвести. Л.Н. Толстой не зря отождествляет его нравственное состояние с оживлением дуба, мимо которого проезжал Болконский. До встречи с Наташей дуб был описан как практически иссохший и мёртвый. Но после того как князь Андрей проникся её жизнерадостностью, он заметил, что дуб внезапно распустил ветви и зазеленел.  Он понял, что всё ещё молод и полон сил, что он не прожил и половины того, что ему уготовано судьбой. Именно эти изменения происходят с человеком, в сердце которого зарождается любовь – она исцеляет и иногда позволяет вновь поверить в себя.
В заключение хочется сказать, что без любви никто из нас не смог бы ощутить жизнь в полной мере. Она способна раскрыть любого с новой стороны, ранее ему неизвестной, и поэтому любовь может менять мир. Всему причина - потребность человеческой души любить.

Могут ли материальные ценности вытеснить духовные?

Тематическое направление: Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
27.10.2020 02:35:19
Автор: Никита Мирошниченко

На мой взгляд, материальные ценности никогда не смогут заменить духовные, так как деньги, гаджеты, комфорт не смогут решить все проблемы человека. А вот духовные блага: спокойствие, дружба, любовь, хорошие отношения с близкими - способны наполнить жизнь человека смыслом, сделать его счастливым.

Так в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого Пьер Безухов получил в наследство от отца миллионное состояние, а в также графский титул и имения. Молодой граф растрачивал деньги на всякие пустяки, вёл фривольный образ жизни, кутил. Пьер мог истратить больше нужного, если его убедят в том, что это необходимость. Нескончаемый круг порока и траты денег истощили духовное состояние героя. Безухов ищет смысл жизни для того, чтобы прекратить бесцельное существование и понять, для чего ему стоит жить. Поиски приводят его в круг масонов, где он перенимает их идеи и взгляд на мир. Пьер решает освободить своих крестьян от  крепостной зависимости. Теперь, он желает «переродить род человеческий». Забота о крестьянах помогла молодому графу прекратить его бесцельное существование, поставила ему новую цель. Таким образом, автор хочет показать, что духовные ценности могут помочь человеку в преодолении своих пороков.

Существуют и другие аргументы, подтверждающие мою точку зрения. Например, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников придумывает свою теорию, согласно которой все люди делятся на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Безумная теория Раскольникова убивает в нём гуманистическое начало. Тяготясь собственной нищетой, герой готовится к преступлению, при этом искажая свой внутренний мир. Родион осознанно убивает старуху-процентщицу и неосознанно – её сестру Лизавету, после чего крадет деньги и некоторые другие ценности. Казалось бы, материальные ценности вытеснили духовные. Однако Раскольников даже не пользуется тем, что он украл у старухи-процентщицы. После совершённого преступления героя мучает совесть. Если бы материальные ценности действительно вытеснили духовные, то Родион бы не мучился, а сразу же потратил награбленное, поскольку никаких духовных ограничителей у него бы не было.

В заключение, стоит отметить, что материальные ценности не способны заполнить духовную пустоту. Без духовных ценностей человек перестает жить – он сушествует.

Почему нужно помнить историю своего народа

Тематическое направление: Забвению не подлежит
24.09.2020 21:27:08
Автор: Ксения Евгеньева

История народа – это прошлое, уроки жизни и память. Забывать то, что происходило много лет нельзя, так как мы должны помнить о тех событиях, которые стали переломными в жизни многих людей. Войны, революции, катастрофы имеют свойство повторяться, поэтому мы должны вынести правильные уроки и постараться не повторять ошибок прошлого.
     Многие писатели и поэты в своих произведениях на конкретных примерах показывали весь ужас войны. Вспомнить хотя бы произведение Михаила Шолохова «Судьба человека». Перед нами предстает главный герой Андрей Соколов, потерявший в войну всю семью. На протяжении всей повести мы видим героя как настоящего патриота, готового отдать жизнь за свою Родину. Вспомнить хотя бы эпизод в лагере, когда по доносу другого военнопленного должны были расстрелять. Но перед этим Мюллер предлагает Андрею выпить напоследок. Автор показывает нам мужественного русского солдата, который соглашается на предложение немецкого офицера. Невозмутимость и мужество Соколова так трогают немцев, что он остается жить. Война изменила многое в судьбе этого человека, заставила пережить много горя. Похожий жизненный сценарий пережили многие участники войны 1941-1945 годов. Чтобы не дать повториться этим событиям, нельзя забывать об этом.
История циклична, поэтому забывать ее нельзя! Нужно помнить все события, которые прошлись по судьбам людей. Только тогда появится надежда на то, что трагические события не повторятся.

и

110.Почему людей привлекает идея путешествия во времени?
213.Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?
309.Когда слово становится преступлением?
407.Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
505.В чём может проявляться любовь к своему отечеству?

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Здесь нам предлагают поразмышлять о путешествиях и странниках. Причём речь может пойти как о реальной дороге, так и о жизненном пути. Темы могут попросить выпускников порассуждать о своих поездках, впечатлениях, опыте, полученном в путешествиях, а также обратиться к образу странника из литературы. Поиск смысла жизни, творческий путь, понятие «дом» — всё это может лечь в основу темы этого направления, ведь путешествие всегда было и остаётся средством познания мира внешнего и внутреннего.

Примерные темы:

  • Почему людям так нравится путешествовать?
  • Согласны ли вы с высказыванием Эмиля Золя: «Ничто так не развивает ум, как путешествие»?
  • Как вы понимаете смысл высказывания: «Инвестиции в поездки —  это инвестиции в себя»?
  • Правда ли, что жизнь странника гораздо интереснее, чем жизнь «домашнего» человека?
  • Как найти смысл на жизненном пути?
  • Согласны ли вы, что лучший этап любого путешествия —  возвращение домой?
  • «Путешествия лишают тебя дара речи, а потом превращают в лучшего рассказчика» — Ибн Баттута.
  • Почему в поездку можно уехать одним человеком, а вернуться совершенно другим?
  • Согласны ли вы с высказыванием: «Путешествовать — значит развиваться».

Литературные аргументы:

  • «Война и мир» Л. Н. Толстой
  • «Вокруг света за 80 дней» Жюль Верн
  • «Герой нашего времени» М. Лермонтов
  • «Шантарам» Грегори Дэвид Робертс
  • «Дети капитана Гранта» Жюль Верн
  • «Жена путешественника во времени» Одри Ниффенеггерф
  • «Горе от ума» А. С. Грибоедов
  • «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Это направление заставляет нас задуматься о плюсах и минусах, которые приносит нам технологический прогресс. Человек развивается, меняет мир вокруг, и каждый день мы, с одной стороны, пользуемся дарами цивилизации, с другой – подвергаемся риску и боремся с негативными последствиями. Темы позволят выпускникам задуматься о том, что каждый великий шаг прогресса несёт за собой последствия, которые порой могут оказаться катастрофическими: для экологии и здоровья самого человека. Обращаясь к классической литературе, мы сравниваем мир «до» с нашим современным миром, прослеживаем, как меняются ценности людей, духовный мир, социум. Отдельного внимания заслуживают антиутопии, авторы которых много лет назад старались спрогнозировать возможный вред от прогресса.

Примерные темы:

  • Что важнее: развитие технологий или духовное развитие?
  • Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса?
  • Согласны ли вы с высказыванием А. Эйнштейна: «Стало чудовищно очевидно, что наши технологии превзошли нашу человечность»?
  • Может ли прогресс навредить человеку?
  • Согласны ли вы с высказыванием: «Лень — двигатель прогресса»?
  • Могут ли технологии заменить учителя?
  • Как технологический прогресс отражается на природе?
  • Один из величайших мифов нашего времени — это то, что технологии сближают нас. Так ли это?

Литературные аргументы:

  • «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
  • «О дивный новый мир» О. Хаксли
  • «Отцы и дети» И. С. Тургенев
  • «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер
  • «1984» Дж. Оруэлл
  • «Мы» Е. И. Замятин
  • «Голодные игры» С. Коллинз
  • «Повелитель мух» У. Голдинг 
  • «Прощание с Матёрой», «Уроки французского» В. Г. Распутин
  • «Цветы для Элджернона» Дэниел Киз

Преступление и наказание — вечная тема

Темы этого направления не будут ограничиваться только произведением Ф. М. Достоевского, поскольку затрагивают важную философскую тему «преступления» в широком смысле этого слова. Стоит обсудить и последствия, с которыми сталкивается «преступник».

В центре рассуждений выпускника встанут такие понятия, как:

  • мораль и нравственность;
  • совесть;
  • честь;
  • ответственность;
  • вина и раскаяние.

Опираясь на личный опыт, обращаясь к опыту литературных героев, мы посмотрим на тех, кто совершает нечто неблаговидное, проанализируем, к чему приводят подобные поступки, как они влияют на человека и его окружение. Это направление также наталкивает на мысли о том, что такое справедливое наказание, в каких ситуациях допустимо мстить, осуждать, а в каких – великодушно прощать.

Примерные темы:

  • Чем страшен человек без совести?
  • Можно ли понять и простить человека, совершившего преступление?
  • «Тварь ли я дрожащая или право имею…» — в чем заключалась ошибка теории Раскольникова?
  • Что может толкнуть человека на преступление?
  • Почему каждый человек должен нести ответственность за свои поступки?
  • Согласны ли вы с утверждением: «Нет хуже мук, чем муки совести»?
  • Должно ли последовать наказание за возмездие?

Литературные аргументы:

  • «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский
  • «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкин
  • «Голодные игры» С. Коллинз
  • «Повелитель мух» У. Голдинг 
  • «Старуха Изергиль» М.Горький
  • «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
  • «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь
  • «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
  • «Анна Каренина» Л. Н. Толстой

 После прочтения рассказа М.Шолохова "Судьба человека" (можно прослушать https://www.youtube.com/watch?v=YKgzkMhWa7Q или посмотреть https://www.youtube.com/watch?v=ov7bKyahGL4&vl=ru) послушать вебинар https://www.youtube.com/watch?v=mk49SW1uazo&t=723s

Можно ли понять и простить человека, совершившего преступление? Аргументы Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», М. А. Шолохов «Судьба человека» (Итоговое сочинение (декабрьское))

Безусловно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Давайте, для начала разберёмся, что такое преступление. Преступление — это опасное деяние, которое совершил человек, что подвергло общество или отдельную личность опасности. Все люди должны нести ответственность за свои поступки, но иногда бывают такие случаи, что здравомыслящий человек осознанно идёт на преступление.

Н


В качестве второго аргумента обратимся к произведению Шолохова «Судьба человека». Во время войны главный герой — Андрей Соколов, попав в плен, узнал, что в его группе есть предатель. Чтобы избежать неприятных последствий, Андрей задушил изменщика. Убийство — это преступление, уголовно наказуемое деяние, но так как людям во время войны приходилось убивать ради того, чтобы выжить, закон здесь не уместен. Автор показал нам, что есть такие моменты, когда у человека нет выхода и он идет на преступление в благих целях. Все приведённые мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что можно понять и простить человека, который совершил преступление. Так как мы не знаем, какие мотивы были у него, ведь жизнь не предсказуемая. Бывают такие ситуации, когда человек обязан пойти на тот или иной шаг. Действительно заслуживает прощения лишь тот, кто действовал на благо общества.
Полезный материал по теме 

Можно ли понять и простить человека, совершившего преступление? Для чего человеку нужна совесть? Аргументы Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», М. А. Шолохов «Судьба человека» 

«Высшая мудрость — различать добро и зло» Аргументы Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», М. А. Шолохов «Судьба человека» 

На пути к благородной цели все ли способы хороши? Аргументы Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», М. А. Шолохов «Судьба человека» 

Какие жизненные принципы и правила вы бы постарались сохранить неизменными при любых обстоятельствах? 

Аргументы М. А. Шолохов «Судьба человека», Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

Источник: https://www.kritika24.ru/page.php?id=138139



Преступление и наказание

Темы этого направления не будут ограничиваться только произведением Ф. М. Достоевского, поскольку затрагивают важную философскую тему «преступления» в широком смысле этого слова. Стоит обсудить и последствия, с которыми сталкивается «преступник».

В центре рассуждений выпускника встанут такие понятия, как:

  • мораль и нравственность;
  • совесть;
  • честь;
  • ответственность;
  • вина и раскаяние.

Опираясь на личный опыт, обращаясь к опыту литературных героев, мы посмотрим на тех, кто совершает нечто неблаговидное, проанализируем, к чему приводят подобные поступки, как они влияют на человека и его окружение. Это направление также наталкивает на мысли о том, что такое справедливое наказание, в каких ситуациях допустимо мстить, осуждать, а в каких – великодушно прощать.

Примерные темы:

  • Чем страшен человек без совести?
  • Можно ли понять и простить человека, совершившего преступление?
  • «Тварь ли я дрожащая или право имею…» — в чем заключалась ошибка теории Раскольникова?
  • Что может толкнуть человека на преступление?
  • Почему каждый человек должен нести ответственность за свои поступки?
  • Согласны ли вы с утверждением: «Нет хуже мук, чем муки совести»?
  • Должно ли последовать наказание за возмездие?

Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Очень интересная и неоднозначная тема! Каждый из нас может назвать произведение искусства (фильм, книгу, стихотворение или музыкальную композицию), которое поразило, впечатлило, а может, даже изменило нас. Анализ такого произведения, его интерпретацию ожидают увидеть эксперты от тех, кто выбирает данное направление. Немаловажно также вспомнить литературных героев, на жизнь и судьбу которых повлияло искусство, ведь все мы знаем, какое огромное влияние оно может оказывать на человека. Разумеется, многие авторы не обошли эту тему: искусство – сила, которая способна менять мир, в том числе духовный мир персонажей. Это направление однозначно можно считать одним из самых популярных среди выпускников.

Примерные темы:

  • С каким литературным персонажем вы себя ассоциируете?
  • Почему важно приобщаться к искусству с детства?
  • Какое произведение оказало на вас самое большое влияние?
  • Правда ли, что искусство может изменить судьбу человека?
  • С героем какого произведения вы бы хотели встретиться в реальной жизни и почему?

Литературные аргументы:

  • «Зеленая лампа» А. Грин
  • «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
  • «Война и мир» Л. Н. Толстой
  • «Гарри Поттер» Дж. Роулинг
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков
  • «Граф Монте-Кристо» А. Дюма
  • «Черный человек» С. Есенин
  • «Гранатовый браслет» А. И. Куприн

Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Это направление отсылает нас к одноимённому произведению Н. А. Некрасова. Однако, как и в случае третьей темой, оно не замыкается только на нём. Здесь выпускнику следует подумать об острых социальных и общественных вопросах: кто такой «гражданин»? В чем его ответственность перед обществом и родиной? Как меняется страна с ходом истории, взгляды народа и уровень его жизни? Могут ли жители нашей страны обрести счастье, а все государственные проблемы – разрешиться? Рассуждения о долге, родине, патриотизме лягут в основу сочинений тех, ко выберет это направление.

Выпускникам, интересующимся политикой, социологией, историей и культурой стоит обратить внимание на данный блок. Помимо литературных аргументов вы сможете обратиться к исторической, психологической, философской литературе и публицистике, чтобы подчеркнуть и доказать свою позицию.

Примерные темы:

  • Какого человека можно назвать гражданином?
  • Ощущаете ли вы личную ответственность перед государством?
  • Нужно ли отдавать долг Родине и почему?
  • Что делает граждан одной страны счастливыми?
  • Может ли один человек повлиять на общество?
  • Чего не хватает нашему государству?
  • За что вы любите Россию?
  • Кто должен заботиться о тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию: государство или граждане?

Литературные аргументы:

  • «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов
  • «Война и мир» Л. Н. Толстой
  • «Недоросль» Д. И. Фонвизин
  • «Похороните меня за плинтусом» П. Санаев
  • «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
  • «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер
  • «1984» Дж. Оруэлл
  • «Горе от ума» А. С. Грибоедов

Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему. Рекомендуемый объём не менее 350 слов.

Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, рассуждая в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности.

При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

Выбрав близкую ему тему, вы должны будете за 3 часа 55 минут написать сочинение объемом примерно 350 слов. Обращаем ваше внимание, что сочинения длиной менее 250 не оценивается!





Источник: https://ctege.info/ege-2015/zadanie-na-itogovom-sochinenii-po-literature.html



Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера А4). Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал). Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности. Сочинение пишите чётко и разборчиво. При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

Читать далее: https://4ege.ru/sochinenie/5721-osobennosti-formulirovok-tem-itogovogo-sochineniya.html

 

 

Темы для итогового сочинения должны:

• соответствовать открытым направлениям тем итогового сочинения;

• соответствовать надпредметному характеру итогового сочинения (не нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);

• соответствовать литературоцентричному характеру итогового сочинения (давать возможность широкого выбора литературного материала, на который участник будет опираться в своих рассуждениях); • нацеливать на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);

• соответствовать возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);

• быть ясными, грамотными и разнообразными по формулировкам.

Разработанные темы позволяют участнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях (как уже было отмечено выше, литературный компонент является обязательным для успешного выполнения работы).

https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie

 














Наши работы

1. Как вы понимаете высказывание Г. Торо: «Никто ещё не заблудился, следуя своему внутреннему голосу»? 
 2. Согласны ли вы с тем, что развитие цифровых технологий приводит к дефициту живого общения? 
 3.Почему Ф.М. Достоевский назвал совесть «действием Бога в человеке?»  
 4. Какого героя литературного произведения или фильма вы бы могли назвать родственной душой?
 5. Как социальные пороки влияют на жизнь отдельного гражданина?

воскресенье, 3 октября 2021 г.

Итоговое сочинение. Инструктаж. Образцы сочинений




  • Источник: https://ctege.info/napravlenie-prestuplenie-i-nakazanie-vechnaya-t


  • В чём разница между ошибкой и преступлением?

       В чём разница между ошибкой и преступлением? Мне не раз приходилось задумываться над этим вопросом. На мой взгляд, преступление – это осознанный противоправный поступок. Он рассчитан и продуман. Преступник намеренно идёт против закона и нравственных ценностей. Но можно ли ставить на один уровень с преступлением нечаянную и неосознанную человеческую ошибку, когда он, сам того не желая, причиняет вред другому? Мне кажется, это два совершенно разных понятия. Примеры, подтверждающие мою мысль, можно найти в произведениях русской литературы.
       Хочу обратиться к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Прочитав это произведение, я по-новому посмотрел на проблему преступления. Главный герой Родион Раскольников, чтобы проверить собственную теорию разделения людей на «тварь дрожащую» и «право имеющих», оправдывающую, на его взгляд, любое преступление ради «великой цели», решается на страшный поступок – убийство человека. Родион рассудителен, расчётлив, он планирует своё преступление заранее, тщательно к нему готовится. Раскольников, поставив свою идею выше человеческой жизни, целенаправленно преступает через общественный и нравственный закон.
       В противопоставление Раскольникову хочу привести в пример главного героя романа-эпопеи «Война и мир» Пьера Безухова, когда он вызывает на дуэль Долохова. Оскорблённый, Пьер произносит роковые слова сгоряча, не обдумав, чем они могут обернуться. Поступок героя можно объяснить чрезмерной вспыльчивостью, незрелостью, неблагоприятным стечением обстоятельств; Пьер никогда не ставит своей целью принести вред другому, высоко ценит человеческую жизнь. Он не желает зла и Долохову, но дело всё-таки доходит до стрельбы. Ранив своего обидчика, Пьер в полной мере осознаёт весь ужас совершённого поступка, по-настоящему раскаивается, готов понести все наказания. В отличие от выше упомянутого Раскольникова, Пьер не пытается найти оправдание своему поступку, не отступает от совести и нравственности.
       В заключение хочу сказать, что преступление, совершаемое с целью намеренного причинения зла, никогда не может быть оправдано, а преступник обязан ответить за свои поступки. Напротив, человек, который совершает ошибку неосознанно, без злого умысла, заслуживает прощения и помощи. Каждый из нас время от времени может совершать ошибки, поэтому очень важно научиться их понимать и разграничивать с таким ужасным и противным человеческой природе явлением, как преступление.

    Согласны ли вы с утверждением: «Нет хуже мук, чем муки совести»

       Муки совести человек испытывает после содеянного, это страдание, которое очень тяжело сказывается на человеке. Это мелкий поступок или же крупный, как нарушение закона, убийство. Также может проявляется после неправильного поступка по отношению к другому человеку.
       По-моему мнению, данная тема будет актуальна всегда, так как писатели семнадцатых и восемнадцатых веков тоже рассуждали на эту тему. Достоевский написал популярный роман "Преступление и наказание". В котором главный герой Раскольников совершает преступление, убивая старуху-процентщицу и её сестру. Но делает он это для того чтобы понять к какой категории людей он относится, так как даже деньги, которые ему удаётся украсть он не использует, а прячет, хотя он был очень беден и эти деньги могли помочь его семье. Наказание сразу же следует, главный герой испытывает муки совести, у него поднимается температура, ему очень плохо, часто теряет сознание, следовательно, после убийства нравственные муки переходят в физическую боль он уже хочет сознаться в содеянном, так как испытывает страх разоблачения. Ему снятся сны, которые показывают душевное состояние героя, его страх, одиночество. Сон о лошади, где маленький Раскольников видит, как издеваются над животным, и он проявляет жалость, хотя способен на убийство. Этот сон показывает его двуличие. В конце произведения герой получает реальное наказание его отправляют на каторгу. В итоге можно прийти к выводу, что муки совести - это самое страшное наказание, которое может понести человек после содеянного. И лишь раскаяние смогло привести Раскольникова к очищению совести и избавления от нравственной и душевной боли. Данное произведение показывает, что преступление не совместимо с природой человека.

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


       Таким образом, муки совести проявляются в болезненном состоянии, в переживаниях, ограничении от общества. Это наказание, которое несёт человек после содеянного. Только раскаяние приведёт к очищению от боли.

    Почему люди совершают преступления?

      Наверное, каждый из нас задумывался о том, что толкает человека на совершение преступления. Я уверен, что каждый человек хотел бы, чтобы преступлений было меньше, либо вообще не было. По моему мнению, есть много причин, толкающих нас на совершение противоправных действий. Они могут зависеть как от общества, так и от самого человека. А бывают ситуации, в которых человек совершает преступление ради спасения своей страны.
      Так почему люди совершают преступления? Я думаю, что ответ очевиден: это желание заработать больше денег и не всегда честным путем, любовь, месть и обида. За примерами обратимся к произведениям художественной литературы.
       Родион Раскольников, главный герой произведения Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание", создает теорию, согласно которой делит людей на две категории – власть имеющие и «твари дрожащие», распределяя себя к первой, которым, по его мнению, всё можно. Он считает, что Алена Ивановна недостойна жить. Он хочет доказать себе, то он не «тварь дрожащая» и, совершив преступление, лишив героиню жизни, освободит мир от злой, жестокой и жадной женщины, наживающейся на чужой беде, давая деньги под залог на невыгодных условиях.
      Ещё один пример можно найти в произведении Николая Васильевича Гоголя "Тарас Бульба". Главный герой, удалой казак Тарас Бульба, убивает своего сына Андрия, который из-за любви к паночке предает святое братство. Бульба, выросший на суровых законах Запорожской Сечи и будучи патриотом своей Земли, не может простить предательство. Он сам приводит приговор в исполнение. Легко ли было Тарасу Бульбе совершать это преступление? Конечно, нет. Но им двигала любовь к Родине.
      Таким образом, есть множество причин совершения преступлений, которые зависят от самого человека, общества. Я считаю, что люди должны избегать совершения преступлений и искать другие варианты решения своих проблем.

     

    Почему люди совершают преступления?

       Мы живем в мире, который очень далек от совершенства, в мире, который никогда не был и не будет идеальным. Так и люди, живущие в нем, часто ошибаются и совершают проступки и преступления. Почему же так происходит? Быть может, человечество настолько «испорчено», что совершает разные деяния из каких-то личных, злых побуждений, пытаясь добиться страданий другого? Или иногда преступления ¬ неотъемлемая часть жизненного механизма, и периодическое возникновение преступлений – необходимость для регуляции межличностных отношений? Рассмотрим понятие преступления с точки зрения права. В обществоведении преступление – это правонарушение, вызванное действием (или бездействием) какого-либо лица и повлекшее за собой отрицательные последствия. В любом цивилизованном обществе есть закон, а преступление – это нарушение закона. Значит само по себе существование преступления недопустимо, ведь оно сопровождается негативным воздействием на того, кому адресовано. Тогда чем руководствуются люди, нарушающие закон? Обратимся к литературе.
      ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, почему люди совершают преступления. Основным источником преступлений являются человеческие пороки: эгоизм, жажда власти и могущества, жадность. Но, анализируя второй отрывок, мы пришли к выводу, что бывают преступления, за которыми скрываются благие намерения. И в этом случае преступление перестает являться таковым. Как бы там ни было, нужно стремиться сокращать возможность возникновения ситуаций, сопровождаемых преступлениями, и самому не совершать никаких злонамеренных деяний.

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     

    Месть – это преступление или восстановление справедливости?

     Месть – это преступление или восстановление справедливости? Очень часто люди мстят тем, кто причинил им боль и страдания, хотят расплатиться с ними той же монетой, заставить почувствовать обидчика на своем месте.  И хотя месть совершается из стремления к справедливости, это такое же проявление зла, которое только усугубляет ситуацию.
       Для доказательства этого приведу пример из произведения А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Евгений Онегин мстит Ленскому, причиной чего стала зависть. Он завидовал счастью в отношениях Ленского и Ольги. Так как Евгений не смог построить своё личное счастье, отказал Татьяне во взаимности, его раздражало счастье других. Он считал, что любовь Ленского к Ольге недолговременна, поэтому спровоцировал его на дуэль. Онегин знал, что победит, потому что был старше и опытнее Ленского. Вина в его гибели лежит на нём, причиной чему стала месть и слабость Онегина.
       Второй пример можно привести из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Андрей Болконский не смог простить Наташу за предательство. Он решил отомстить Анатолю. Во время войны эта мысль о мести не давала герою покоя. Но после Бородинского сражения, когда Андрей получил серьезное ранение, а Анатоль потерял ногу, Болконский смог простить Курагина и свою невесту. Увидев мучения Анатоля, он осознал, что месть – это не выход, нужно уметь простить и забыть обиды.
       По моему мнению, месть – это показатель слабости личности. Это человек, который не способен с достоинством перенести обиду. Мстительный человек не может быть счастливым, потому что месть – это не восстановление справедливости, а только бесконечный круг ненависти и страданий. Люди должны уметь прощать друг друга, проявлять доброту. Отказаться от мести часто бывает сложно, но нужно.

     

    Что значит быть совестливым человеком

           В обществе считается, что совесть – ориентир нравственности, направляющий на истинный путь. Она спит пока человек не делает ничего дурного, но просыпается, стоит ему совершить дурной поступок.
            Что же значит быть совестливым человеком? Для начала, стоит отметить, что не бывает людей, которые не совершили бы за свою жизнь ничего плохого. Но только  тех, кто  признаёт свои ошибки и старается впредь не совершать ничего подобного, можно назвать совестливыми.  Я считаю, что во все времена таких людей было большое количество.
           Однако встречаются лица, которым незнакомы муки совести. Для примера можно привести произведение М.Горького «Старуха Изергиль». В одной из частей под названием «Легенда о Ларре»  рассказывается о мужчине, который жил в горах  и воспитывался орлами. Но ему пришлось спуститься к людям.  Он был гордым, упрямым  и считал себя лучше других.  Однажды, Ларра убивает девушку, которая его оттолкнула. Но он не считает себя виноватым, его не мучают муки совести. Общество отпустило его, посчитав, что он сам себя накажет. Главный герой скитался в одиночестве, пока жизнь ему не наскучила. Он начал искать смерть, но не от того, что ему было совестно жить. Он попросту не знал, что это такое. Такого человека нельзя назвать совестливым, потому что он так и не признал свою вину.
          _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     



    Источник: https://ctege.info/napravlenie-prestuplenie-i-nakazanie-vechnaya-tema/



    Источник: https://ctege.info/napravlenie-prestuplenie-i-nakazanie-vechnaya-tema/


Платонов А.П. "Юшка" (читать) Слушать


"Песня про купца Калашникова " М.Ю. Лермонов

В чем различие между ошибкой и преступлением

Всем людям свойственно совершать ошибки, это неотъемлемая часть человеческой жизни. Ошибки дают нам опыт, на них человек учится. Они могут быть мелкими и незначительными, как например, неверно решенная задача по математике, а могут быть и роковыми. К роковым ошибкам можно отнести преступление. Будь то мелкая кража или покушение на человеческую жизнь, это обязательно отразится на будущем преступника. С точки зрения ошибки, такое деяние будет считаться нарушением моральных норм и повлечёт за собой угрызения совести и социальные санкции, в виде неодобрения обществом данного поступка, а с точки зрения преступления, за любое правонарушение предусмотрена юридическая ответственность – ответственность перед законом. Не все ошибки являются преступлениями, но многие преступления совершаются по ошибке. За доказательствами обратимся к художественной литературе.

Одним из наиболее ярких примеров служит психологический роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой – Родион Раскольников совершает преступление, убивает старуху-процентщицу. Главной причиной этого убийства стала теория, которую выдвигал Раскольников. Всех людей он делил на два разряда: обыкновенные, они же «твари дрожащие», и необыкновенные – «право имеющие». Главным предназначением обыкновенных было продолжение человеческого рода, а необыкновенным была уготована особая роль, они могли управлять миром, и им разрешалось преступать закон. Раскольников ошибочно отнес себя к разряду «право имеющих» и совершил преступление, за которое ему были уготованы и муки совести, и ответственность перед законом. Эта ошибка стала для него роковой, к прежней жизни он вряд ли уже вернулся, ведь теперь всю жизнь его преследовали мысли о содеянном. В этом произведении мы видим яркий пример того, как человек по ошибке совершил преступление, которое очень сильно повлияло на его будущее.

В произведении А.С. Грибоедова «Горе от ума» говорится о том, как легко можно совершить ошибку. Молодая и наивная Софья Фамусова впервые влюбилась, ее чувства настолько сильны, что ничего вокруг она не замечала. Не замечала и того, что Молчалин, ее избранник, лишь использовал девушку для корыстных целей. Софья была дочкой дворянина, семья Фамусовых богатая и хорошо известная в высшем свете. Молчалин за счет брака с Софьей хотел продвинуться по служебной лестнице, вот только девушка этого не замечала, искренне верила в его любовь. В это время за ней ухаживал Чацкий, который по-настоящему был влюблен, но Софья предпочла ему другого, в котором очень сильно ошибалась. Молчалин не любил ее, он любил Лизу, работавшую в доме Фамусовых служанкой. Софья до последнего верила любимому и любовь закрывала ей глаза, но в конце всё же девушка поняла, что совершила огромную ошибку. Но эта ошибка научила Софью слепо не доверять людям, и послужила опытом, который обязательно пригодится в дальнейшей жизни.

Таким образом, можно сказать, что ошибки оказывают на человека больше положительное влияние, благодаря внутреннему контролю человека – совести, ошибки после всех переживаний и раздумий становятся лишь опытом, человек учится на них, и в дальнейшем в подобной ситуации знает как правильно поступить. Преступления положительного влияния не оказывают никогда, ведь преступление это всегда вред, нанесенный кому-либо, моральный, физический или материальный. Преступление на всю жизнь останется тяжким грузом лежать на душе человека, его невозможно взять и забыть.



Источник: https://ctege.info/napravlenie-prestuplenie-i-nakazanie-vechnaya-tema/primeryi-sochineniy-po-napravleniyu-prestuplenie-i-nakazanie-vechnaya-tema.html



Источник: https://ctege.info/napravlenie-prestuplenie-i-nakazanie-vechnaya-tema/primeryi-sochineniy-po-napravleniyu-prestuplenie-i-nakazanie-vechnaya-tema.html

Можно ли равнодушие назвать преступлением?

 

   Можно ли равнодушие назвать преступлением? На этот актуальный вопрос есть, к сожалению, неутешительный ответ. В современном мире многие люди перестают обращать внимание на то, что происходит вокруг них. Например, они могут спокойно пройти мимо человека, которому нужна помощь, тем самым показывая своё безразличие. Я считаю, что такое равнодушие очень жестоко, поэтому его можно отнести к настоящему преступлению.

Обратимся к произведениям художественной литературы, в которых раскрывается тема равнодушия. Так, Григорий Печорин из романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» по своей прихоти решил украсть прекрасную девушку Бэлу, в которую он влюбился на кавказской свадьбе. Он пошёл на всё, чтобы добиться желаемого, и совсем не задумался о последствиях своих действий. Но, достигнув своей цели, Печорин быстро охладел к Бэле и будто перестал замечать её существование. Девушка страдала от его равнодушия и не могла вернуться домой к своей семье, так как там её считали опозоренной. В самый важный момент Печорин проявил своё безразличие и уехал на охоту, бросив Бэлу, которой грозила опасность от его противника – разбойника Казбича. Лермонтов показывает, что данный поступок привёл к непоправимому. Казбич зарезал девушку, и та умерла в мучениях. Таким образом, равнодушие Печорина не только сломало судьбу совсем ещё юной Бэлы, но и положило конец её жизни – а это по праву можно назвать преступлением.

   Также тема равнодушия ярко раскрывается в пьесе Александра Островского «Гроза». Главная героиня Катерина много лет терпела унижения и оскорбления от своей властной свекрови Кабанихи, при этом ни разу не увидев защиты со стороны своего мужа Тихона. Он, в свою очередь, стал редко появляться дома и будто совсем забыл про жену. В трудную минуту рядом с Катериной оказался Борис, и она изменила мужу, несмотря на все свои убеждения. Однако ей хватило смелости признаться свекрови в совершённом грехе. Она рассчитывала на поддержку Бориса, но и тот проявил равнодушие и уехал из города. Островский подчёркивает, что Катерина оказалась в безвыходном положении и решила, что лучше броситься в реку, чем дальше жить дважды преданной. Писатель показывает, что равнодушие Тихона и Бориса привело к трагическим последствиям, которые сопоставимы с преступлением.

В заключение хочется выразить надежду на то, что люди перестанут быть равнодушными ко всему окружающему, иначе их безразличие и бездействие перерастёт в самое настоящее преступление.

Можно ли равнодушие назвать преступлением?

Равнодушие - это безучастность и холодность к окружающим. Невнимание в обществе становится большой трагедией. Я считаю, что равнодушие можно назвать преступлением. Ведь люди не стремятся помогать друг другу, часто даже не замечая, что происходит вокруг них. Безразличное отношение приводит к тому, что человек даже не задумываются о том, чтобы помочь ближнемуДля доказательства своей точки зрения приведу примеры из читательского опыта.

   Повесть Андрея Платоновича Платонова «Юшка» яркий пример того каким жестоким может быть человеческое равнодушие. Главный герой Ефим, которого в народе прозвали Юшкой, гоним отовсюду, в него кидают камнями и дразнят мальчишки, взрослые же и вовсе не замечают его. С каждым годом несчастный Юшка становится все слабее от чахотки. Летом, возвращаясь с работы, он встречает прохожего, который начинает потешаться над ним. Впервые Юшка отвечает прохожему, что он также значим, как и он. Прохожий толкает Юшку в грудь, тот падает и погибает. На этом примере видно как черствость жителей городка погубила многострадального человека.

   Обратимся к произведению Николая Васильевича Гоголя «Шинель». В повести автор изобразил общество, которому нет дела до «маленького человека» Акакия Акакиевича Башмачкина. Когда у Башмачкина похищают дорогую шинель, никто не хочет помочь ему в поисках. Авторитетный человек также отказывает ему в помощи. Герой понимает, что остался без шинели, на которую так долго копил. Люди фактически оставляют погибать суровой зимой человека без верхней одежды. Таким образом, равнодушие окружающих становится главной причиной гибели Акакия Башмачкина.

  В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что безразличие таит в себе большую угрозу для человечества. Необходимо оставаться неравнодушным к проблемам других людей. Надеюсь, что окружающие станут внимательнее и отзывчивее по отношению к ближним людям.

«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ – ВЕЧНАЯ ТЕМА»

  1. Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Главный герой произведения совершил аферу ради собственных интересов, в ответ он получил лишь презрение общества.  В итоге его мечта о купленном уважении и оседлой жизни в этих местах рухнула: никто не хочет принимать у себя преступника. 
  2. Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Многие знают о планируемой авантюре Чичикова, который скупал крестьян только на бумаге. Но не все понимают, какие последствия имела бы его махинация для общества. Он же никого не убивает, не калечит, а если и обманывает, то государственное учреждение, а не вдов и сирот. Но так ли? Чичиков собирался заложить несуществующие души в Опекунский совет. Это ведомство давало людям ссуды за ценности под проценты. Именно там А.С. Пушкин заложил имение в Болдино. Но куда государство девало проценты по кредитам? Ими оно обеспечивало сиротские приюты и дома малютки. Эти деньги шли на финансирование богоугодных заведений. Получается, что Чичиков своим обманом хотел нажиться на обездоленных. Именно они бы недополучили то, что им причитается по закону. В приюте дети получали образование и даже небольшое приданое для начала самостоятельной жизни.  Но такие, как Чичиков, брали ссуду под то, чего не было, а значит, учреждение терпело убытки и не могло помочь всем нуждающимся сиротам. Таковы негативные социальные последствия «безобидной» аферы героя. 
  3. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Французский император, не думая о нравственности и человечности, спровоцировал многие кровопролитные войны. В результате, Наполеон из-за своих амбиций потерпел поражение. Все преступления наказываются рано или поздно.
  4. А.С Пушкин, «Дубровский». В своем произведении известный писатель показал, что преступление может быть справедливым в обществе, где продаётся закон. Главный герой решил мстить тем людям, которые участвовали в мошеннических делах Троекурова. Другого выхода у него не было, ведь правосудия нельзя было добиться честно.
  5. Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба». В произведении утверждается, что в условиях военных действий любое преступление является нормой. Но каждый участник войны, преступая закон, увеличивает несправедливость. Поэтому не смирившегося с поражением Тараса ждет мученическая смерть. Его преступления привели к закономерному финалу. Убийство Андрия
  6. М.Ю. Лермонтов, «Песня про купца Калашникова». Главный герой очень хотел восстановить справедливость. Поэтому он убил обидчика своей супруги, отстаивая ее честь и достоинство. И осуждать его мы не имеем морального права, потому что иначе решить проблему он не мог в те времена.
  7. "Смерть поэта" Лермонтова
  8. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Родион Раскольников совершает убийство, за что получает наказание.  Фильм (2 серия)наказание Р  
  9. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Милосердие по отношению к себе преступники часто путают с безнаказанностью, и у них создается иллюзия того, что можно и дальше идти по кривой дорожке. Примером может послужить Аркадий Свидригайлов. Герой сидел в долговой яме, ведь растратил все деньги и остался должен. Он был сладострастным человеком и ни в чем не мог себе отказать. Его пожалела Марфа Петровна. Она выкупила Аркадия и вышла за него замуж. С ее стороны это было настоящим милосердием: она дала преступнику и падшему человеку с дурной репутацией второй шанс. Он получил капитал, большой дом и высокий статус в обществе. Жена же закрывала глаза на его «шалости» с крепостными девушками. Аркадий не усвоил жизненного урока и продолжил развратничать. Он насиловал и совращал тех, кто не мог ему отказать в силу зависимого положения. Дуня Раскольникова тоже пожалела Аркадия, поверила ему, а он и тут воспользовался чужим сочувствием и едва не сделал героиню своей любовницей. Все шансы, подаренные добрыми людьми, Свидригайлов воспринимал как поощрение своей дурной натуры. Милосердие вновь и вновь давало ему возможности развратничать. Стоит признать, что преступники не заслуживают снисхождения, ведь пользуются им для совершения новых «подвигов». 
  10. А.Н. Островский, «Гроза». Не все преступления очевидны, не каждое наказывается по справедливости. Вот и травля Катерины в семье мужа воспринималась в обществе как норма. В результате Тихон даже бьет жену по наущению матери, и никто не может помочь ей. Такое обращение к женщине привело к трагедии.Пьеса "Гроза" (читать)  Спектакль  2-я часть Биография КатериныОбраз Катерины.Сюжет и конфликт в пьесе А.Н.Островского «Гроза» Образ Катерины в драме А.Н.Островского «Гроза
  11. М. Горький, «Старуха Изергиль»Легенда о Ларре. Жестокий Ларра совершил большое преступление – убил девушку. Изгнание стало самым тяжким наказанием для героя.  Легенда (детский спектакль)
  12. Н.В. Гоголь, «Ревизор». Автор показывает, как многие социальные проблемы порождаются преступлениями на государственном службе. 
  13. Н.В. Гоголь, «Ревизор». Уровень преступности зависит от социального и нравственного микроклимата в регионе. Например, в городе N казнокрадство, мздоимство, невыполнение служебных обязанностей стали нормой жизни. Все люди видели, как городничий и другие чиновники наживаются на преступлениях и не несут никакой ответственности за это. Будет ли обыватель уважать закон, если судья говорит, что берет взятки борзыми щенками и не видит в этом ничего плохого. Ему проще купить борзого щенка и воровать дальше, раз таковы правила игры. Поэтому вполне объяснимо, что все просители пытались подкупить мнимого ревизора и кляузничать друг на друга. Взятки в такой среде в порядке вещей. Правовой нигилизм приводит общество к повышению уровня преступности.
  14. К.Г. Паустовский, «Телеграмма». Настоящее раскаяние почувствовала Настя, когда с опозданием открыла телеграмму от матери. Девушка уехала в большой город делать карьеру и редко навещала старушку. Катерина Петровна с пониманием относилась к желаниям своей дочери и старалась не мешать ей своими жалобами и просьбами. А Настя была сильно занята и не могла даже поговорить с матерью по телефону лишний раз. Ей казалось, что нужно просто узнать, есть ли у старушки все необходимое, и на этом разговор можно заканчивать. Поэтому когда Катерина Петровна умирала, и сосед отправил ее дочери телеграмму, Настя не обратила внимания на это сообщение, ведь ничего срочного там быть не могло. Но было. Девушка не успеха даже на похороны матери и не попрощалась с ней. Из села она уезжала так, будто своровала кусок хлеба на базаре. Ей было очень стыдно. Она сильно раскаивалась в своем равнодушии и жалела о том, что единственный родной человек ушел из жизни, так и не дождавшись ее. Фильм
  15. А.С. Пушкин, «Станционный смотритель». Героине Пушкина было стыдно за то, что она бросила отца и не сообщала о себе ничего почти два года. Дуня была для него единственной отрадой, смыслом жизни. Самсон Вырин все делал для своей дочери и очень гордился ею. Но однажды ее увез с собой гусар, который остановился на станции и увлекся красотой девушки. Отец пошел искать нерадивую дочь и нашел ее в столице. Но Минский отказался отдавать ее, пытался откупиться деньгами, как будто покупал товар. Отец выкинул деньги и пошел по следу офицера. Выследив адрес, он проник в квартиру. Дочь при виде его упала в обморок. И Минский выставил Самсона за дверь. Пришлось смотрителю возвращаться ни с чем. Он запил от горя и скоро умер, ведь дочь ничего не сообщала о своей судьбе. А спустя годы на его могилу приехала богато одетая дама с детьми. Дуня застала лишь надгробие и горько плакала, так как ощущала вину за раннюю кончину отца. Ей было стыдно за то, что она предала человека, который так ее любил. Став матерью, она поняла всю подлость своего поступка и глубину боли Самсона.
  16. А.И. Куприн, «Гранатовый браслет». Муки совести — это нравственные страдания человека, признающего свою вину. Например, Вера испытывала раскаяние, когда узнала, что из-за нее Желтков совершил самоубийство. Чувство вины мучило ее из-за телефонного разговора, в котором она холодно и безразлично попросила героя закончить «эту историю». Она ощущала ответственность за то, что ее отказ в такой форме был главной причиной этой трагедии. После сообщения в газете Вера даже сама отправилась в квартиру Желткова и получила его предсмертное письмо. Дома она  плакала и слушала сонату Бетховена, которую он так рекомендовал в этом послании. Веру тяготили муки совести и смутное осознание того, что мимо нее прошла великая любовь. И это чувство ослабело только тогда, когда она поняла сердцем, что Желтков простил ее.
Преступление и наказание
  • А вот и возможные темы:
  • • Где пролегает грань между моралью и законом?
  • • Что может помешать человеку совершить страшную ошибку?
  • • Кто виноват в том, что человек стал преступником: он сам или окружающее его общество?
  • • Может ли человек совершить преступление против своей воли?
  • • Существуют ли «благородные разбойники» не в легендах, а в реальной жизни?
  • • Можно ли совершить дурной поступок из хороших побуждений?
  • • Правда ли, что муки совести страшнее любого наказания?
  • • Существуют ли преступники, которых не мучает совесть?
Страницы рукописи "Экспресс-подготовка к итоговому сочинению"
  • А вот и возможные темы:
  • • Где пролегает грань между моралью и законом?
  • • Что может помешать человеку совершить страшную ошибку?
  • • Кто виноват в том, что человек стал преступником: он сам или окружающее его общество?
  • • Может ли человек совершить преступление против своей воли?
  • • Существуют ли «благородные разбойники» не в легендах, а в реальной жизни?
  • • Можно ли совершить дурной поступок из хороших побуждений?
  • • Правда ли, что муки совести страшнее любого наказания?
  • • Существуют ли преступники, которых не мучает совесть?